Что же представляет собой та часть молитвы, которая идет перед «Шмонэ Эсрэ»? Это подготовка к ступени «Барух Ата Ашем», создание необходимой настроенности («каваны»), чтобы слова «Шмонэ Эсрэ» шли от «желания сердца».
Для достижения этой ступени наши мудрецы предварили «Шмонэ Эсрэ» разделом «Псукей дезимра» («Отрывки песнопений») и благословениями на чтение «Шма».
Эти разделы соответствуют песнопениям ангелов различных уровней, известные нам по описаниям пророков Йешаяу (Исайи) и Йехезкеля (Иезекиила). Суть этих песнопений: осознание святости Творца.
Еврейское понятие «святой» (кадош) означает «отделенный», «выделенный». Восклицание ангелов «свят, свят, свят» означает несоизмеримую дистанцию между Творцом и творением, дистанцию между конечным и Бесконечным, дистанцию, которая не поддается никаким оценкам, которая вне досягаемости человеческого разума. Каким-то образом постичь ее можно только на уровне высших ангелов, то есть, когда свет Творца максимально раскрыт.
Этот уровень представлен ангелами «срафим», «сжигаемыми». Огонь символизирует полное уничтожение чего бы то ни было, заслоняющего Творца. Сотворенное воспринимает истинную реальность настолько ясно, что никак не ощущает свое собственное существование.
Восклицания «срафим» вызывают на более низких уровнях — у ангелов «офаним» («колес») и «хайот акодеш» («животных святости») — «бурю эмоций» («большой шум»), смятение, так как те не способны воспринять концепцию «святости» так же ясно, как ее постигают «срафим».
У пророка Захарии ангелы названы «стоящими», так как они соответствуют категории «ног». Более того, мудрецы говорят аллегорически, что ангелы стоят на одной ноге, у них не может быть больше одной ноги — они статичны, заданы раз и навсегда, не способны меняться, расти, переходить с одного уровня на другой («идти»).
Еврейский народ же, живущий в нижнем, материальном мире, находится на уровне «головы» (мидраш «Берейшит Раба»). Говорят наши мудрецы, что все в мироздании, даже ангелы, создано «словом Всевышнего», Его «речью», и только души народа Израиля — непосредственно «мыслью» Творца.
С другой стороны, ангел всегда «видит» Творца (в соответствии со своим уровнем), для человека же духовный опыт подобен сну: «Мы были как во сне» (Псалмы). Даже дойдя в своем осознании Истины до уровня ангелов, мы не можем там удержаться, и после молитвы наше духовное переживание проходит, как сон, уступая место физическим потребностям и желаниям.
Поэтому наша духовная работа в галуте уподоблена сну. И как раз в этом наша сила! Ибо, упав в очередной раз с высочайших ступеней постижения Творца в суету повседневности и материальности, душа «просыпается», приходит в отчаяние, кричит о помощи — обращается ко Всевышнему из самой глубинной точки, с «желанием сердца».
Отсюда и закон, приводимый в Талмуде (Мишна «Брахот») и гласящий, что во время молитвы голова должна быть опущена вниз («голова вниз, а сердце вверх»). Опущенная голова напоминает о спуске души (душа соответствует категории «головы»).
В этом заключается глубинная основа «тшувы» — «ответа», «возвращения» к Источнику, к Творцу.
В этом же — суть служения Всевышнему «всем сердцем», то есть, по определению мудрецов Талмуда, «двумя сердцами», и добрым, и дурным началом: преобразовать дурное начало в доброе и есть смысл «тшувы».
Только после всего этого, остро ощущая жизненную «нехватку» Божественности, можно по-настоящему просить о раскрытии здесь, в самых низах того Бесконечного света, который выше Творения, — то есть достичь ступени «Барух Ата Ашем», когда наше желание раскрытия Творца становится настоящим.