СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 11:12

Ты тот...

Когда мы заявляем, что «Б-г един», мы имеем в виду не только то, что существует только один Б-г и нет другого, мы имеем в виду также, что нет ничего помимо Б-жества; что Б-г один и тот же до и после того, как был сотворен мир...

2952 (0) мин.

Молитва:

אתה הוא עד שלא נברא העולם

Текст:

אתה הוא עד שלא נברא העולם, אתה הוא משנברא העולם, אתה הוא בעולם הזה, ואתה הוא לעולם הבא. קדש את שמך בעולמך על עם מקדישי שמך, ובישועתך מלכנו תרום ותגביה קרננו, והושיענו בקרוב למען שמך, ברוך המקדש שמו ברבים

Транскрипция:

Ато у ад шелей новро оэйлом, ато у мишенивро оэйлом, ато у боэйлом азэ, вэато у лоэйлом а-бо. Кадейш эс шимхо боэйломэхо аль ам макдишнй шмэхо, увишуосхо малкейну торум вэсагбия карнейну, вээйшиэйну бэкорейв лэмаан шмэхо, борух амекадейш шмей борабим.

Перевод:

Каким Ты был до сотворения мира, таким Ты и остался после его сотворения. Каким был Ты в этом мире, таким Ты будешь и в мире грядущем. Яви своему миру святость Имени Своего, облагодетельствовав народ, освящающий Имя Твое. И спасением, посланным Тобою, Владыка наш, возвысь и вознеси нас, и спаси нас вскоре ради Имени Своего. Благословен освящающий Имя Свое на глазах у всех.

Комментирует рабби Нисан Миндел:

«Ты Тот, который был до сотворения мира; Ты тот же самый и после сотворения мира; Ты есть в мире сем и Ты есть в мире грядущем. Яви святость имени Твоего тем, которые святят его, и помощью Своей, Владыка наш, возвысь и вознеси рог наш и помоги нам вскоре ради имени Твоего. Благословен являющий всенародно святость имени Своего».

Это весьма древняя молитва (по крайней мере частично), основанная на древних талмудических источниках. «Ялкут Шимони» приводит следующий выразительный отрывок из Талмуда:

Когда Всевышний, благословен Он, смотрит вниз на Свой мир и видит людей, развлекающихся в театрах и цирках, довольных и беззаботных, в то время как Его святилище лежит в руинах, Он готов уничтожить Свой мир. Но, когда Его народ Израиль входит в молитвенные дома и в дома учения, и все объявляют Его единство и провозглашают «Слушай, Израиль, Превечный, Б-г наш, Б-г единый», тогда все ангелы-служители собираются вокруг Всевышнего, благословен Он, и говорят Ему: «Ты Тот, который был до сотворения мира; Ты тот же, что и после сотворения Мира; Ты есть в мире сем, Ты есть в мире грядущем. Яви святость имени Твоего тем, которые святят его». Тогда Всесвятой, благословен Он, радуется и удовлетворен, и Он не уничтожает Свой мир ради Израиля.

Основная мысль этого талмудического сказания отражена в молитвах, предшествующих Шма и Корбанот, где мы находим слова «большинство их дел — суета и хаос» и «дни их жизни — суета... помимо души чистой... Благо нам! Как хороша наша участь...». Мы видим здесь контраст между общей философией и образом жизни окружающего нас мира, — стремление к материальным удовольствиям и проведение времени в легкомысленных занятиях — и еврейским образом жизни, где важное место занимает молитва, изучение Торы и внесение святости в повседневную жизнь.

Поэтому молитва «Ты Тот же» является в известном отношении продолжением той мысли, которая является ведущей в Шма. И в то же время она является дальнейшим уточнением самого Шма, т.е. концепции истинного единства, значения единого Б-га.

Когда мы заявляем, что «Б-г един», мы имеем в виду не только то, что существует только один Б-г и нет другого, мы имеем в виду также, что нет ничего помимо Б-жества; что Б-г один и тот же до и после того, как был сотворен мир, и что создание мира не внесло никакого изменения в его Творце.

Эту концепцию не так-то легко понять. С тем, чтобы в какой-то мере понять нам истинный смысл слов «Б-г един» (что является еврейской концепцией монотеизма), нам нужно обратиться к различным источникам еврейской философии, особенно к хасидут, основанной на учении Баал-Шем-Това.

Этой теме посвящена особая часть книги Танья. Ниже приводится очень краткое резюме этого объяснения:

Когда человек изготавливает что-нибудь, он не создает совершенно новой вещи; он только меняет форму вещей, пользуясь готовым материалом, который уже существует. Таким образом, мебельщик, изготавливающий какой-нибудь предмет обстановки, применяет дерево, клей и гвозди. Как только стол или кресло изготовлены, они не распадутся в тот момент, когда мастер отлучится и оставит свои изделия одни.

В противоположность этому, когда Б-г создал небо и землю и все, что в них, у него не было готового «сырого материала», чтобы из него изготовить мир. Он создал все из ничего одними только словами «Да будет!». Так оно и написано: «Словом Превечного сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их».

Поскольку все было создано из ничего — бытие из небытия (в отличие от созданного человеком из того, что уже существовало раньше), небеса и земля не могут существовать сами по себе; они существуют только потому, что Б-г непрерывно поддерживает их существование. Если бы Б-г отвлек на один миг Свое внимание от Своих созданий, они тут же вернулись бы в свое первоначальное состояние, т.е. превратились бы в ничто, как и до их создания.

Баал-Шем-Тов объясняет это следующим образом: написано: «Навеки, Превечный, слово Твое закреплено в небесах». Слова Б-га «Да будет небесный свод» — всегда находятся в небесах, благодаря чему небеса и существуют. Если бы Б-г взял обратно эти Свои слова, неба больше не существовало бы, ибо не было бы ничего, что поддерживало бы их бытие.

Наши телесные глаза видят только физические (материальные) вещи. Если наши глаза могли бы видеть духовные вещи, мы не видели бы вещи так, как мы их видим сейчас — столы, стулья, деревья, цветы и т.д. Вместо этого мы видели бы их реальное бытие, а именно: «слово» Б-жье, которое создает и поддерживает существование всего из ничего. Другими словами: все, даже «безжизненные» вещи, такие, как песок, камни, дерево, имеют «душу», являющуюся источником бытия вещей, и эта «душа» ни что иное, как только воля Б-жья, заставляющая эту вещь существовать все время и не возвращаться в прежнее состояние небытия.

Если нашими телесными глазами мы видим бесчисленное множество резко отличающихся друг от друга вещей, то нашим интеллектуальным глазом мы можем «видеть» нечто совсем другое. Посмотрев на мир нашим интеллектуальным глазом в свете сказанного выше, мы обнаружим, что все материальные «оболочки» вещей исчезают, а на их месте оказывается не что иное, как только воля Б-жья, которая неотделима от самого Б-га. Поэтому фактически нигде ничего нет другого помимо Б-га; единство Б-жье не нарушено созданным миром со всем множесвом его вещей.

Чтобы помочь нам понять немного, как это создание мира не повлияло на Б-га — Творца, автор Танья дает нам следующий пример, основанный на той же идее о мире, созданном «словом Б-жьим». Когда человек выговаривает слово, это не производит никакого изменения в этом человеке, ибо, что представляет собою одно слово по сравнению с человеком в целом? Еще меньшее изменение производит это слово в человеке прежде, чем оно сказано, когда оно существует еще только в виде мысли, в виде невысказанного слова. Подобно этому, когда Тора говорит, что все было создано «словом» Б-жьим, имеется в виду дать нам понять, что вся вселенная, небеса со всеми их звездами и планетами и земля со всем тем, что есть на ней и в ней, — все это существует подобно «дыханию» и «слову», т.е. все это ничто по сравнению с Б-гом-Создателем. Только нам, созданным существам, все это кажется реальными вещами; по отношению же к Б-гу оно то же самое, что «дыхание» или «дуновение» или «слово».

До сих пор мы говорили о Б-ге-Создателе, который проявил Себя, создавая этот мир. Это только бесконечно малая величина по сравнению с аспектом Б-жественности или, как мы сказали выше, только «слово» Б-жье. Сам же Б-г скрыт от нас и даже от ангелов. Но это тот же Б-г, который «проявил» себя (в мироздании, в природе) и одновременно «скрыт от нас». В этом смысл слов «Ты тот же». Мы говорим это во втором лице, как если бы Б-г был перед нами («Благословен Ты»), но мы должны сознать, что даже «Ты» скрыт от нас, тем более, когда мы выражаемся словом «Тот»; Он, конечно же, скрыт от нас.

Остальная часть молитвы «Ты Тот» говорит об освящении Б-жьего имени (киддуш ашем). Обычно мы говорим о киддуш ашем, когда еврей умирает мученической смертью, лишь бы не отказаться от своей веры в единого Б-га. Мы уже заметили, что чтение Шма в самом начале утренней молитвы было вначале введено в те времена, когда евреи подвергались религиозным преследованиям под персидским владычеством.

Многие евреи святили Б-жье имя, отказываясь подчиняться своим угнетателям и провозглашая единство Б-жье. Мы же просим, чтобы Б-г явил святость имени Своего, вознаграждая еврейский народ, который святит Его имя, и наказывая врагов, которые оскверняют имя Б-жье. Затем мы молим Б-га, чтобы Он послал нам скорее спасение ради Своего имени, и мы заканчиваем молитву словами: «Благословен являющий всенародо святость имени Своего».

Следующий урок: Ты тот... на небе и на земле

Предыдущий урок: Первое чтение Шма

Опубликовано: 22.03.2005 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter