СБП. Дни Мошиаха! 10 Нисана 5784 г., пятый день недели Мецора | 2024-04-17 20:38

Песнь на море

Великое событие исхода евреев из Египта сопровождалось исключительными чудесами и знамениями, особенно на заключительном этапе — чудесного перехода через Ям Суф...

04.11.2006 7122 мин.

Великое событие исхода евреев из Египта сопровождалось исключительными чудесами и знамениями, особенно на заключительном этапе — чудесного перехода через Ям Суф (Чермное море, называемое обычно Красным морем). Именно после того, как сыны Израилевы стали свидетелями явления Б-жьего на Ям Суфе, они достигли высшего предела трепета и благоговейного страха перед Б-гом и в то же время веры в Б-га и в Моше, Его слуги. Вслед за этим Моше и сыны Израилевы были вдохновлены песней, известной как «Шират а-ям» — «Песнь на море».

Стих из этой песни «Вайамину баШем убеМоше авдо» («И они поверили в Б-га и в его слугу Моше») требует объяснения.

Еврейское слово «вайамину», как в слове «эмуна», переводимого обычно «вера», означает нечто значительно большее, чем просто вера в обычном понимании этого слова. Вера предполагает полное, слепое принятие чего-то такого, что не подтверждается разумом. Когда люди видят что-либо собственными своими глазами и слышат собственными ушами, им нет необходимости «верить» в существование этого увиденного и услышанного. Таким образом, еврейский народ, своими глазами видевший явления Б-жьи при переходе Красного моря, не нуждался в «вере», чтобы верить в Б-га; евреи знали по личному опыту наличие Б-га, ибо они видели победоносную Б-жью «мощную руку» над фараоном и египтянами. И действительно, наши мудрецы говорят, что «(даже) рабыня видела на море то, что Йехезкель и все другие наши пророки не видели». Ибо все пророки (за исключением Моше-рабену) имели пророческие видения и воображения, будучи в основном в трансе, в то время как Б-жье откровение на море (и последовавшее затем величайшее откровение на горе Синай) было нечто такое, что весь еврейский народ пережил, обладая всеми своими чувствами и способностями. Вот почему каждый еврей мог тогда петь: «Это мой Б-г, и я восхвалю красу Его» как показывают на нечто, находящееся перед глазами.

Вот эти личные переживания передали сыны Израилевы того поколения следующему поколению, а это поколение дальнейшему поколению, и так дальше от отца к сыну до наших дней; это было передано дальше непрерывно тысячами и десятками тысяч мужчин и женщин, ибо со времен Авраама и по настоящее время цепь еврейской истории никогда не прерывалась.

Поэтому мы не можем говорить о еврейской вере в том же смысле, как и о других главных религиях мира. Все остальные религии основаны на принятых ими ряда догм и верований. В эмунат Исраел слово «эмуна» означает нашу твердую, постоянную, непоколебимую веру в Б-га и нашу зависимость от Него. Наша вера в Б-га не основана на слухах или на философских или логических доказательствах, а на личных переживаниях, свидетелями которых были все сыны Израилевы, весь еврейский народ, на данных, переданных от отца к сыну на протяжении поколений во всех деталях и мельчайших подробностях, так что это как бы мы сами были свидетелями и пережили все чудеса при переходе через Красное море, а через шесть недель после этого — получение Торы и все, что произошло у горы Синай.

Отсюда следует, что читая эти выдержки из Торы о рассечении моря в нашей утренней молитве, мы не только рассказываем об этом важном историческом событии, но вновь подтверждаем нашу веру в Б-га.

Стих «Б-г будет царствовать во веки веков» — последний стих — повторяется дважды, указывая на то, что этим заканчивается песня. (Подобно этому последний стих псалмов, читаемый в Песукей де-зимра, также повторяется, чтобы указать на то, что это конец Книги Псалмов). Затем следует перевод этого стиха на арамейский (халдейский) язык и некоторые другие стихи. Темой этих стихов является будущее и окончательное вызволение нашего народа из галута и великое откровение Б-жье, которое возвестит эру Мошиаха, когда «В тот день Б-г будет един и имя Его едино», т.е. когда Б-жье единство будет признано всеми.

Святой ШЛО и другие авторитеты указывают, что «Песнь» нужно читать стоя и с радостью, как если бы мы сами действительно стояли на берегу Ям Суф и пели эту песню вместе с Моше-рабейну. В книге «Зоар» особо подчеркивается важность чтения «Песни» со сосредоточенностью.

Комментарии: 1
Темы: Море
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter