Сказано в книге Псалмов (1:1): «Счастлив человек, который не следовал совету злодеев, и на пути грешников не стоял, и в обществе насмешников не сидел».
1) Написано в Мидраше1: «Какими словами Моше завершил Тору? „Счастлив ты, Израиль“2. И также Давид, когда собрался произносить хвалу [Всевышнему], начал с того места, где завершил Моше, сказав: „Счастлив человек“». Это значит, что слова «Счастлив человек» в начале книги Псалмов связаны со словами «Счастлив ты, Израиль», которыми Моше-рабейну завершил Тору.
Вот, идея слова «ашер»3 («счастлив» [«ашрей»] и «счастлив ты» [«ашреха»]) заключается в наслаждении, как сказано4 в благословении [Яакова своему сыну] Ашеру: «От Ашера, тучен хлеб его» и «...окунать5 будет в елей ногу свою»6, так как масло связано с наслаждением — аспект короны вплоть до ее внутренней части [по хасидизму]7.
Более подробно, в этом стихе из книги Псалмов упоминается два раза слово «счастлив», как сказали наши мудрецы8: «Каждую главу, которая была особенно приятна Давиду, он начал со слова „счастлив“ и завершил словом „счастлив“. Начал со слова „счастлив“ — как сказано: „Счастлив человек“ и завершил словов „счастлив“ — как сказано8*: „Счастливы все, полагающиеся на Него!“» (и, наподобие этого, Моше завершил [Тору словами] «Счастлив ты» — двойным образом, два раза «счастлив»), что указывает на два аспекта наслаждений, а также на два аспекта короны (внутренний и внешний). И это находится в Торе: открытая часть и тайная часть9 (как она объясняется в учении хасидизма ХАБАД, в котором раскрывается идея «йехида» — «единственной» части (наслаждения) Торы10).
2) И нужно объяснить связь между словами «Счастлив человек» (которыми начал Давид) и «Счастлив ты, Израиль» (которыми завершил Моше), хотя между завершением книги «Дварим» и книгой Псалмов в Писаниях есть книга Пророков, ведь существует особенная связь между Давидом и Моше: Моше это «первый освободитель», а Давид Король Мошиах11 это «последний освободитель». А ведь [известно, что] «первый освободитель — это и есть последний освободитель»12 (в частности, согласно сказанному в Мидраше13, что если бы евреи удостоились, то они бы вступили в Землю Израиля под руководством Моше и тогда бы наступило полное Освобождение, после которого нет изгнания, но только был совершен грех). И поэтому с того места, где завершил с того места, где завершил Моше — «Счастлив ты, Израиль», начал Давид: «Счастлив человек».
И продолжение этого (Моше и Давида) реализуется в работе каждого еврея в служении Всевышнему с наслаждением. Как самому — когда он учит Тору с наслаждением, радостью и в хорошем настроении, так и когда он распространяет Тору и ее внутреннюю часть с наслаждением. И с помощью этого он достигает успеха в гораздо большей степени14.
Примечания:
1) «Берейшит раба» в конце гл. «Вайехи».
2) Браха 33:29.
3) Нужно заметить, что числовое значение слова «ашер» — 501. 500 это связано со Всевышним («прошел Всевышний расстояние в 500 лет, чтобы приобрести Себе Имя») и относится именно к уровню, который связан с кем-то), а единица, которая больше 500, относится к «единственному в мире», выше порядка мироздания... И можно связать это с идеей наслаждения (в двойном смысле) — так как наслаждение относится к сущности (см. «Ликутей Сихот» том 26, стр. 207).
4) «Вайехи» 49:20.
5) «Браха» 33:23.
6) Нужно отметить, что масло намекает на тайны тайн Торы (см. «Ликутей Тора» на Песнь песней 2г, 24г). И это произойдёт в таком виде, когда «окунать будет в елей ногу свою». «Его земля источает елей, как источник (воды)» (комм. РАШИ) — а это и есть распространение источников [хасидизма] наружу, когда «земля источит елей, как источник воды» (см. «Ликутей Сихот» там, стр. 316).
7) «Ор а-Тора» гл. «Браха», стр. 1837.
8) «Брахот» 10а в начале.
8*) Псалмы 2:12. Есть мнение, что 1-я и 2-я главы книги Псалмов представляют собой одну главу.
9) «Ор а-Тора» там, стр. 1837.
10) См. брошюру «Идея учения хасидизма» п. 5.
11) См. Ор а-Тора» гл. «Браха», стр. 1881.
12) См. «Шмот раба» 2:4, 2:6. «Дварим раба» гл. 89. «Зоар» I 253а.
13) «Шмот раба» гл. 32. См. «Ликутей Сихот» том 19, стр. 346, прим. 42-43.
14) Из беседы в субботу гл. «Ваэра» 5747 г. (см. «Книгу бесед» 5747 г., том 1, стр. 284).