СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 8 Кислева 5783 года, шестой день недели, гл. Вайеце | ГОД СОБРАНИЯ | 2022-12-02 13:42

8. Не должен совершать чудеса и знамения?

Когда мы говорим, что Мошиах приходит по законам природы, когда законы мира не изменятся, то отсюда следует, что приход Мошиаха наступает после предшествующего этому длительного периода.

2050 (0)
8. Не должен совершать чудеса и знамения?
Законы мира не изменятся

Когда РАМБАМ написал, что «в грядущие дни встанет Король Мошиах и восстановит династию Давида, вернув ее к первоначальному суверенитету. все законы, действовавшие в прошлом», он хотел подчеркнуть тот факт, что Мошиах придет только для того, чтобы возвратить утраченные вещи, а также для отрицания мыслей, что Мошиах якобы должен вносить изменения в мире. Как сам РАМБАМ пишет об этом далее:

Не думай ты, что Мошиах должен творить чудеса, вносить изменения в мир, воскрешать мертвых и тому подобное. Это неверно, ибо рабби Акива‚ величайший из мудрецов Мишны, был оруженосцем Короля Бен Козивы (Бар Кохбы) и называл его Королем Мошиахом. И он, и все мудрецы его поколения полагали, что он Король Мошиах, до тех пор, пока тот не был убит за грехи. И только после этого они убедились, что он не Мошиах. И не просили от него мудрецы сотворить чудо.

Но основная истина состоит в том, что Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков и нельзя ни прибавить к ним и ни убавить от них. И всякий, кто добавит новую заповедь к заповедям Торы или отменит одну из существующих, или превратно истолкует Тору, или станет толковать те места в ней, где говорится о заповедях‚ как иносказания, — грешник и нечестивец.

Об этом же говорится далее о порядке раскрытия Мошиаха, когда РАМБАМ старается описать этот процесс как совершенно естественный и не нарушающий законов природы:

Но если придет Король из рода Давида, посвятивший себя... постижению Торы и исполнению заповедей... и заставит весь Израиль идти по ней и укрепиться в следовании ей, и будет вести войны Всевышнего... победил все окружающие народы, и построил Храм на его месте, и собрал народ Израиля из изгнания... И он исправит весь мир и все будут вместе служить Б-гу...

Во всем этом описании мы не видим ничего сверхъестественного. И это касается не только действий самого Мошиаха, но и ситуации в мире в целом, как продолжает РАМБАМ:

Не думай, что в дни Мошиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде. А то, что сказал Йешаяу: «И будет жить волк рядом с овцой и барс будет лежать рядов с ягненком» — образное, иносказательное выражение, смысл которого в том, что Израиль будет жить в мире с неевреями.

Нужно понять, почему РАМБАМ решил объяснить эти пророчества в фигуральном смысле.

Это можно понять из доказательств РАМБАМа. Сначала он привел мнение рабби Акивы о Бен-Козиве, которого тот считал Мошиахом, но не просил его совершить чудо. Потом он привел слова мудрецов, что мир в дни Мошиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что евреи не будут порабощен неевреями. И ещё, что в пророчестве о том, что волк будет жить рядом с овцой, речь идёт не о животных, а это образное, иносказательное выражение, смысл которого в том, что евреи будут жить в мире с неевреями.

Наподобие этого РАМБАМ пишет в «Послании о пробуждении мертвых», однако потом он добавляет, что нужно понять общий подход к пониманию Торы, когда нужно постараться понять слова Торы так, чтобы они соответствовали нашему разума и законам природы.

В соответствии с этим РАМБАМ посвятил целую главу в книге «Путеводитель заблудших» (часть 2, гл. 29) для объяснения многих отрывков из наших пророков, которые на первый к говорят об изменении в природе. Но РАМБАМ интерпретирует их как иносказания и намеки.

С другой стороны, в том же самом послании РАМБАМ пишет четко и ясно, что он не отрицает полностью возможность появления в Эру Мошиаха чудес вне рамок природы. И он даёт возможность понять все эти пророчества в буквальном смысле.

Он также упоминает пророчества о пробуждении мертвых, которые обязаны реализоваться в буквальном смысле. Если человек верит в сотворение мира из ничего, он также верит в то, что Творец может изменить материю по Своему усмотрению. Тогда нет никакой принципиальной проблемы объяснить слова пророка о выходящих за рамки природы чудесах в соответствии с их буквальным смыслом.

Исполнение заповедей именно в материальном мире

Рассмотрев более внимательно законы РАМБАМа о Мошиахе, мы видим, что в них содержится очень глубокая идея. Ведь после того, что он отрицает необходимость совершения чудес у Мошиаха, он добавляет слова: «Но основная истина состоит в том, что Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков и нельзя ни прибавить к ним и не убавить от них». Отсюда следует, что если человек утверждает, что Мошиах должен совершать чудеса, он нарушает идею о вечности заповедей Торы.

Нужно объяснить это. Как было сказано, основная идея Мошиаха заключается в приведении к совершенству Торы и заповедей. Поэтому вера в его приход связана с тем, что все заповеди Творца должны реализоваться в буквальном смысле. Если человек полагает, что это невозможно из-за того, что природа мира противится воле Всевышнего, то он отрицает вечность Торы.

Наподобие этого, если человек согласен с тем, что наступит время, когда мы сможем исполнять все заповеди в совершенстве, но при этом считает, что это невозможно в нашем мире в настоящее время, а только когда его природа изменится, такие мысли также считаются еретическими. Ведь так как Тора и заповеди были даны нам для исполнения в этом материальном мире со всеми его ограничениями, то все заповеди и указания Торы относятся именно к этому времени.

Поэтому если кто-то считает, что «Мошиах должен творить чудеса», он автоматически предполагает, что для полного исполнения заповедей обязательно должно наступить изменение в мире. А это противоречит тому, что «Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков». Поэтому РАМБАМу понятно и очевидно, что от Мошиаха нельзя требовать совершения чудес и он объясняет действия Мошиаха как не выходящие за рамки природы.

На основании этого принципа РАМБАМ продолжает объяснять все пророчества, связанные с Мошиахом и его действиями в мире именно по законам природы. И так как после слов пророка Йешаяу о Мошиахе: «И выйдет отросток из ствола Йишая, и даст плоды побег, (что) от корней его» находится пророчество о волке и овце, то нельзя сказать, что пророк связывает появление Мошиаха с изменением в мире.

Какие пророчества исполнятся в буквальном смысле?

Из вышесказанного понятно, что если пойдет речь пророчествах, которые не связаны с самим Мошиахом, его деятельностью и совершенством заповедей Торы, то у РАМБАМа не будет никакой проблемы объяснить их по простому смыслу. Поэтому пророчество о пробуждении мертвых, хоть это будет большое чудо, РАМБАМ понимает в буквальном смысле.

К сожалению, многие не понимали подход РАМБАМа и посчитали, что он якобы отрицает идею пробуждения мертвых. Поэтому РАМБАМ был вынужден написать «Послание о пробуждении мертвых», где написал: «Мы сказали, что у Мошиаха не будут требовать совершать чудеса, как-то разделять море или оживлять мертвых... Но отсюда не следует, что Всевышний не оживит мертвых, когда пожелает».

Мы видим, что РАМБАМ не отрицает возможность чудес и изменения законов природы, а он только выступил против связи между совершенством заповедей с помощью Мошиаха и изменениями в природе. Наподобие этого мы можем понять отношение РАМБАМа к высказываниям наших мудрецов об изменении законов природы, что он не спорит с ними, так как они говорят о будущем вообще, не в связи с Мошиахом и его действиями. Можно также сказать, что все это произойдет в более поздний период или даже в начале Эры Мошиаха как самостоятельные вещи, не имеющие прямого отношения к действиям Мошиаху, как их описывает РАМБАМ.

Естественная подготовка к приходу Мошиаха

Природа мира такова, что любое глобальное изменение не происходит сразу, а только поэтапно в течение длительного времени. Также никакая мудрость не раскрывалась и ни одна страна не появлялась за один день. Все новое в мире стало плодом долгого развивающегося процесса, который охватывал десятки лет. Если внезапно произойдёт большое изменение в мире, это будет считаться чудом.

Приход Мошиаха, который приведет весь мир к величайшему исправлению, когда все начнут служить Всевышнему, является потрясающим изменением установленного порядка. Если мы представим себе, что Освобождение наступит облачившись в законы природы, то это займет годы и десятилетия.

Как пишет Ребе:

Что касается Эры Мошиаха, то РАМБАМ постановил, что «мир в дни Мошиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен неевреями». На первый взгляд, это странно. Так как «в то время... весь мир будет занят только познанием Всевышнего» — а разве это не величайшее изменение в мире, когда вместо того, чтобы заниматься бизнесом и т.д., люди будут познавать Творца?.. Поэтому понятно, что все это произойдет не за одно мгновение из крайности в крайность (ведь тогда это будет изменением в мире), а когда все постепенно привыкнут к этому — так как в «канун субботы», перед Эрой Мошиаха, наступит возможность познания Всевышнего с помощью учения хасидизма.

И мы видим, как Ребе неоднократно указывает на различные события в мире как на признаки наступления Освобождения, которые происходят для того, чтобы подготовить нас к этому.

Также нужно заметить, что сам приход Мошиаха и наступление Освобождения на практике могут и должны произойти за одно мгновение.

Вывод:

РАМБАМ объясняет (11:6), что Король Мошиах сам не будет совершать чудеса и знамения; вообще, в его время не будет происходить изменение принятого в мире порядка и законов природы. И все пророчества, связанные с раскрытием Мошиаха, РАМБАМ считает притчами и иносказаниями — по его мнению они осуществлятся в переносном смысле.

Внутренняя идея этого такова, что так как смысл прихода Мошиаха заключается в том, чтобы привести мир к совершенству в области Торы и заповедей, то невозможно обусловить приход Мошиаха чудесами и знамениями. Ведь тогда можно подумать, что совершенство Торы невозможно в нашем мире при естественном ходе событий. А это уже граничит с отрицанием вечности Торы и веры в то, что указания Торы относятся именно к нашему материальному миру и в его нынешнем состоянии.

Однако, все это относится только к самому Мошиаху и его действиям. Но те пророчества, которые не связаны с самим Мошиахом и совершенством заповедей, как пророчество о пробуждении мертвых, должны будут исполниться в буквальном смысле. И также будут реализованы слова наших мудрецов о природных изменениях в будущем, так как мудрецы не связывают их с приходом Мошиаха и его действиями.

По законам природы, любое глобальное изменение в мире длится много лет и охватывает несколько поколений. И когда мы говорим, что Мошиах приходит по законам природы, когда законы мира не изменятся, то отсюда следует, что приход Мошиаха наступает после предшествующего этому длительного периода. Начиная с праотца Авраама, Дарования Торы и до раскрытия учения хасидизма — ведь все это готовит почву к тому состоянию, когда «наполнится земля знанием о Б-ге» и всем остальным аспектам Освобождения, которые будут тогда.

Опубликовано: 21.01.2018 Комментарии: 0
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter