Молитвы имеют разные источники и разные цели; наше эмоциональное состояние всегда должно быть синхронизировано со словами молитвы, которую мы произносим. Это знание поможет нам сформулировать наши молитвы с надлежащим целенаправленным намерением... → читать дальше
Люби Господа, Бога Твоего, всем сердцем своим и всей душой своей и всем достоянием своим. И да будут слова эти, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоем. И повторяй их детям своим, и произноси их, сидя в доме своем и находясь в дороге, ложась и вставая. → читать дальше
Необходимыми условиями для произнесения благословения на Солнце является совпадение дня, когда было создано Солнце (четвертый день недели), времени, когда оно было создано, и места на небе, на котором оно было создано. → читать дальше
«Яале веяво» означает «Да взойдет (память о нас) и придет» перед Превечным. Это молитва о том, чтобы в святой день праздника Превечный вспомнил о нас и о всем Доме Израилевом, а также о святом городе Иерусалиме, и принес нам спасение, много добра, жизнь и мир. → читать дальше
Благословения «Шмоне эсре» столь же древни, как и наш народ, и восходят к эпохе наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, хотя окончательная их редакция относится к более позднему времени… → читать дальше
Молитва «Шма Исраэль» содержит самую сущность нашей религии в такой степени, что бесчисленное множество евреев-мучеников гордо и мужественно встречали смерть со словами «Шма Исраэль» на устах. Они это делали потому, что знали значение этих слов. → читать дальше
Мы просим Б-га также дать всем нам мудрость быть единодушными и сплоченными в нашей преданности Б-гу и Его Торе. Здесь мы даем выражение искренним нашим чувствам ответственности в отношениях между людьми... → читать дальше
Переход от ночи ко дню и от дня к ночи происходит постепенно, медленно. Это дает нам возможность постепенно привыкать к солнечной теплоте и свету, нас не ослепляет внезапное яркое его сияние. → читать дальше
Наш народ, народ Израильский, обязан возвеличить имя Б-га и освятить Его во всем мире. Как мы выполняем это? Наша Тора, которая указывает нам наш жизненный путь, учит нас этому. → читать дальше
Великое событие исхода евреев из Египта сопровождалось исключительными чудесами и знамениями, особенно на заключительном этапе — чудесного перехода через Ям Суф... → читать дальше
Мотив этих псалмов, являющихся сами по себе музыкальным шедевром, почти один и тот же — хвала, выражаемая индивидуумом, созерцающим Превечного. → читать дальше
«Йеи хвод» составлена из различных стихов ряда псалмов. Это вступление к собственно «Псукей де-зимра», которые состоят из шести последних псалмов Теилима. → читать дальше
Таким образом, имеются два пути, которыми Б-жье благожелательное Провидение проявляет себя: «исключительный» или «сверхъестественный» путь и «обычный» или «естественный» путь. → читать дальше
«Барух ше амар» продолжает благодарственную молитву, которая была начата молитвой «Оду» и в которой Б-г прославляется как Создатель и Начало всех явлений природы и истории. Этот раздел молитв, называемый «Псукей де-зимра», начинается благословением «Барух ше-амар»... → читать дальше
Эта молитва называется «Молитвой рабби Нехуньи бен а-Кане», мудреца, жившего во время разрушения Второго Храма. Его учения и сказания можно найти в различных частях Талмуда. Талмуд рассказывает удивительные вещи о силе его молений. → читать дальше
Наша молитва в синагоге заменяет нам Б-жественную службу в Храме, но мы постоянно подтверждаем нашу надежду на то, что Храм будет вскоре опять отстроен Мошиахом и служба в нем будет восстановлена, как в былое время. Тогда мы действительно будем петь песню об освящении Дома. → читать дальше
Эта молитва является вводной ко второй части нашей утренней службы. Она состоит из двух основных частей, взятых из книги Хроники, из книги Псалмов и из других избранных мест из Библии. Первая часть молитвы взята из Книги Хроник. → читать дальше
Мы уже раньше упомянули, что «корбанот» и «кторет» содержат глубокие тайны связи и единения еврейского народа с Б-гом. Поэтому было весьма необходимо, чтобы святая служба в Храме выполнялась в точности по Божественному указанию в Торе, переданному нам через Устный Закон. → читать дальше
Наши мудрецы рассказывают нам в Талмуде, что Моше-рабейну было указано на горе Синай применять одиннадцать различных душистых веществ в определенных пропорциях и смешать их вместе, получив, таким образом, состав воскурения — «кторет». → читать дальше
Жертвоприношения, общественные ли (приносимые от имени всего народа) или индивидуальные, были средством достижения «искупления», т.е. служили ощутимым выражением покаяния с целью восстановления единения (или объединения) с Б-гом, которое было нарушено грехом. → читать дальше
«Кадиш» написан на арамейским языке, на котором говорила большая часть еврейского народа начиная с эпохи Второго Храма. Таким образом, все слои населения могли понять смысл этой молитвы. «Кадиш» — зто изъявление глубокий веры в величие Всевышнего и просьба о конечном искуплении и спасении. → читать дальше
Уповающих на Тебя собери с четырех концов земли. Тогда все пришельцы мира признают и уведают, что Ты единый Б-г всех царств земли, что Ты сотворил небо, землю, море и все, что в них. → читать дальше
Когда мы заявляем, что «Б-г един», мы имеем в виду не только то, что существует только один Б-г и нет другого, мы имеем в виду также, что нет ничего помимо Б-жества; что Б-г один и тот же до и после того, как был сотворен мир... → читать дальше
Шма мы читаем всего четыре раза в день. Первый раз мы читаем Шма в начале утренней молитвы, после Акеда и перед чтением выдержек относительно жертвоприношений. Однако на этот раз читается только первая часть Шма... → читать дальше
История попытки принести Ицхака в жертву и его связывания («акеда») для этого хорошо известна. Это было десятое и последнее испытание, потому подвергся Авраам. Целью этих испытаний было выявить чувство благоговения перед Б-гом у нашего праотца Авраама. → читать дальше
Мы видим, что эта прекрасная молитва содержит некоторые из наиболее фундаментальных и глубоких принципов нашей религии и выражает их в исключительно поэтичной форме наиболее очаровательными рифмами. → читать дальше
«Шатры», о которых говорится в этом стихе, помимо явного смысла этого слова, означают также дома учения. Билам выразил свое восхищение скромностью и святостью еврейского дома, восхваляя в то же время «шатры Торы», дома учения, в которых изучают Тору. → читать дальше
Тора обязывает владельца поля во время жатвы хлебов оставлять уголок поля несжатым «для бедного и пришельца». Тора не указывает точного размера края поля. Но чем щедрее человек, тем щедрее будет к нему Б-г. → читать дальше
Мы читаем этот отрывок из Пятикнижия в утренних благословениях с тем, чтобы заключить наши благословения над Торой самим чтением выдержек из Торы. Благословения коэнов — это заповедь, предписанная и обязывающая коэнов благословлять еврейский народ этим «троекратным» благословением. → читать дальше
Это благословение мы часто слышим в синагоге, — каждый призванный к чтению Торы, должен его произносить. Это второе благословение над Торой, произносимое нами в числе утренних благословений. → читать дальше
Эти слова являются своевременным напоминанием об обязанности родителей следить за тем, чтобы их дети и внуки получали верное по Торе воспитание и способствовали вечному существованию Торы в этой семье. → читать дальше
Эта молитва берет свое начало в молитве, которую обычно читал святой рабби Йеуда (в несколько измененном виде) по окончании всех молитв, как рассказано в Талмуде. Ее поместили в начале утренних молитв следом за приведенными выше молитвами, которым она подобна во многих отношениях. → читать дальше
Когда мы собираемся начинать новый день, мы сознаем, что наш путь полон западней и искушений. Некоторые из этих искушений появляются извне (плохие люди, дурные товарищи); некоторые же коренятся в нас самих, в нашей человеческой природе, которая склонна к телесным наслаждениям больше, чем к душевному вдохновению. → читать дальше
Каждый, кто знаком с высоким уважением, которым Тора окружила еврейскую женщину, и тем почетным местом, которое еврейская женщина занимает в еврейской семье и в еврейской жизни, не будет столь неразумным, чтобы считать, что это благословение бросает тень на женский пол у евреев. → читать дальше
В более глубоком смысле это благословение напоминает нам, что мы свободны не только от рабства по отношению к другим людям, но и от рабства по отношению к нашей собственной природе. → читать дальше
Еврей не только не завидует своим соседям-неевреям, но он произносит каждое утро благословение в благодарность Б-гу за то, что он не язычник. Эта благодарность проистекает от сознания того, что быть евреем означает быть сыном народа, избранного Б-гом... → читать дальше
Голова — это самая высокая часть человеческого тела, в которой находится его интеллект. Отсюда берутся все те высокие качества, которые отличают человека от более низких существ, а именно: знание и мудрость, речь, человеческая доброта и все другие положительные качества. → читать дальше
В древние времена носили обычно кушак или пояс поверх свободно носимого одеяния, чтобы поддержать его и ради удобства. Особенно важной частью одежды является пояс для военного человека, ибо он поддерживает его оружие — меч или нож... → читать дальше
В Талмуде это благословение связано с процессом завязывания шнурков обуви. Таким образом, она следует в логическом порядке за предыдущим благословением: «направляющего стопы человека». Связь между этим благословением и завязыванием шнурков обуви объясняется... → читать дальше
Кому придет на ум считать ходьбу чем-то особо примечательным явлением? Когда ребенок начинает ходить, это является волнующим событием для счастливых родителей. Но вскоре ребенок уже не только ходит... → читать дальше
Когда мы готовимся сделать утром первый шаг, мы вспоминаем милость Всевышнего, проявленную Им тем, что Он создал мир так, чтобы суша была распростерта над водой, с тем, чтобы мы могли жить на ней. → читать дальше
Представим себе: два путешественника, один молодой, а другой пожилой, идут одной и той же дорогой или поднимаются на одну и ту же гору, причем конечная цель их путешествия значительно дальше их поля зрения. Кто из них достигнет цели... → читать дальше
Одеваться по утрам — это одна из самых обычных вещей. Но для еврейского образа жизни характерно, что даже такая простая и обыденная вещь, как одевание по утрам, является причиной для особого благословения. → читать дальше
В животном царстве имеются некоторые создания, которые иногда ходят прямо или которые могут быть обучены ходить прямо на задних ногах. Но это необычно и не свойственно четвероногим. Только человек обладает двумя ногами для хождения и двумя руками для работы. → читать дальше
Это благословение отражает второй этап в процессе пробуждения от сна. Во время нашего сна мы не владеем нашими движениями. Мы похожи на людей, связанных путами. Но, когда мы просыпаемся, мы чувствуем себя «освобожденными»... → читать дальше
Это благословение отражает процесс нашего перехода из состояния сна к бодрствованию. Когда мы спим, наши глаза не функционируют. Даже при сне с открытыми глазами, мы ничего не видим. Во время сна мы подобны слепым. → читать дальше
Крик петуха — это одно из чудес, заложенных Б-гом в природе. Каким-то особым, непонятным нам инстинктом, петух узнает время, когда ночная темнота вот-вот сменится дневным светом. Б-г дал петуху особый инстинкт отличать день от ночи: человеку же Б-г дал особое умение различать добро и зло. → читать дальше
В отличие от ряда других религий, считающих, что человек рождается с греховной душой, еврейская религия утверждает, что каждый еврей, без исключения, рождается с чистой душой, не запятнанной никаким грехом или проступком. → читать дальше
Хорошее самочувствие, чувство здоровья, свежести и обладания способностью жить нормальной физической жизнью вызывает у нас ответное чувство благодарности к нашему Создателю. Мы оказались бы неблагодарными, если бы... → читать дальше
Во время сна наша душа покидает тело и оно оказывается во власти духовных сил скверны. Как только мы просыпаемся, они немедленно исчезают, задерживаясь, однако, на кистях рук. И наши руки остаются ритуально нечистыми до тех пор, пока мы не омоем их надлежащим образом. → читать дальше
Первое, в чем мы убеждаемся, когда пробуждаемся утром от сна, это то, что мы проснулись и мы живы. Когда ложились спать накануне вечером, мы были утомлены, и изнурены; просыпаемся же мы освеженные телом и душой, как будто мы вновь родились. → читать дальше