СБП. Дни Мошиаха! 4 Тишрея 5785 г., первый день недели Браха | 2024-10-06 06:28

Молитва «Шмоне эсре» (18 благословений)

Благословения «Шмоне эсре» столь же древни, как и наш народ, и восходят к эпохе наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, хотя окончательная их редакция относится к более позднему времени…

17.08.2008 0 24302 мин.

В последовательном порядке наших молитв «Шмоне эсре» является четвертой молитвой. Мы имеем: 1) благословения после пробуждения от сна утром («Бирекот а-шахар»); 2) гимны хвалебные («Псукей дезимра»); 3) «Шма Исраэль»; 4) «Шмоне эсре».

Мы подмечаем, насколько гармонично и по порядку изложены наши молитвы.

1) Прежде всего, встав утром после сна, мы выражаем Превечному нашу благодарность за то, что мы за ночь отдохнули; за возвращение нам всех наших чувств и восстановлении сил наших утомленных членов. Мы благодарим Б-га также за великую привилегию быть евреем и служить Ему; за то, что Он дал нам Его Тору и т.д.

2) Мы читаем псалмы, восхваляющие Б-га, описывающие Его величие и мощь как Создателя небес и земли и всех Его творений, восхваляющие Его любвеобильную доброту и милость, которыми Он заботится о всех Своих творениях.

3) Будучи таким образом вдохновленными добротой и любовью Превечного, мы заявляем о единстве Б-га и обязуемся любить Б-га и соблюдать все Его заветы. Это является содержанием молитвы «Шма».

4) После всего этого мы приступаем к главной части утренней молитвы — «Шмоне эсре», в которой мы излагаем перед Б-гом наши просьбы.

Это одна из причин, почему молитвы приравнены к лестнице («Лестница нашего праотца Яакова»), соединяющей землю с небесами. Ибо отдельные разделы нашей молитвы подобны лестничным ступенькам, ведущим одна к другой.

«Шмоне эсре» означает «восемнадцать», потому что вначале в этой молитве было восемнадцать благословений. Сейчас в ней девятнадцать благословений, как мы увидим ниже.

Благословения «Шмоне эсре» столь же древни, как и наш народ, и восходят к эпохе наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, хотя окончательная их редакция, в том виде, как мы их видим в наших сидурах, относится к более позднему времени, к временам Эзры-писца и Мужам Великого Собрания, живших более 2300 лет тому назад. Это было время вавилонского изгнания. Когда евреи были угнаны из их земли в Вавилонию, многие начали забывать свой святой язык. Именно тогда составили вожди и пророки Израиля того времени — Мужи Великого Собрания (насчитывавшие 120 человек) наши молитвы по определенной системе и на еврейском языке. Таким образом, все евреи во все времена и повсюду смогли читать одни и те же святые молитвы на одном и том же языке, что придавало им чувство единства и силу.

Вавилонское изгнание продолжалось 70 лет, после чего был построен Эзрой и Нехемьей Второй Храм, который просуществовал 420 лет. После разрушения римлянами Второго Храма молитва «Шмоне эсре» была, по-видимому, частично забыта и появилась потом в нескольких вариантах. В то время вновь стало очень важным поддержать в народе идею о молитвах, для чего необходимо было составить надлежащие молитвы на каждый день. Вот тогда и разработал глава еврейского народа раббан Гамлиель Явненский с помощью льновода рабби Шимона форму «Шмоне эсре». Ввиду того, что в то время (и на протяжении веков после этого) евреи терпели от предателей, которые ради денег или власти оставляли свою веру, изменяли своему народу и причиняли евреям беды и несчастья, включили наши мудрецы в «Шмоне эсре» новое благословение, начинающуюся словами: «У клеветников да не будет надежды». Это молитва в защиту от всяких клеветников, доносчиков и предателей. Это благословение является по счету двенадцатой в «Шмоне эсре» и увеличивает общее число всех благословений в ней до девятнадцати. Однако название «Шмоне эсре» (18) так и не изменилось .

Наши мудрецы делят «Шмоне эсре» на три части:

I. Первые три молитвы — приветствия.

II. Следующие 12 (затем 13) молитв содержат наши просьбы.

III. Последние три молитвы — прощание.

Теперь мы вкратце перечислим все эти благословений:

1) В первой благословение мы приветствуем Превечного как нашего Б-га и Б-га наших прародителей. Благословение заканчивается словами «...щит Авраама».

2) Во второй благословение, начинающейся словами «Ты силен вечно Владыка», мы говорим о Превечном как о дарителе жизни, который вернет жизнь умершим. Благословение заканчивается словами «... воскрешающий мертвых».

3) Третье благословение начинается словами «Ты свят» и заканчивается «...Б-же святой».

Очень важно, чтобы эти вводные благословения мы произносили с полным пониманием того, что мы говорим, ибо эти благословения говорят нам о том, почему мы обращаемся к Всемогущему Б-гу с нашими просьбами. Мы являемся к Б-гу не как «чужие», а как дети Авраама, который был первым, признавшим Б-га и с которым Б-г заключил вечный союз.

Затем мы приходим к Б-гу, Который милостив, Который поддерживает падающих, исцеляет больных, властвует над жизнью и смертью.

Б-г свят, и мы, Его дети, тоже святы, и Он желает, чтобы мы молились Ему.

После этого введения мы начинаем излагать наши просьбы:

4) Первая наша просьба — это даровать нам знание и разумение. Благословение заканчивается словами «Благословен..., жалующий знание».

5) Затем мы просим укрепить нашу преданность Б-гу и Его заветам и чтобы Он помог нам вернуться к Нему с полным покаянием. Благословение заканчивается «...желающий покаяние».

6) Следующей нашей просьбой является простить нас, то-есть лечить нашу душу, и мы заканчиваем «...милосердный, многопрощающий».

7) В седьмом благословении мы просим, чтобы наш народ избежал дальнейших страданий, и заканчиваем «...Избавитель Израиля».

8) Затем мы просим исцелить всех больных. Благословение заканчивается словами «...исцеляющий больных народа Своего, Израиля».

9) Теперь мы молимся за наши материальные нужды, — чтобы Превечный благословил природу (для зимы мы включаем здесь молитву за росу и дождь). Молитва заканчивается словами «благословляющий годы».

10) Следующая наша просьба касается возвращения наших изгнанников в нашу Святую Землю.

11) Мы молим Б-га возвратить нам наших духовных пастырей, и чтобы Он царствовал над нами с любовью и милосердием.

12) Двенадцатое благословение — это та, которая была добавлена позже; она-то и довела общее число благословений в «Шмоне эсре» до 19, хотя название «Шмоне эсре» (18) осталось по-прежнему. Это молитва за то, чтобы все клеветники нашего народа не преуспевали в их зловредной деятельности и чтобы всем еретикам и всем нашим врагам не удались их попытки вредить нам. Она заканчивается словами «...сокрушающий врагов и смиряющий злоумышленников».

13) Теперь мы молимся за праведных и благочестивых и заканчиваем «...опора и надежда праведных».

14) Следующая молитва касается восстановления Иерусалима.

15) Пятнадцатая благословение — это молитва за приход нашего избавителя, Мошиаха.

16) Заключительным благословение является молитва о том, чтобы Превечный принял и выполнил все наши просьбы. Она заканчивается словами: «Благословен... внемлющий молитвы».

Закончив этим наши просьбы, мы завершаем «Шмоне эсре» последними тремя благословениями, содержащими выражения благодарности. Мы делаем это, сподобившись явившемуся к королю просителю, когда он на прощание оставляет комнату аудиенции:

17) Первая из последних трех благословений — это выражение нашего страстного желания, чтобы «наши глаза узрели, как Ты милостиво возвратишься в Цион».

18) Следующее благословение начинается словами «Благодарим Тебя...». Мы благодарим Б-га, «твердыню нашей жизни, щита нашего спасения» за нашу жизнь и самое дыхание и за чудеса, которые Превечный творит ради нас каждодневно.

19) Последнее благословение «Шмоне эсре» начинается «Даруй мир...» и заканчивается словами «Благословен..., благословляющий народ Свой, Израиль, миром».

«Шмоне эсре» — это больше, чем простое собрание молитв или просьба за нас самих и за наш народ. Эта молитва напоминает нам также и об определенных событиях из нашей истории. Согласно высказываниям наших мудрецов, каждая благословение в «Шмоне эсре» рассказывает о каком-либо чуде, происшедшем в прошлом, что явилось поводом к тому, чтобы ангелы славили за это Б-га:

1) Превечный спас Авраама из пылающей огнем печи, за что ангелы славили Б-га, называя Его «Щитом Авраама».

2) Когда Ицхак был снят невредимым с алтаря, на котором его отец Авраам связал его по повелению Б-га, ангелы славили Б-га, произнеся благословение «Воскрешающий мертвых».

3) Освящение Яаковом имени Б-га в Бейт-Эле после его сна явилось поводом для ангелов славить Б-га благословением «Б-же святой».

4) Когда Йосеф должен был явиться перед Фараоном, ангел, Б-жий научил его семидесяти языкам за одну ночь. Затем ангелы славили Б-га благословением «Жалующий знание».

5) Когда Реувен покаялся после того, как он нанес оскорбление его отцу, ангелы пели «Желающий покаяние».

6) Когда Йеуда признал правдивость укора своей невестки Тамар и Превечный простил ему, ангелы пели благословение «Милосердный, многопрощающий».

7) Исход сыновей Израиля из Египта вдохновил ангелов на гимн «Избавитель Израиля».

8) Когда Авраам выздоровел после обрезания, ангелы пели «Исцеляющий больных народа Своего, Израиля».

9) Когда Ицхак был благословен Превечным и снял урожай сам-сто, ангелы славили Б-га благословение «Благословляющий годы».

10) Когда Яаков соединился со всеми своими сыновьями в Египте, ангелы пели «Собирающий рассеянных народа Своего, Израиля».

11) Когда Израилю были даны законы правосудия через Моше, ангелы пели «Владыка, любящий правду и суд».

12) Смерть египтян в Тростниковом море явилась поводом к благословению «Сокрушающий врагов и смиряющий злоумышленников».

13) Когда исполнилось обещание Превечного и Йосеф оказался у смертного одра его отца, пал на лицо усопшего и плакал над ним, ангелы славили Б-га благословением «Опора и надежда праведных».

14) Постройка Храма королем Шломо вдохновила ангелов на песнь «Строителя Иерусалима».

15) Хвалебная песнь, которую Израиль пел у Тростникового моря, вдохновила ангелов на песнь «Возвращающий рог спасения».

16) Когда Превечный внял молитвам закабаленных сынов Израиля, ангелы пели «Внемлющий молитве».

17) После того, как было построено Святилище и проявила себя Шхина (присутствие Б-жье), ангелы запели «Возвращающий Свою Шхину в Цион».

18) После того, как король Шломо завершил постройку Храма и весь Израиль отмечал это событие песнями и псалмами в великой радости, ангелы присоединились к празднующим благословением «Тебе подобает хвала».

19) Когда сыны Израиля осели, наконец, на своей Святой Земле в мире и покое, ангелы запели «Благословляющий народ Свой, Израиля, миром».

Таким образом, согласно преданию, все девятнадцать благословений молитвы «Шмоне эсре» уходят своими корнями в весьма далекое прошлое. Мужи Великого Собрания только упорядочили и отредактировали весь текст «Шмоне эсре», который мы читаем трижды в день в наших каждодневных утренних, полуденных и вечерних молитвах.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter