14. Учение хасидизма — Тора Мошиаха

25.09.2018 805 (0)
14. Учение хасидизма — Тора Мошиаха
Учение хасидизма — Тора Мошиаха

Сейчас мы разберем понятие «учение Мошиаха», которое относится к самому глубокому уровню Торы. Комментируя слова пророка (Йешаяу 51:4): «Ибо Тора от Меня выйдет (в мир)», наши мудрецы сказали («Ваикра раба» 13:3): «В будущем Всевышний будет сидеть… и объяснять новую Тору, которую Он даст через Мошиаха». РАШИ в своем комментарии на Песнь песней объяснил слова (1:2): «Пусть он целует меня поцелуями уст своих», что речь идёт о будущем времени, когда Всевышний раскроет евреям самые сокровенные тайны Торы. Также РАМБАМ в описании Эры Мошиаха сообщает (12:5): «И потому станут все сыны Израиля великими мудрецами, и будет ведомо им тайное».

Объясняет Ребе, что под «новой Торой» в словах наших мудрецов и «сокровенными тайнами Торы», о которых пишет РАШИ, подразумевается самый глубокий уровень постижения Торы, который начал раскрываться вместе с появлением хасидизма — учения Мошиаха. И его раскрытие в наше время является подготовкой к приходу Мошиаха, который можно ускорить с помощью повсеместного распространения этого учения.

Что такое учение хасидизма?

Ребе РАШАБ сказал: «Люди думают, что хасидизм это объяснение каббалы. Это ошибка. Каббала это объяснение хасидизма». В каббале есть описание порядка мироздания и высших миров. В хасидизме используются понятия из каббалы, которые объясняются на понятном разуму уровне, упорядоченно и логично. Поэтому может возникнуть мысль, что хасидизм является объяснением каббалы. Но на самом деле все наоборот. Каббала является объяснением хасидизма, так как учение хасидизма это совершенно новый мир идей и образа мышления, подобно которому нет нигде, даже в книгах по каббале. Учение хасидизма только использует термины и идеи каббалы для того, чтобы объяснить глубокие идеи.

Как пишет Алтер Ребе в «Святых посланиях» (п. 25): «Пусть не заподозрят те, кто слышит меня, в том, что я возомнил, будто постиг глубинный смысл идей АРИЗАЛа и сумел вылущить его из скорлупы слов, антропоморфических и пространственно-временных терминов. Цель моего послания — лишь объяснить сказанное Баал-Шем-Товом и его учениками в свете учения Каббалы, основанного АРИЗАЛем».

Понятно, что слова Баал-Шем-Това можно выучить не используя каббалу АРИЗАЛа. Но так как Алтер Ребе захотел сделать слова Баал-Шем-Това понятными разуму, он использовал записи АРИЗАЛа, в которых он нашел идеи и понятия, с помощью которых можно объяснить слова Баал-Шем-Това.

В беседе 19 Кислева 5726 года, которая легла в основу брошюры «Изучение хасидизма», Ребе объясненил, что четыре уровня Торы (пшат, ремез, друш и сод) соответствуют четырем буквам Имени Всевышнего, четырем мирам (Ацилут, Брия, Йецира и Асия), четырем уровням души (нефеш, руах, нешама и хая). А учение хасидизма соответствует Сущности Всевышнего, на которую не может указать никакая буква, это венец, который выше всех миров, это йехида в душе.

В качестве примера отношения хасидизма с другими частями Торы, Ребе приводит обычай произносить по утрам «Благодарю я Тебя» и объясняет его с точки зрения четырех уровней постижения Торы (ПАРДЕС), после чего приводит хасидское объяснение.

После этого Ребе приводит различные идеи хасидизма, которые на первый взгляд не связаны друг с другом — творение из ничего, отношение к заповедям выше понимания, настоящая жизнь по заповедям — и показывает, как они дополняют друг друга.

Позиция РАМБАМа о Творце и творении

Как мы уже писали, РАМБАМ постоянно подчеркивает важность интеллектуальной деятельности в повседневной жизни еврея и его служении Творцу. С помощью познания Всевышнего мы достигаем своего совершенства. Поэтому слова Торы: «Сделаем человека по своему образу и подобию» он комментирует так: «Чтобы его душа была знающей и постигающей объекты, лишенные материальной оболочки, пока не уподобится им».

В соответствии с этим, когда РАМБАМ обсуждает возможности человека в познании Всевышнего, он имеет в виду интеллектуальное постижение, которого можно достигнуть с помощью размышлений. А так как отправной точкой находящегося в теле человеческого разума является мир, который человек видит вокруг себя, поэтому постижение Всевышнего связано с размышлениями о существовании мира. А это уже приводит его к выводу и знанию, что «есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет все существующее».

Так описывает РАМБАМ нашего праотца Авраама («Законы об идолопоклонстве и нееврейских обычаях» (1:9-11):

Уже в самом раннем детстве этот титан духа начал размышлять и думать днем и ночью, поражаясь: как возможно, что эта сфера постоянно находится в движении, и у нее нет Движителя?.. Пока не попал на правильную дорогу, пользуясь верными посылками — и понял, что есть Единый Б-г, Который вращает созвездия, Который создал все, и нет в мире другого Б-га, кроме Него... В возрасте сорока лет узнал Авраам своего Создателя.

Здесь РАМБАМ подчеркивает, что Авраам пришел к постижению Творца только с помощью своего интеллекта и наблюдения за миром. Поэтому он даёт нам указание («Фундаментальные законы Торы» 2:1):

Момент, когда человек изучает деяния Его и чудесные, великие Его создания и видит в них проявление мудрости, которой нет размера и конца — тут же он любит, и восхваляет, и возвеличивает, и загорается желанием постичь великого Б-га.

Когда же человек достигнет этого, у него зарождается такая любовь ко Всевышнему, которая достижима «лишь на пути постижения Всевышнего, и сила ее зависит от степени этого постижения». И так как способность человека в познании Всевышнего является ограниченной, то всю свою жизнь он мечтает достигнуть жизни души в раю, где сможет постигнуть Творца в полной мере.

И как РАМБАМ описывает человека, что его основой является интеллект, так он и описывает Всевышнего: «Он – Знание и Он – Знающий и т.д.». С ним согласны и мудрецы Каббалы, как говорится об этом в книге «Пардес» рабби Моше Кордоверо. А также, согласно Каббале рабби Ицхака Лурии, это верно, — как объясняет Алтер Ребе в книге «Тания». И так как Всевышний это квинтэссенция мудрости, то также о Торе и заповедях РАМБАМ пишет, что это «мудрость и проницательность ваша в глазах народов». Поэтому он полагает, что в каждой заповеди есть смысл. И если есть заповедь, смысл которой неизвестна, это не значит, что у нее нет смысла, а он очень глубокий, поэтому нужно приложить большие усилия, чтобы понять его.

Учение хасидизма и подход РАМБАМа

У МААРАЛа из Праги возник вопрос по РАМБАМу: как можно определить Всевышнего как носителя высшей мудрости, ведь Он является простой Сущностью? Алтер Ребе даёт объяснение, что слова МААРАЛа относятся ко Всевышнему, как Он сам по себе. Но так как Он сократил свой свет и облек Себя в каналы (мудрость, доброта...) в мире Ацилут, поэтому Он представляется как обладатель мудрости... В этом случае к Нему применимы слова РАМБАМа: «Он – Знание и Он – Знающий».

Алтер Ребе объясняет («Тания» гл. 18), что И потому даже самые легкомысленный евреи жертвуют собой совсем не потому, что знают Всевышнего и о Нем размышляют, но без всякого знания и размышления, так, как будто совершенно невозможно отказаться от веры в единого Б-га, совсем без всякого обоснования и доводов. Это происходит потому, что единый Б-г освещает и оживляет каждую душу, облекаясь в ее категорию мудрости, которая выше знания и разума, способного постигать и понимать.

На первый взгляд, такого определения веры нет ни у РАМБАМа, ни в книгах по каббале. Это новшество хасидизма. Алтер Ребе также добавляет, что после размышлений о величии Всевышнего, которое можно постигнуть разумом, у человека появляется ограниченная любовь ко Всевышнему, а после размышлений о том, что никакая мысль не может Его постигнуть, зарождается неограниченная любовь.

Поэтому любящего Всевышнего человека в хасидском понимании совершенно не интересует будущим мир. Как сказал об этом Алтер Ребе: «Я не хочу ничего видеть! Я не хочу Твоего райского сада, я не хочу Твоего будущего мира! Я хочу только Тебя самого!» Поэтому Алтер Ребе постоянно цитирует слова (Псалмы 73:25): «Кто мне на небе? А с Тобой — и на земле никто не нужен», где речь идет о высшем и низшем раю.

Так как интеллектуальное ограниченное постижение вызывает ограниченную любовь ко Всевышнему, поэтому также и служение Всевышнему по словам РАМБАМа является ограниченным («Законы об оценивании и отрешенном имуществе» 8:13): «Никогда не должен человек посвящать, отрешать всё своё имущество; тот, кто так делает, совершает преступление по мнению Писания... Это не благодетель, а глупость». Но Алтер Ребе, который говорит о бесконечном и неограниченном Творце, требует от человека служить в неограниченной форме: «Все, что есть у человека, отдаст он за жизнь свою».

Нет никого, кроме Него с точки зрения хасидизма

В начале своей книги РАМБАМ пишет: «Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет все существующее». Отсюда следует, что Всевышний такое же существующее, как и остальные творения. Только потом РАМБАМ объясняет, что Его истинность не похожа на истинность одного из творений: «Только Он истина». Существование Всевышнего ни от чего не зависит, а существование всех творений зависит от Него. Таким же образом РАМБАМ объясняет слова: «Нет никого, кроме Него», что нет такого, как Он.

Но Алтер Ребе объясняет эти слова на более глубоком уровне, что нет никого, кроме Него в буквальном смысле («Тания» гл. 20: «Он один совершенно так же, как Он был один до сотворения мира». И это несмотря на то, что после творения мы видим мир в виде существующего. И в хасидизме объясняется, что по сравнению со Всевышним буквально ничего не существует: «Кто мне на небе? А с Тобой — и на земле никто не нужен». Это возможно только с помощью практических действий.

Самоумаление

Одной из основ хасидизма является понятие «битуль» (самоумаление). Вся Тора и ее заповеди основаны на самоумалении перед Всевышним. Как пишет Алтер Ребе (гл. 6): «Сторона, называемая святость, есть не что иное, как пребывание в сущем распространенной на него святости Всевышнего. Но Всевышний пребывает лишь в том, что полностью предает себя Ему», так как любое другое существование противоречит принципу: нет никого, кроме Всевышнего. Поэтому понятие самоумаления в хасидизме является отправной точкой для понимания всех идей, связанных со святостью.

Алтер Ребе объясняет смысл того, как быть евреем: это возможно при абсолютном подчинении воле Всевышнего с помощью самопожертвования. Это значит, что природа настолько особая, что «даже самый легкомысленный и еврей в большинстве случаев жертвуют жизнью за Б-га, терпит страшные мучения, чтобы не отступиться от веры в единого Б-га».

Также и заповеди даны нам для того, чтобы мы смогли выразить самоумаление перед Всевышним, исполняя их наподобие раба. И это относится также к изучению Торы.

Начало связано с концом

Ребе РАШАБ сказал, что учение хасидизма похоже на круг, в котором начало связано с концом, а конец — с началом. Это означает, что самые высокие уровни порядка мироздания раскрываются в самых нижних сферах. Поэтому сила воли, которая выше разума, проявляется именно в ногах, а бесконечная сила Всевышнего — в земле, дающей рост посевам...

Это учит нас пути служения Всевышнему: несмотря на построенную РАМБАМом пирамиду, в соответствии с которой простой человек служит мудрецу и отношения между ними напоминают голову и ноги (мудрец соответствует голове, а простой человек — ногам), учение хасидизма подчеркивает исключительность простых людей, у которых есть чистая вера выше разума. Об этом сказал Баал-Шем-Тов, что простота простого еврея связана с простотой Сущности Всевышнего. В соответствии с этим Баал-Шем-Тов приближал простых евреев, в которых он видел пробуждение души и ее свет.

Это относится ко всем евреям, так как в то время, как РАМБАМ описывает стремление к жизни в будущем мире, хасидизм подчеркивает важность практического действия, как сказано (Авот 4:17): «Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем целая жизнь в мире грядущем». Как уже объяснялось, что в будущем мире души постигают только отблеск света Всевышнего, а в нашем мире происходит объединение со Всевышним

Цель Творения

Это связано с основной идеей хасидизма, что Всевышний пожелал себе жилище в нижнем мире. Алтер Ребе определяет это как основную цель Творения. В отличие от мудрецов каббалы, которые полагали, что цель всего заключается в раскрытии совершенства своих сил и действий. Ребе РАШАБ объясняет, что в этом случае не было бы необходимости в нашем мире и все творение могло бы остановиться на уровне мира Ацилут. Ещё можно добавить, что так как раскрытие сил и действий понятно разумом, то данный подход относится ко Всевышнему на том уровне, который доступен нашему разуму. А хасидизм обсуждает беспричинное желание создать жилище, которое связано с раскрытым Сущности Всевышнего. При этом начало связано с концом.

Ребе

Ещё одной важной идеей, которую раскрыло учение хасидизма, является наличие Ребе — главы поколения. Это значит, что всегда у еврейского народа были руководители в разных проявлениях: раввин, коэн, пророк, судья, король и т.д. Но учение хасидизма раскрыло новый уровень еврейского руководителя — Ребе и глава поколения. Он одновременно является раввином, пророком и королем.

Все предыдущие руководители получают свою силу от высших каналов, соединяя еврейский народ со Всевышним в том смысле, как Он раскрывается через эти каналы. Раввин обучает Торе (канал мудрости), коэн благословляет народ с любовью (канал блага), пророк сообщает слово Всевышнего (канал вечности и великолепия), а король получает свою силу от соответствующего элемента мира Ацилут и передаёт ее всему еврейскому народу. Но Ребе — глава поколения — это венец, расположенный над всеми каналами, поэтому он связывает сущность душ всех евреев с Сущностью Всевышнего.

Хасидизм — Мошиах

Все это связано с приходом Мошиаха, ведь учение хасидизма является дегустацией учение Мошиаха. Поэтому в некоторых местах мы видим, что учение хасидизма связывает свои открытия в Торе с Мошиахом, который раскроет нам настоящий смысл исполнения заповедей в форме высшей воли Всевышнего неподдающейся объяснениям, раскроет достоинство практических заповедей и достоинство простых евреев.

Как сказано в сборнике «Сегодня — день» за 5 Тевета: «Когда придет Мошиах, раскроется истинное достоинство простоты — того, что все верят простой верой в Б-га, благословен Он, и в Его Тору и заповеди. Король Мошиах даст понимание величия простоты — сердечного, искреннего Служения».

Поэтому когда мы видим, как Баал-Шем-Тов (и все последующие за ним главы поколения) объясняют достоинство простых евреев, становится понятным, что Баал-Шем-Тов это проявление Мошиаха, а его учение — пробование на вкус учения Мошиаха.

Вывод:

Учение хасидизма является самой глубокой частью Торы. Оно объясняет и поясняет самую внутреннюю часть Торы, а также подчеркивает в каждой идее Торы ее глубину. Классический пример: еврейский обычай произносить после утреннего пробуждения слова «Благодарю...». Это можно делать до ритуального омовения рук, так как в этой молитве нет упоминания Имени Всевышнего. Согласно объяснению учения хасидизма, эта молитва раскрывает связь между внутренней частью души и Сущностью Всевышнего, которая выше всех имен. Этой связи никакая нечистота не может нанести ущерб.

В соответствии с этим можно увидеть серию хасидских идей, выражающих этот подход: отношение к заповедям Всевышнего, как к воле выше разума; важность исполнения практических заповедей; достоинство простых евреев; аннулирование творения перед Творцом; сущность еврея и его способность к самопожертвованию; цель творения в постройке жилища для Всевышнего... Все эти идеи на самом деле являются пробованием на вкус Торы Мошиаха, который раскроет важность практических заповедей, достоинство простых евреев и т.д.

Учение хасидизма также использует этот подход в частных случаях...

Темы: Хасидизм
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter