22 Хешвана 5782 года, пятый день недели, гл. Хаей Сара

Открывающий глаза слепым

Это благословение отражает процесс нашего перехода из состояния сна к бодрствованию. Когда мы спим, наши глаза не функционируют. Даже при сне с открытыми глазами, мы ничего не видим. Во время сна мы подобны слепым.

3765 (0)

Молитва:

פוקח עורים

Текст:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם, פוקח עורים

Транскрипция:

Борух ато Адей-ной Элейэйну мэлэх о-эйлом, пэйкеях иврим.

Перевод:

«Благословен Ты, Превечный, Б-же наш, Владыка вселенной,

открывающий глаза слепым».

Комментирует рабби Нисан Миндел:

Это благословение, как и следующие за ним, отражает процесс нашего перехода из состояния сна к бодрствованию.

Когда мы спим, наши глаза не функционируют. Даже при сне с открытыми глазами, мы ничего не видим. Во время сна мы подобны слепым, лишенным зрения людям.

Поэтому, когда мы просыпаемся и вновь начинаем видеть, мы благодарны Б-гу за восстановление нашего зрения.

Нo, как мы уже упомянули в связи с предыдущим благословением, в словах «открывающий глаза слепым» заложен и более глубокий смысл. Б-г дал нам способность видеть не только то, что попадается в поле нашего зрения.

Мы «видим» не только нашими физическими глазами, но и нашими «умственными глазами"; мы видим правду, мы видим руку Божью во всем, что вокруг нас. Имеются люди, обладающие отличным зрением, но они и «слепы» во всем, что касается духовных вопросов; они не могут «видеть» благо Б-жественного Провидения, распоряжающегося судьбой всего и всех; они подобны людям, лишенным зрения и пробирающимся ощупью в темноте.

В Торе сказано: «Не проклинай глухого, и пред слепым не ставь препятствия, бойся Б-га твоего» (Ваикра, 19:14). Нам приказано не проклинать или поносить того, кто не слышит.

Неважно, действительно ли он глухой или он находится далеко от тебя и не может тебя услышать; в обоих случаях он не может защищаться, не может оправдать себя. Точно так же, когда мы предупреждены не ставить препятствия перед слепым, мы должны остерегаться не только причинять физический вред физически слепому человеку, но и причинять «вред» духовно «слепому» и слабому человеку, сбивая его с пути истины или показывая плохой пример детям и т.п. Нам напоминают, что хотя «глухой» человек не слышит наших слов, а «слепой» человек не видит уложенного нами на его пути препятствия, Б-г слышит и видит все. Мы должны бояться Б-га и остерегаться совершать такие преступные дела.

Подобным же образом, когда мы просыпаемся утром и благодарим Б-га, «открывающего глаза слепым», мы благодарим Его не только за данное нам физическое зрение, но и за духовное прозрение. Мы благодарим Б-га за нашу возможность постигать в какой-то степени Его величие и Его милость, что должно привести нас к стремлению следовать Его путями.

Опубликовано: 09.02.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter