РАМБАМ постановил, что ожидание прихода Мошиаха является неразрывной частью еврейской веры и ее основой. Как он четко и ясно выразился в «Законах о Мошиахе»: «Всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода — даже если он верит в сам приход Мошиаха, но не ждёт его — отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего». Все это требует объяснения, так как многие пытались понять, на основании чего РАМБАМ постановил, что мы обязаны ожидать прихода Мошиаха, вплоть до того, что не делающий этого человек отрицает всю Тору.
Можно объяснить причину этого так: связь еврейского народа со Всевышним, которая началась на горе Синай, сравнивается с отношением между владыкой и его подданными, которые по своему желанию принимает его суверенитет. При этом они обязаны исполнять все указания владыки. Так и мы должны исполнять все 613 заповедей.
На более глубоком уровне можно сказать, что принятие власти короля не является только внешним, как это есть у раба по отношению к своему господину или у животного по отношению к своему хозяину. Их отношения основываются на внутренней, глубокой связи, когда «его власть приняли по своему желанию». Таким образом, евреи хотят этого и выбирают Всевышнего своим Б-гом, как это было на горе Синай, когда все сказали: «Все, что изрек Г-сподь исполним и будем слушать». Это должно быть и в наше время, когда каждый еврей каждый день должен принимать на себя власть Небес — именно по своему желанию.
Можно совместить это со словами РАМБАМа в «Законах о разводах» (2:20), что каждый еврей «желает оставаться евреем (т.е. оставаться частью еврейского народа), он хочет исполнять все заповеди и отдаляться от преступлений». Эти две вещи относятся к принятию ярма Небес и принятию заповедей. При этом желание оставаться евреем это основа для принятия ярма Небес, а желание исполнять все заповеди это основа принятия ярма заповедей.
Мы говорили, что власть Всевышнего проявляется над евреям с помощью власти Давида. Поэтому РАМБАМ установил это в качестве основы нашей веры. Только необходимо, чтобы при этом было желание евреев и их выбор.
Хотя во время изгнания евреи находятся под властью народов мира, власть Всевышнего не заметна и нет возможности исполнять все заповеди, но так как еврейский народ принял власть Всевышнего по своему желанию, они не могут примириться с такой ситуацией. В этом выражается постоянное ожидание прихода Мошиаха, который вернет династию Давида в раскрытой форме и тогда мы сможем исполнять все заповеди.
В «Ликутей Сихот» (том 28, стр. 136) Ребе добавляет, что ожидание прихода Мошиаха происходит из-за того, что еврей чувствует, что у него не может быть никакого совершенства без прихода Мошиаха. Поэтому он постоянно ждёт его. В другом месте (том 11, стр. 351) Ребе объясняет, что евреи чувствуют, что они не могут быть без короля.
Связь с Королем Мошиахом
О вере в приход Мошиаха было сказано, что она должна быть не только в отношении ситуации совершенства Торы и заповедей, а вера в человека, который приведет к этому совершенству — королю из рода Давида, который раскроется и восстановит династию Давида, а не только ожидание общей ситуации, которая наступит в мире. Это следует из слов РАМБАМа, который написал, что должно быть именно «ожидание его прихода», появления человека, Короля Мошиаха.
Королевство Давида не является чем-то абстрактным, а оно воплощается в человека из плоти и крови, сидящего на троне Давида. Поэтому в каждом поколении должна быть связь евреев с королем из рода Давида того поколения. Хотя во время изгнания такой король не проявляется явно, тем не менее, евреи ожидают прихода Мошиаха, даже если они не знают его. Отсюда следует, что ожидание прихода Мошиаха это по сути личная связь каждого еврея во всех поколениях с личностью Мошиаха — надежды всех поколений.
На основании этого станут понятными слова Ребе (2 Нисана 5748 года) в отношении молитвы об Освобождении с помощью провозглашения «Доколе?», что в ней заключена идея коронации, «Да здравствует король!» Так как провозглашение «Доколе?» выражает не только общее ожидание хорошего будущего, но и главным образом основную идею сущностной связи с родом Давида, ведь коронация это связь короля и народа. Во время изгнания, когда нет в явной форме короля из рода Давида, эта связь осуществляется с помощью ожидания («Доколе?»), но когда мы приближаемся к Освобождению и встаёт король из рода Давида, то наше ожидание переносится на этого короля и принятие его власти народом («Да здравствует король!»)
Более явно можно видеть это в комментарии на Мишну РАМБАМа, где он пишет, что вера в приход Мошиаха включает в себя «веру в его величие, любовь к нему и молитву ради его благополучия». То есть, недостаточно веры в приход Мошиаха, а должна быть связь с этим человеком.
В отношении Мошиаха можно также сказать, что он не только «сердце всех евреев в этом поколении», но и во всех поколениях. Это личность, которая сплачивает весь еврейский народ во всех поколениях, которые объединяются в ожидании его раскрытия.
И поэтому еврей должен желать прихода Мошиаха, когда раскроется власть Всевышнего над еврейским народом и всем миром. Если же еврей верит в приход Мошиаха, но не желает его наступления, у него отсутствует основа выбора Всевышнего и Его заповедей, он отрицает раскрытие власти Всевышнего, тем самым извлекая себя из еврейского народа. Поэтому РАМБАМ называет такого человека еретиком. Хотя подобное определение относится не к чувствам, а к действиям или мыслям, как в том случае, когда человек отрицает Божественное происхождение Торы (или когда он ест запрещенную пищу для того, чтобы рассердить Всевышнего, хотя в этом случае он не называется еретиком), но можно сказать, что РАМБАМ использовал слово «еретик» по отношению к тому, кто не верит в Мошиаха, включая в это также и того, кто не ждёт его прихода.
Есть ли «размер» веры?
Нужно понять две вещи: что включает в себя вера и насколько глубоко она должна проникнуть в душу еврея?
В отношении первой вещи нам понятно, что хотя в Эру Мошиаха будет много нового и необычного, но когда РАМБАМ написал о необходимости ожидания Мошиаха, он не упомянул этого. Отсюда следует, что минимальное ожидание включает в себя только упомянутые до этого вещи: «В грядущие дни встанет Король Мошиах и восстановит династию Давида... В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом».
Что же касается второй вещи, то об этом пишет Ребе («Ликутей Сихот» том 28, стр. 136):
Как идея веры в приход Мошиаха является постоянной, так и обязанность ожидания его прихода. Еврей должен всегда ожидать Мошиаха. Как мы говорим во время молитвы: «Ведь мы постоянно надеемся, что Ты спасешь нас». Когда кто-нибудь упоминает идею, имеющую отношение к Мошиаху, даже между прочим, такой еврей не может оставаться равнодушным. А это сразу пробуждает в нем чувство ожидания Мошиаха.
На основании этого Ребе объясняет слова РАМБАМа о том, что когда тот пишет, что десятую корову принесет Король Мошиах, он сразу добавляет: «Да будет угодно Всевышнему, чтобы это случилось как можно скорее». Эти слова упоминаются именно для того, чтобы мы знали, что даже только упомянув об Освобождении мимоходом, у нас сразу же просыпается жажда скорее всё это увидеть и прочувствовать.
По простому понятно, что еврей не обязан весь день думать только о Мошиахе. Он должен все время желать этого. Поэтому только при одном упоминании о Мошиахе уста еврея сразу произносят: «Да будет угодно Г-споду, чтобы это случилось поскорее!»
Вывод:
РАМБАМ постановил, что ожидание прихода Мошиаха является основой веры. Можно объяснить причину этого так: связь еврейского народа со Всевышним сравнивается с народом, который по своему желанию принимает власть земного владыки. И поэтому еврей должен желать прихода Мошиаха, когда раскроется власть Всевышнего над еврейским народом и всем миром. Когда же еврей отрицает приход Мошиаха, он отрицает раскрытие власти Всевышнего, тем самым извлекая себя из еврейского народа.
Отсюда понятно, что ожидание прихода Мошиаха является не только ожиданием ситуации, которая будет в мире, а также, главным образом, ожиданием человека, который появится и будет управлять нами — «ожидаю его прихода». И это ожидание по сути является связью каждого еврея во всех поколениях с Королем Мошиахом, «сердцем всего еврейского народа».
И ожидание Мошиаха должно быть постоянным, «ведь мы постоянно надеемся на Твое спасение». Но, на первый взгляд, не обязательно постоянно думать и говорить об этом ожидании, а только внутренние желание прихода Мошиаха должно быть постоянным, даже когда его мысли и речь заняты чем-то другим.
Нет заповеди ожидать прихода Мошиаха, так как ожидание его прихода не является личной обязанностью человека. Это общая идея, являющаяся основой всей Торы.
Ожидание Мошиаха мудрецами и пророками
Мы уже говорили о настоящем ожидании прихода Мошиаха, когда у каждого еврея есть искреннее желание увидеть раскрытие власти Всевышнего над еврейским народом и всем миром, наступление правления королевской династии Давида и начало исполнения всех заповедей Торы.
Но РАМБАМ сам объяснил ожидание прихода Мошиаха по-другому (см. «Законы о раскаянии» 9:2): «Поэтому так жаждет весь Израиль, пророки его и мудрецы прихода Короля Мошиаха — чтобы освободиться от власти злодейского царства, которое не дает евреям возможности изучать Тору и исполнять заповеди как подобает, чтобы, обретя покой, посвятить себя постижению мудрости и удостоиться жизни в грядущем мире».
И еще он пишет об этом («Законы о Мошиахе» 12:4): «Не желали пророки и мудрецы мессианских времен ни для того, чтобы властвовать над всем миром, ни для того, чтобы угнетать другие народы, ни для того, чтобы все народы их превозносили, ни для того, чтобы есть, пить и радоваться; но для того желали этих времен, чтобы быть свободными для постижения Торы и ее мудрости, чтобы никто их не преследовал и не мешал им, чтобы удостоиться доли в будущем мире».
Таким образом мы видим, что стремление к Дням Мошиаха является только средством, с помощью которого можно достигнуть будущего мира. Как пишет РАМБАМ: «И целью является будущий мир, к которому мы стремимся».
Но если внимательно рассмотреть эту тему, мы понимаем, что невозможно представить себе такой итог ожидания прихода Мошиаха. Ведь если представить себе, что это ожидание является только средством для достижения будущего мира, то почему РАМБАМ постановил, что если еврей не верит в Мошиаха и не ожидает его прихода, он отрицает всю Тору? Ведь сам РАМБАМ пишет («Законы о раскаянии» 10:1-2), что есть люди, которые не имеют никакого представления о будущем мире, поэтому у них нет никакого стремления к этому. А с другой стороны, есть люди, которые «служат Всевышнему из любви, изучают Тору, исполняют заповеди и следуют путем мудрости без всякой корысти — не из страха наказания и не для того, чтобы удостоиться награды, но служа истине ради нее самой». И совершенно очевидно, что они не считаются отрицающими Тору, не дай Б-г. А если нет необходимости стремиться к будущему миру, то почему должна быть обязанность ожидать Эру Мошиаха, которая является только средством?
Можно спросить по-другому. Если стремление к будущему миру неодинаково у всех евреев, то невозможно установить ее как равноценную основу веры для каждого еврея — от ребенка (который не имеет никакого представления о будущем мире) и до большого мудреца (у которого нет личного интереса, даже в будущем мире).
И так как, действительно, мы нигде не находим, что стремление к будущему миру является основой еврейской веры, то понятно, что если ожидание прихода Мошиаха является только средством и частью стремления к будущему миру, который наступит впоследствии, то и это ожидание не может быть основой веры?
Поэтому мы вынуждены объяснить (и это поможет нам понять разницу между словами РАМБАМа в «Законах о раскаянии» и «Законах о Мошиахе»), что на самом деле в ожидании прихода Мошиаха есть две разные вещи:
Мы уже упоминали, что по мнению РАМБАМа человек во всем ищет для себя выгоду, даже когда речь идет о мудрецах и пророках, которые служат Всевышнему. Поэтому также и они смотрят на Эру Мошиаха как на средство для достижения жизни в будущем мире.
И в этом могут быть различия между евреями, когда одни стремятся к жизни в будущем мире, а другие — к более неизменным вещам. А есть и такой, кто служит Всевышнему из любви и не ищет для себя ничего. Но все они являются частью еврейского народа, как это понятно.
Но в то же время у еврея должна быть более глубокая связь со Всевышним. Не для какой-то личной выгоды, а в самоустранении перед Ним. Поэтому соблюдение заповедей всеми евреями, от малого до великого, должны быть основано прежде всего на принятии власти Всевышнего — как раб, который обязан исполнять повеления своего господина. В этом проявляется завет Всевышнего с евреями, который был заключен на горе Синай. Именно поэтому еврей является евреем.
И наподобие этого можно понять в отношении ожидания прихода Мошиаха. У каждого еврея должно быть внутреннее желание возвращения династии Давида к ее первоначальному суверенитету и исполнения всех заповедей.
Можно сравнить это со словами РАМБАМа («Законы о королях» 8:14) об исполнении народами мира «Семи заповедей потомков Ноаха», что нужно принять их и выполнять «потому, что так повелел Всевышний в Торе... Но тот, кто выполняет эти вещи из-за их логичности... не является праведником народов мира, а лишь мудрецом». То есть недостаточно быть мудрым и вести себя так, как предписывает разум, а должно быть самоустранение перед Всевышним, которое не зависит от здравого смысла. И РАМБАМ определяет это как более высокий уровень праведности — качество хасидов.
Отсюда понятно, что тем более это справедливо в отношении евреев, которые также должны вести себя согласно высоким стандартам и быть хасидами. Нужно ожидать Эру Мошиаха для раскрытия славы Всевышнего.
Это согласуется со словами РАМБАМа, что каждый еврей желает исполнять все заповеди. Также теперь понятно, что если у еврея отсутствует эта вера, он считается еретиком, так как у него нет полной связи со Всевышним.
Можно добавить, что есть разница между двумя видами ожидания Эры Мошиаха. Когда человек стремится к своему личному совершенству, он ожидает главным образом состояние Эры Мошиаха, когда «будут свободными для изучения Торы». Для такого человека Мошиах является средством для достижения в мире состояния, к которому он стремится. Но когда человек ожидает Эру Мошиаха для того, чтобы увидеть раскрытие Всевышнего в мире, для него главное ожидание самого человека, Короля Мошиаха.
Когда РАМБАМ говорит о стремлении мудрецов, он определяет это как «ожидание Эры Мошиаха», а когда он говорит о том стремлении, которое должно быть у каждого человека, то определяет это как «ожидание прихода Мошиаха» — именно ожидание человека, а не эпохи.