СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 04:55

16. Пробуждение мертвых

РАМБАМ постановил, что идея пробуждения мертвых является одной из основ нашей еврейской веры.

1566 (0) мин.

В своем комментарии на Мишну РАМБАМ пишет, что пробуждение мертвых является одной из основ нашей религии. Он также включает это в 13 основ веры. И ещё пишет («Законы о раскаянии» 3:6): «Есть грехи, за которые человек лишается удела в грядущем мире... Это относится... к тем, кто... не верит в воскрешение из мертвых».

РАМБАМ пишет (12:1): «Не думай, что в дни Мошиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира», а в конце заключает: «Подобно этому и все предсказания о днях Мошиаха следует понимать иносказательно».

Это привело к тому, что многие современники РАМБАМа начали ошибочно думать, что последние слова относятся к пробуждению мертвых — как будто бы это тоже аллегория. И из слов РАМБАМа: «Не думай ты, что Мошиах должен творить чудеса... воскрешать мертвых» они сделали вывод, что как будто бы РАМБАМ отрицает идею пробуждения мертвых. Но на самом деле это не так. Поэтому РАМБАМ написал «Послание о пробуждении мертвых», в котором подобно объяснил эту идею.

Пробуждение мертвых как основа веры

По словам РАМБАМа, пробуждение мертвых является большим чудом, выходящим за рамки природы. Это явление нельзя объяснить естественными причинами, как пытался сделать один из современников РАМБАМа в Багдаде. После этого РАМБАМ объясняет, что именно из-за того, что пробуждение мертвых является большим чудом, он считает его одной из основ веры, так как вера в пробуждение мертвых выражает веру в чудеса вообще, что основано на вере в творение мира из ничего.

Веру в существование Всевышнего и пророчество можно понять с помощью разума. Веру в чудеса мы получили по традиции от Авраама и Моше.

Пробуждение мертвых в буквальном смысле

Как мы знаем, РАМБАМ объясняет слова пророков как аллегории, но когда заходит речь о пробуждении мертвых, он считает, что это произойдет в буквальном смысле. В этом есть различие между пророчеством о «волке и ягненке» и словах Даниэля (12:2): «И пробудятся многие из спящих во прахе земном».

По мнению РАМБАМа чудеса не противоречат здравому смыслу, так как разум способен принять возможность чуда. Поэтому, хотя обычно РАМБАМ стремится объяснить слова Торы естественным образом, но так как в нашем случае это невозможно, он объясняет это по-простому смыслу, хотя это выглядит как чудо.

Объяснение слов РАМБАМа, что Мошиах не будет оживлять мертвых

В продолжение своего послания РАМБАМ объяснение свои слова, что Мошиах не будет пробуждать мертвых и что все предсказания о Мошиахе являются аллегориями, так как люди ошибочно поняли, что якобы не будет пробуждения мертвых в буквальном смысле. РАМБАМ пишет, что он собирался только отменить связь между Мошиахом и идеей пробуждения мертвых.

Речь идёт только о тех пророчествах, которые описывают приход Мошиаха. Но пророчество о пробуждении мертвых не обязательно связана с Мошиахом и Эрой Мошиаха, а это самостоятельная идея. Поэтому это не может быть аллегорией.

Все это соответствует уже сказанному ранее, что по мнению РАМБАМа действия Мошиаха будут соответствовать законам природы. Поэтому РАМБАМ определяет идею Мошиаха как возвращающего законы Торы к их изначальному состоянию. При этом он подчеркивает, что все заповеди мы можем исполнять естественный путем в нашем материальном мире. И если кто-то считает Мошиаха чем-то сверхъестественным, то такой человек отрицает возможность реализации заповедей Торы в нашем мире. Что же касается пробуждения мертвых, то РАМБАМ видит этот процесс как совершенно выходящий за рамки природы. Более того, если человек представляет этот процесс естественным, он ограничивает бесконечную силу Всевышнего и заключает Его в рамки. Поэтому РАМБАМ тщательно подчеркивает, что приход Мошиаха и его действия это одно, а пробуждение мертвых — совсем другое.

Почему в Торе нет упоминания о пробуждении мертвых?

В конце своего послания РАМБАМ объясняет дополнительную странную вещь — почему в Торе нет упоминания о пробуждении мертвых. Дело в том, что это явление указывает на величие Всевышнего и выходит за рамки нашего понимания. Мы верим в это только в соответствии со словами пророка. И так как во время Дарования Торы евреи были далеки от веры в чудеса и пророчество, то Тора не пишет про пробуждение мертвых.

По этой же причине РАМБАМ писал очень коротко о пробуждении мертвых, так как это чудесное явление и его невозможно объяснить логично

Будет ли смерть после пробуждения мертвых?

По мнению РАМБАМа, также и после пробуждения мертвых будет смерть, как он написал подробно об этом в комментариях на Мишну. Он полагает, что смерть является естественным явлением, а после пробуждения мертвых законы природы не изменятся.

Но РАМБАН полагает, что после пробуждения мертвых не будет больше смерти. Он приводит доказательство из слов наших мудрецов (Санедрин 92б), что мертвые, которых Всевышний оживит в будущем, не возвратятся более в прах.

Этот спор связан с вопросом о награде для еврейского народа, которое называют «грядущий мир»: имеется ли в виду ситуация, когда есть души в телах (РАМБАН), или души без тел (РАМБАМ).

Объяснение учения хасидизма

В хасидизме было вынесено постановление согласно мнению РАМБАНа (см. «Ликутей Тора» гл. «Цав» 15:3). Вкратце, объяснение такое: наслаждение душ в раю относится к разумному восприятию душой величия Всевышнего. Известно, что Всевышнего невозможно познать, даже если речь идёт о душе, отделенной от ограниченного тела. Поэтому наслаждение души тоже ограничено рамками ее постижения. Но в мире после пробуждения мертвых Всевышний раскроется в полном совершенстве и тогда все творения смогут постигнуть Его.

Как пишет Алтер Ребе в послании 17:

«...и неспроста все души праведников, мудрецов, пророков, пребывающие на самых высоких ступенях высшего уровня блаженства в раю, вновь облачатся в прежние тела, когда придет время и мертвые восстанут из праха, возвращенные к жизни Всевышним. Ибо сияние света Творца и раскрытие Им Самого Себя для душ в раю ограничены рамками мироздания, чьей имманентной сущностью является этот свет... Известно, что души в раю испытывают интеллектуальное наслаждение от постижения тайного смысла тех разделов Письменной и Устной Торы, коренящейся в сфире мудрости, которые изучали их обладатели в материальном мире и поняли все, что было доступно их разуму... А то сияние света Творца, которое озарит наш мир, когда мертвые вернутся к жизни, явится проявлением трансцендентного свойства Всевышнего, выражающего самую Его суть. Свет, который они увидят, будет нередуцированным, не ограниченным рамками мироздания и неиссякаемым — он раскроется им во всей своей бесконечности и беспредельности».

В соответствии с этим можно понять спор между РАМБАМом и РАМБАНом, а также тот факт, что согласно учению хасидизма мы следуем мнению РАМБАНа. Когда речь идёт о раскрытии Всевышнего в раю, справедливы слова РАМБАМа, что это раскрытие для душ без тел, так как чем больше душа находится в абстрактном состоянии, тем лучше она способна постигнуть Всевышнего. Но раскрытие Всевышнего после пробуждения мертвых невозможно будет воспринять с помощью разума. Оно настолько непостижимо, что одинаково отдаленно как от тела, так и от души. Поэтому данное раскрытие будет для душ в телах, как полагает РАМБАН.

Объединение мнений РАМБАМа и РАМБАНа

На первый взгляд, мнения РАМБАМа и РАМБАНа противоречат друг другу. Но Ребе Король Мошиах всегда старается совместить противоречия, так как наша Тора едина. В данном случае Ребе полагает, что также и по мнению РАМБАМа основная награда будет в мире после пробуждения мертвых, но он не написал об этом прямо, наподобие того, что он не написал о втором периоде Эры Мошиаха после пробуждения мертвых, когда в мире произойдут коренные изменения.

Интересно отметить, что у РАМБАМа мы совершенно не видим описания смысла пробуждения мертвых: в чем достоинство этого процесса, зачем души будут возвращены в тела и т.д. По простому, причина такова: как РАМБАМ не писал подробно об этом выходящим за рамки природы явлении, так он не упомянул о его причинах. Поэтому он также не писал о раскрытии Всевышнего, которое наступит после этого.

Это также помогает нам понять, почему РАМБАМ не написал явно в втором периоде Эры Мошиаха, когда в мире произойдут огромные изменения.

Этим занимается учение хасидизма, которое изначально объясняет надприродные явления.

Можно добавить на более глубоком уровне. Вся идея награды за исполнение заповедей по мнению РАМБАМа относится к природе человека, который ищет для себя выгоду в той или иной степени. Поэтому РАМБАМ рассказывает, что праведники получат награду в Раю. А в хасидизме объясняется, что в этот момент душа продолжает ощущать себя как нечто существующее отдельно от Всевышнего, поэтому она получает наслаждение. Поэтому это считается наградой.

Но в мире после пробуждения мертвых, когда раскроется сам Всевышний, уже не будет состояния, при котором «праведники сидят и наслаждаются», а произойдет объединение душ с Творцом. При всей возвышенности этого состояния, его нельзя будет считать наградой за исполнение заповедей, так как при получении награды человек хочет остаться самим собой для получения удовольствия от нее.

Вывод:

РАМБАМ постановил, что идея пробуждения мертвых является одной из основ нашей еврейской веры. И если кто-то отрицает это, то такой человек не имеет удела в еврейском народе. Он объяснил это тем, что так как пробуждения мертвых это настоящее чудо вопреки всем законам природы, то вера в это явление равнозначно вере в чудеса вообще, в обновление мира Всевышним из ничего и в возможность Творца изменить природу по своему усмотрению. Это также причина того, что РАМБАМ подчеркнул отсутствие связи между Мошиахом и пробуждением мертвых, так как РАМБАМ описывает приход и раскрытие Мошиаха именно естественным путем, а пробуждение мертвых это чудо. Это также причина того, что идея пробуждения мертвых описывается не в Торе, а только в дни Даниэля, так как только тогда евреи смогли воспринять вещь, которая совершенно выше всякого понимания.

Однако, РАМБАМ по своему обыкновению объясняет отрывки из Торы и приводит их в соответствие с природными условиями, а если нужно, то интерпретирует их как метафоры или иносказания. Но в данном случае он не видит в этом необходимости, так как чудо тоже может иметь место. И слова Торы о пробуждении мертвых он понимает буквально.

По мнению РАМБАМа также и после прохождения мертвых будет смерть, но по мнению РАМБАНа вставшие из мертвых будут жить вечно. РАМБАМ полагает, что основная награда в будущем мире достанется душам без тел, ведь только в этом случае может быть истинное наслаждение раскрытием света Всевышнего. Но РАМБАН считает, что основная награда будет в мире пробуждения мертвых. В учение хасидизма объясняется, что во время пробуждения мертвых произойдет раскрытие света в гораздо большей степени, чем в раю, и это раскрытие будет именно в нашем материальном мире в соответствии с правилом о связи начала с концом.

Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах объясняет, что также по мнению РАМБАМа мир после пробуждения мертвых более возвышенный, только он не написал об этом прямо, так как РАМБАМ не упоминает о вещах, которые выходят за рамки природы.

Опубликовано: 28.09.2018 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter