22 Хешвана 5782 года, пятый день недели, гл. Хаей Сара

Не сотворил меня рабом

В более глубоком смысле это благословение напоминает нам, что мы свободны не только от рабства по отношению к другим людям, но и от рабства по отношению к нашей собственной природе.

7057 (0)
Не сотворил меня рабом
Мы не рабы, рабы не мы...

Это благословение напоминает нам о том, что мы свободны не только от рабства по отношению к другим людям, но и от рабства по отношению к нашей собственной природе.

Молитва:

שלא עשני עבד

Текст:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם, שלא עשני עבד

Транскрипция:

Борух ато Адей-ной Элейэйну мэлэх о-эйлом, ше лэй осани овед.

Перевод:

«Благословен Ты, Превечный, Б-г наш, Владыка вселенной, что не сотворил меня рабом».

Комментарий:

Когда Б-г освободил евреев из рабства, Он заявил: «Ибо Мне (а не кому-либо другому) сыны Израиля рабы». Б-г — единственный наш Властелин, а мы служим только Ему одному.

Рабы упомянуты впервые в Торе сразу же после Потопа. Hoax проклял Кнаана, говоря, что кнааниты, его потомки, будут рабами своих братьев. Во времена Авраама рабы не были редким явлением. Авраам сам имел рабов, но это были рабы только по названию. Элиэзер, который с гордостью заявил: «Я раб Авраама», был домоправителем Авраама, и Авраам обходился с ним почти как с равным. На самом деле, будучи бездетным, Авраам считал Элиэзера единственным своим наследником. Когда Авраам был впоследствии благословлен родным сыном и наследником — Ицхаком, Элиэзер не терял надежды выдать за него свою дочь, о чем Элиэзер намекнул Аврааму, когда тот послал его выбрать для Ицхака жену среди своих родственников в Месопотамии.

Сыны Израиля испытали на себе горькую участь рабства, когда они были закабалены фараоном в Египте в течение нескольких веков. Никогда не следовало им подвергать такой участи другие человеческие существа. Тора устанавливает точные законы в защиту рабов. На рабовладельца наложено такое множество различных ограничении, что среди евреев шла поговорка: «Кто приобретает себе раба, приобрел себе господина». Сбежавший раб, ищущий убежища у еврея, не должен быть возвращен его господину, а должен получить приют и защиту, в отличие от другого вида чужой собственности, которую еврей обязан вернуть ее правомочному хозяину.

В США рабство было отменено лишь в 1865 году
В США рабство было отменено лишь в 1865 году

Теоретически говоря, могли быть два вида рабов в стране израильской: раб-кнаанит и раб-еврей. Кнаанит защищен Торой от телесного ущерба. Со стороны раба требуется соблюдение некоторых заветов Торы. Возможность превращения еврея в раба представляется только в случае совершения евреем кражи, которую он не в состоянии возместить пострадавшему. Тогда суд может постановить продать вора в рабство за долг, но кто же захочет держать в своем доме вора? Другой возможностью превращения еврея в раба может быть продажа самого себя бедняком для отработки своей задолженности. В каждом из этих случаев, когда наступает субботний год («шмита»), «раб» должен выйти на волю. Тора, однако, предоставляет рабу привилегию оставаться в рабстве и дальше, если он этого пожелает, сильно привязавшись к своему господину, но не больше чем на срок до наступления юбилейного года. Таким образом, Тора предусмотрела, чтобы не образовалось нечто вроде класса постоянных рабов в еврейском обществе, как это было обычно всюду у других народов мира и существует еще по сей день в некоторых странах. Даже в США рабство было отменено лишь в 1865 году!

Благословение что не сотворил меня рабом» относится к рабу-кнааниту, и мы произносим его, чтобы благодарить Б-га за нашу свободу, за возможность служить Ему без ограничений и выполнять все заветы Его Торы, а не только некоторые из них, как раб.

В более глубоком смысле это благословение напоминает нам, что мы свободны не только от рабства по отношению к другим людям, но и от рабства по отношению к нашей собственной природе. Ибо никто не является в большей степени рабом, чем тот, кто является рабом собственных страстей и привычек. Но Б-г наделил нас мудростью и уменьем быть по-настоящему свободными, что является только делом нашей собственной воли и решимости.

Опубликовано: 15.07.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter