СБП. Дни Мошиаха! 4 Тишрея 5785 г., первый день недели Браха | 2024-10-06 07:22

Урок 4. Четыре уровня получающих

Король устроил пир для больших министров и важных слуг. Он потратил на этот пир огромные богатства. Остатки этого пиршества достались также рабам на кухне и даже собаки ели кости, которые бросали вниз.

Источник: «Сефер а-маамарим» том 3, стр. 97-110 Перевод и комментарий:Шая Брусиловский 12.08.2010 4 3766 мин.

И можно к этому добавить, что когда выбор души, которая выше человеческого ума, воздействует на ум, то этим душа поднимается на еще более высокую ступень. (Далее Ребе приводит этому длинное объяснение, а в 11-й главе подводит итог.)

А понять это можно, предварительно рассмотрев то, что написано в сидуре (Аризаля) на слова Пасхальной Агады «Рабами были мы у Фараона в Египте». Там рассматривается влияние (блага), которое получают «попирающие волю Его» (грешники), как то, что дается свыше без желания, само по себе, как будто «протягивая из за спины» (Отвернувшись от получающего из-за ненависти к нему). И этому приводится там пример:

«Король устроил пир для больших министров и важных слуг. Он потратил на этот пир огромные богатства. Остатки этого пиршества достались также рабам на кухне и даже собаки ели кости, которые бросали вниз». Король конечно же вовсе не имел в виду тратить деньги на рабов и собак. А то что они получили остатки от пира (хотя и эти остатки стоят немалых денег) — досталось им само по себе.

Также и в жизни. Те блага, которые получают «нарушающие волю Его», даются им свыше мимоходом, без какого либо желания, как все это объясняется там (в сидуре Аризаля) подробно.

И нужно сказать, (это выражение, как правило, использует Ребе перед тем, как делает собственные выводы, а не приводит мнения других мудрецов и Ребе) что два уровня получающих блага мимолетом (1. рабы и рабыни 2. собаки) и два уровня восседающих за столом короля (1. большие министры 2. важные слуги) можно поставить в соответствие вышеупомянутым четырем уровням:

1. Самый низкий уровень — это собаки. Они не служат Королю и имеют только одно желание — получать чем можно больше благ, как написано: «Собаки наглые не насытятся никогда» (пророк Исая 56:11). (И можно это связать с тем, что уже известно, что слово «собака» (на святом языке «кэлэв») можно расшифровать как «одно лишь сердце» (игра слов — «кэлэв» — «куло лэв»). Ведь природа человека, с самого рождения в том, что его мозг владеет сердцем. А тот, кто находится на уровне собаки, является полной противоположностью уровня человека в этом плане. У него не только что сердце полностью управляет мозгом — он просто «одно сердце»). И поэтому все его желания в жизни — удовлетворение собственных страстей.

2. Немного выше этого уровня — рабы и рабыни. Они таки служат Королю, но делают это только из страха наказания. Их истинное желание — удовольствия этого мира. А то, что они не нарушают волю Творца — это только из страха наказания Свыше. Поэтому им нет места за столом Короля.

3. В противовес им, важные слуги служат Королю с большим желанием. И несмотря на то, что основная часть их служения в подчинении власти Короля и исполнении Его желаний, тем не менее, они подчиняются с большим желанием. И поэтому их место за столом Короля.

4. Выше их стоят министры. Их достоинство в том, что они понимают в том, каким образом управляется государство (и поэтому какие-то государственные дела поручено решать им). Они также понимают величие Короля и это пробуждает в них любовь к Нему. Министры служат не только подчинением Королю, но и любовью к Нему. И они тоже делятся на множество категорий, из которых можно выделить две — министры и большие министры.

И нужно сказать, что эти три категории, находящиеся за столом Короля (важные слуги, министры и большие министры), соответствуют трем уровням министров из Мидраша (Дукасы, Ипархи и Истартелуты), про которых Мидраш говорит «были с ним» (с Королем). По примеру важных слуг, министров и больших министров, которые сидят за столом Короля (также находятся с Королем).

И в связи с этим нужно сказать, что несмотря на то, что по-простому Дукасы и т.д. намекают нам на 70 ангелов-покровителей других народов, то, что Мидраш в примере употребляет слова «были с Ним», это намекает также на святых ангелов, и даже на сфиру Ацилут, которая едина с Творцом.

Из этого можно понять еще лучше смышленость того, кто сказал «я буду поклоняться Королю». Он не только не желает получать блага, подобно собакам и мелким рабам, которые не сидят за столом Короля (хотя блага они получают очень большие) и хочет быть за столом Короля. Но он также не желает знать и Дукасов и.т.д (святых ангелов, и сфиру Ацилут и даже еще выше), а только Короля — «я буду поклоняться Королю».

И как известное толкование отрывка из Псалмов «Молитва бедного, когда он унывает и пред Б-гом изливает печаль свою» Баал-Шем-Товом, что бедный ни о чем не просит и вся его молитва о том, чтобы «пред Б-гом изливать печаль свою».

(И это колоссально высокий духовный уровень, состояние полного самоустранения. Когда человек не думает о своей выгоде, пусть даже о духовной выгоде. А все его стремление лишь только служить Королю).

И для этого требуется быть очень смышленым.

На это можно привести такой пример. Чтобы зайти к земному царю и повидаться с ним, нужно пройти сначала через роскошные залы, украшенные самыми красивыми драгоценностями. И есть такие люди, которые увидев роскошь и сияние внешнего зала, получают от этого неописуемое наслаждение и задерживаются там. Других сиянием внешнего зала уже не удивишь, но попав вовнутрь они наслаждаются и задерживаются там. И только очень смышленый человек, не станет обращать внимания на самую большую роскошь самого внутреннего зала. У него одно желание и стремление — зайти в королевский зал и увидеть лицо Короля.

Комментарии: 4 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter