Лаг ба-Омер мы объявляем праздничным днем — ведь таково было желание рабби Шимона бар Йохая, и именно так установили мудрецы древних времен, из года в год отмечавшие годовщину его смерти как радостный и праздничный день — точь в точь как самый день его кончины.
Еще в древности был установлен важный обычай зажигать многочисленные свечи на могиле рабби Шимона бар Йохая в Лаг ба-Омер. Рабби Овадья из Бартенуры писал в письме к брату, написанном в 5249-ом (1489-ом) году: «18-го Ияра, в день кончины рабби Шимона бар Йохая, к его могиле приходят люди из самых разных мест и зажигают большие факелы — это вдобавок к обычной поминальной свече».
Когда великий АРИ и лучшие из его учеников поселились в Земле Израиля, они овладели всеми десятью ступенями тайного учения и объяснили всему народу важность празднования этого дня. За ними пришли выдающиеся хасидские цадики, ученики Баал- Шем-Това, которые пошли по пути каббалистов, и таким образом Лаг ба-Омер стал днем, в который весь еврейский народ чтит память великого мудреца рабби Шимона бар Йохая и молит Всевышнего о том, чтобы его заслуги помогли всему Израилю, и излучаемый им свет озарил всю страну.
Свечи, факелы и костры…
Мы уже говорили о том, что день кончины рабби Шимона бар Йохая был наполнен светом как никакой другой день — так отмечено в книге «Зоар». Именно поэтому и существует обычай зажигать в этот день множество свечей в синагогах и йешивах с тем, чтобы при свете их изучать учение рабби, рассказывать прославляющие его истории и петь песни, сложенные в его честь. В этот день принято изучать материалы малого собрания, «Идра Зута», приведенные в книге «Зоар».
Обычай зажигать костры в Лаг ба-Омер в честь рабби Шимона бар Йохая восходит к АРИ и относится прежде всего к горе Мирон, где находится могила рабби Шимона бар Йохая и его сына рабби Элазара. Этот обычай был установлен самим АРИ и его учениками.
В этот день принято [впервые] стричь мальчиков, достигших трехлетнего возраста, оставляя пейсы, чтобы приучить их исполнять заповедь: «Не стригите краев волос вокруг головы вашей» (Ваикра 19:27). Эта церемония называется «халаке» — «стрижка».
Рабби Хаим Виталь рассказывает о своем учителе, великом АРИ, что он привел своего маленького сына на гору Мирон вместе с остальными членами семьи и там постриг его, специально для этого прибыв из Египта еще до встречи с р. Хаимом.
Вопросы:
1. Какие исторические свидетельства о праздновании Лаг ба-Омера вам известны?
2. Почему это праздник?
3. Какую песню (или песни) поют в этот день?
4. Почему жгут костры?