22 Хешвана 5782 года, пятый день недели, гл. Хаей Сара

Акеда

История попытки принести Ицхака в жертву и его связывания («акеда») для этого хорошо известна. Это было десятое и последнее испытание, потому подвергся Авраам. Целью этих испытаний было выявить чувство благоговения перед Б-гом у нашего праотца Авраама.

5456 (0)

Молитва:

עקדת יצחק

Транскрипция:

Вайеи ахар а-дварим о-эйле, вэоЭлейим нисо эс Авроом вэйомэр эйлов, Авроом, вайемэр инени. Вайомэр, ках ноэс бинхо эс йехидхо ашер оавто эс Ицхок, вэлех лехо эль эрец а-Мория, вэаалэйу шом лээйло аль ахар эорим, ашер эймар эйлехо. Ваяшкейм Авроом бабейкер, ваяхавэйш эс хамэйрэй ваиках эс шней нэоров этей вээйс Ицхок Бней, вайевака ацей эйло вайоком вайейлэх эль а-макнйм ашер омар лей о-Элейим. Байом а-шлиши ваисо Авроом эс эйнов, вайар эс а-мокейм мэйрохейк. Вайеймер Авроом эль нэоров шву лохэм пей им а-хамейр, ваани вэанаар нэйлхо ад кей, вэништахавэ вэношуво алэйхем. Ваиках Авроом эс ацэй оэйло вайосэм аль Ицхок бней ваиках бэядей эс о-эйш вээс амаахэлес,вайелху шнейэм яхдов. Вайомэр Ицхок эль Авроом овив вайомэр ави, вайомэр инени вни, вайомэр, иней оэйш вэоэйцим вайей асэ леэйло. Вайеймэр Авроом Элейим йирэ лей асэ леэйло бни, вайелху шнейэм яхдов. Вайовейу эль амокейм ашер омар лнй о-Элейим, ваивэн шом Авроом эс амизбэях, ваяйаарейх эс оэйцим, ваикейд эс Ицхок бней, вайосэм эйсей аль амизбэях мимааль лоэйцим. Ваишлах Авроом эс ядей ваиках эс амаахэлэс, лишхейт эс бней. Ваикро эйлов малах Адей-ной мин ашомаим вайомэр Авроом, Авроом, вайомэр инейни. Вайомэр, аль тишлах йодхо эль анаар, вэжаль таас лей мэума, ки ато йодати, ки йерэй Элейим ато, вэлей хосахто эс бинхо эс яхидхо мимэни. Ваисо Авроом эс эйнов вайар вэиней аиль, эхар нээхаз басхах бэкарнов, вайелэх Авроом ваиках эс оаиль, вайаалэу лээйло тахас бней. Ваикро Авроом шэйм амокнйм азэ, Адей-ной йирэ, ашер йейомэр айейм, бэар Адей-ной йероэ. Ваикро малах Адей-ной эль Авроом шейнис мин ашомоим. Вайоймэр, би нишбати нэум Адей-ной, ки йаан ашер осисо эс адовор азэ, вэлей хосахто эс бинхо эс йехидхо. Ки ворэйх аворэхэхо, вэарбо арбэ эс зарахо кэхейхвэй ашомаим вэхахейль ашер аль сфас айом, вэираш зарахо эс шаар ойвов. Вэисбораху вазарахо коль геей оорэц, эйкев ашер шомато бэкейли. Вайошов Авроом эль нооров, вайокуму вайелху яхдов эль Беэр Шева, вайошев Авроом биБеэр Шева.

Перевод:

И было, после этих событий Б-г испытал Авраама, и сказал ему: «Авраам!» И он сказал: «Вот я!» И Он сказал: «Прошу, возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака; и пойди в землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». И встал Авраам рано утром, оседлал осла своего и взял с собою двух отроков своих и Ицхака, сына своего, и наколол дров для всесожжения, и встал, и пошел на место, о котором сказал ему Б-г. На третий день возвел Авраам очи свои и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: «Сидите здесь с ослом, а я и этот отрок пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Ицхака, сына своего, и взял в руку огонь и нож; и пошли оба вместе. И сказал Ицхак Аврааму, отцу своему, говоря: «Отец мой!» И он сказал: «Вот я, сын мой!» И он сказал: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» И сказал Авраам: «Б-г усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». И пошли оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Б-г; и устроил там Авраам жертвенник, и разложил дрова, и связал Ицхака, сына своего, и положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы зарезать сына своего. Но воззвал к нему ангел Г-сподень с неба и сказал: «Авраам! Авраам!» И он сказал: «Вот я». И сказал тот: «Не заноси руки твоей на отрока и не делай ему ничего, ибо теперь Я узнал, что боишься ты Б-га и не пожалел своего сына единственного ради Меня». И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, баран позади, запутавшийся в чаще рогами своими. И пошел Авраам, и взял барана, и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому «Г-сподь усмотрит». Посему ныне говорится: «На горе Г-сподней усмотрится». И воззвал ангел Б-жий вторично к Аврааму с неба. И сказал: «Мною клянусь, — говорит Г-сподь, — что так как ты сделал это дело и не пожалел сына своего единственного, то Я благословлять буду тебя, и умножая умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет потомство твое вратами врагов своих. И благословятся в потомстве твоем все народы земли за то, что ты послушалея голоса Моего». И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали они, и пошли вместе в Беэр-Шеву; и жил Авраам в Беэр-Шеве.

Комментирует рабби Нисан Миндел:

История попытки принести Ицхака в жертву и его связывания («акеда») для этого хорошо известна. Это было десятое и последнее испытание, потому подвергся Авраам. Целью этих испытаний было выявить чувство благоговения перед Б-гом у нашего праотца Авраама.

Кажется странным то обстоятельство, что на склоне его лет (Аврааму было 137 лет), после того, как он выдержал до этого девять испытаний и доказал свою любовь и верность Б-гу в столь многих случаях, Аврааму предстояло еще раз доказать свой страх перед Б-гом. Это доказывает, конечно, что служение Б-гу не может считаться совершенным и полным без наличия этого качества.

Сущностью страха перед Б-гом является бесспорное повиновение и безусловное подчинение воле Б-жьей. Примером этому может служить подчинение раба своему господину; раб должен подчиняться своему господину беспрекословно и безусловно. Слабым пунктом в этом сравнении является то, что если раб не любит своего господина, то он не будет все же выполнять свои обязанности сверх ему положенного.

Служить Б-гу из любви к Нему является во многих отношениях более высокой формой службы. Это более «благородное» чувство привязанности к Б-гу. Примером этому может служить привязанность сына к своему отцу. Любящий сын старается доставить отцу радость и предупредить все его желания. Однако эта любовь создает некоторую «семейственность» между отцом и сыном и оставляет место для некоторых «вольностей», которые может себе позволить сын по отношению к отцу, если его любовь не сопровождается высшей степенью уважения к отцу во всякое время.

Таким образом, любовь к Б-гу без страха перед Ним недостаточна, поскольку условием выполнения всех Б-жественных заветов является абсолютное повиновение.

Повиновение — это такое качество, которое обычно труднее выработать в себе, чем любовь. Натура человека такова, что он склонен восставать против приказа. Даже когда он признает, что приказ этот хороший, он все же охотнее выполнял бы то же самое без такого приказа. Если же приказ таков, что он выше понятия исполнителя и, следовательно, требует «слепого повиновения», склонность противиться этому еще сильнее. Слепое повиновение свойственно только животным, природа которых позволяет им быть укрощенными и прирученными, чтобы слепо подчиняться воле их хозяина.

Однако именно такой вид абсолютного подчинения требуется от нас в выполнении Б-жественных заветов. С точки зрения здравого смысла такое поведение является с нашей стороны единственно разумным, ибо по сравнению с Б-гом, нашим Господином, мы находимся на неимоверно более низкой ступени, в духовном смысле нас разделяет бесконечно большее «расстояние» от нашего Господина, чем вьючное животное от его господина. Поэтому, в той же мере, как бессмысленно ожидать от животного, чтобы оно поняло мудрость своего господина, точно так же и в бесконечно большей степени не разумно требовать от человека, чтобы он понял мудрость Создателя.

Теперь попытаемся рассмотреть на минуту положение Авраама. С самого раннего своего детства Авраам осознал существование Единого Б-га, Творца небес и земли и всего их населяющего. Ни родители и ни учителя не научили его этой истине; он открыл ее после длительного размышления, будучи наделен исключительным умом. Хотя он был окружен людьми, которые поклонялись идолам, он был настолько убежден в установленной им истине, что был готов умереть за нее. И только лишь после того, как он обрел такую пророческую мудрость и святость, явился к нему Сам Б-г. Авраам осознал Б-жественные качества, особенно такое качество, как милость (Хесед) и сам всегда претворял это качество в жизнь. Затем вдруг Б-г повелел ему принести в жертву на алтаре его любимого сына Ицхака!

Это повеление было, конечно, выше понятия Авраама. Оно противоречило всему, что он знал и во что верил в отношении Б-га, ибо Авраам знал, что принесение людей в жертву (обычное у язычников) противно Б-гу. Аврааму было легко рисковать своей жизнью для спасения чужой жизни; но теперь ему было приказано, как он думал, отнять жизнь, жизнь самого дорогого ему существа, более дорогого ему, чем его собственная жизнь.

Больше того, незадолго до этого Б-г торжественно обещал Аврааму, что от Ицхака произойдет еврейский народ. Но Ицхак не был еще даже женат; у него не было сына, благодаря которому могло быть выполнено это обещание Б,-га. Может разве слово б-жье, обещание Б-га быть ничего не стоящим подобно слову лишенного доверия смертного человека? Был ли это тот Б-г, за которого Авраам был готов отдать свою жизнь?

Но Авраам не ставил под сомнение поведение Б-жье, как бы оно ему ни показалось непонятным и неправильным. Авраам подчинился безоговорочно. Этим он проявил и провел в жизнь качество страх перед Всевышним в его самой абсолютной и наиболее совершенной форме; качество, которым Авраам обладал, но которое еще не было испытано и закреплено в его характере. Теперь, когда это качество было фактически поставлено под испытание, оказалось, что оно действительно неизменное, эффективное качество Авраама, которое вместе с другими свойственными ему чертами и качествами стало вечным наследием его детей, еврейского народа. Авраам показал нам истинный путь служения Б-гу: любовью и благоговением.

В связи с Акеда нужно иметь в виду еще и следующий важный момент, на который указал нам автор книги Танья для того, чтобы подчеркнуть, какой нам следует извлечь урок из случая с Акеда. Автор Танья указал нам в своем проницательном обзоре на проворность и страстность, с которыми Авраам выполнил Б-жеское повеление. Авраам «встал рано поутру»; он сам оседлал осла и наколол дрова. Этот энтузиазм, это страстное желание выполнить повеление Б-га, отложив в сторону все личные чувства, является самым примечательным в Акеда, более примечательным даже, чем сам факт выполнения этого Б-жеского повеления.

Страстность и рвение Авраама при совершении доброго дела были им проявлены и в других случаях (при спасении Лота; в гостеприимстве странников). Но более впечатляющими они являются в Акеда. От Авраама переняли наши мудрецы принцип, который гласит: «Достойные выполняют мицвот немедленно». Недостаточно выполнить Б-жье повеление; мы должны выполнить его при первой возможности, страстно и проворно, подстегиваемые страхом и любовью ко Всевышнему.

Из разобранного здесь случая Акеда становится ясным, почему рассказ об Акеда включен в сидур. Молитва в широком ее значении является не просто просьбой о благословении Всевышнего, но и моментом облагораживания души. С этой точки зрения Акеда представляет собою непревзойденный источник вдохновения. Больше того, Акеда содержит некоторые из наиболее основных учений, указывающих нам на то, как надо служить Б-гу.

За Акеда следует молитва, начинающаяся следующими словами:

«Владыка мира! Как отец наш Авраам подавил чувство жалости свое к своему единственному сыну, чтобы исполнить волю Твою всем сердцем, так да подавят милости Твои гнев Твой на нас; пусть милости Твои воздействуют на атрибуты Твои, чтобы Ты, Б-г наш, поступал с нами по атрибуту милосердия. И поступи с нами не по всей строгости закона. И по великой доброте Твоей да отвратится ярость гнева Твоего от народа Твоего, града Твоего, земли Твоей и наследия Твоего. Исполни нам, Превечный, Б-же наш, слова, которыми Ты обнадежил нас в Торе Твоей через раба Своего, Моше, как сказано: «Вспомню завет Свой с Яаковом, а также завет Свой с Ицхаком; и завет Свой с Авраамом тоже вспомню».

Затем следует ряд дополнительных выдержек из Танаха, включая цитаты из книг пророков Йешаяу, Ирмияу и Миха, которые говорят о милостивом обещании помнить о Своем народе в его изгнании и страданиях и в которых выражена уверенность, что в конце концов Б-г вернет изгнанников на их родину и восстановит Храм на его прежнем месте в Иерушалаиме.

Таким образом, Акеда связана с грядущим возрождением еврейского народа. Нам напоминают, что так же, как Акеда явилась всего только проверкой преданности Авраама и его верности Б-гу, так являются также изгнание и страдания нашего народа всего только испытанием нашей верности Б-гу. И точно так, как Акеда имела последствием благословение Авраама Б-гом, таким же образом будут богато вознаграждены многовековое изгнание нашего народа и переносимые им мытарства.

Связь между Акеда и изгнанием и особое значение, придаваемое нашему каждодневному чтению об Акеда, особо подчеркивается в Зоаре и других источниках. Зоар заявляет: «Евреи должны читать об Акедат-Ицхак каждый день с тем, чтобы это защитило их от всех бед, ибо раздается голос, провозглашающий: «Не причиняй ему вреда».

Как было упомянуто выше, Акеда читается ежедневно, включая субботу и праздники. Молитва же, которая следует за чтением Акеда («Владыка мира! и т.д.»), опускается по субботам и праздникам и во все другие дни, когда Таханун (моление) не читают.

Опубликовано: 16.01.2005

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter