1) Известно1, что содержание праздника Шавуот относится к трём пастырям еврейского народа: это Моше-рабейну, через которого была дана Тора; король Давид, который скончался в этот день2; рабби Исраэль Баал-Шем-Тов, который также скончался в праздник Шавуот3.
И понятно, что кроме общей идеи, что все они были пастырями еврейского народа и т.д., в их первых учениях (которые они написали или которые были переданы от их имени) есть общая идея.
2) И вот какое объяснение этому можно дать. В начале книги «Завещание РИБАШа»4 (которая не была написана самим Баал-Шем-Товым, а это «сборник его высказываний, собранных и записанных его учениками... и все там является истинным»5) сказано:
Каждый человек должен служить Всевышнему всеми своими силами (аспектами), так как все это — ради великой цели; Всевышний хочет, чтобы Ему служили различными способами. Имеется в виду следующее: иногда человек идёт [куда-то] и разговаривает с другими людьми — и в это время он не может учиться. Поэтому он должен быть связан со Всевышним (в своих мыслях) и совершать объединение высших духовных элементов мироздания (ייחודים). И даже когда человек находится в пути — и он не может молиться и учиться по своему обыкновению — он должен служить Всевышнему другими способами.И не нужно страдать из-за этого, так как Всевышний желает служения различными путями: иногда одним способом, а иногда другим. Поэтому предопределено человеку Свыше идти этим путем или разговаривать с людьми, чтобы служить Всевышнему по-другому.
Вот оно, великое правило: «Возложи на Б-га дела твои, и утвердятся помышления твои»6 — когда (человеку) встречается на его жизненном пути какая-то ситуация, он должен считать, что это от Всевышнего.
Эта идея связана с началом Псалмов (книги короля Давида), где сказано так: «Счастлив человек, который не следовал совету злодеев, и на пути грешников не стоял, и в обществе насмешников не сидел». Также когда человек идёт по дороге, он должен остерегаться, чтобы его путь не был связан с «советами злодеев и путями грешников», не дай Б-г, и чтобы его разговоры с ними не были связаны с «обществом насмешников», не дай Б-г. Все это осуществляется с помощью (второго способа служения Всевышнему), когда он служит Ему с помощью объединения высших духовных элементов мироздания, как это сказано в учении Баал-Шем-Това.
И это связано с началом Торы (книги Моше-рабейну, «книги учения Моше»7): «В начале сотворения Всесильным неба и земли... И сказал...», что Всевышний сотворил мир с помощью речи, и не может быть истинной сущности, которая бы противоречила Его воле8. И также когда нужно заниматься мирскими делами, форма работы должна соответствовать воле Творца.
3) Эта идея (как и все идеи Торы) относится к каждому еврею, в частности к простому еврею. Ведь если речь идёт о человеке, главным занятием которого является Тора, к нему не очень-то и относится хождение по дорогам и разговоры с людьми, так как основная его деятельность — это изучение Торы и служение молитвой.
Но когда речь идёт о простом еврее, обычная работа которого связана с мирскими делами (для заработка на жизнь), может возникнуть ситуация, когда он загрустит и будет сожалеть о том, что на его долю выпало заниматься мирскими делами. Особенно, когда он увидит, что его собратья сидят и занимаются изучением Торы и духовными вопросами... А он должен выйти за пределы границ Торы и заниматься мирскими делами...
И тогда следует напомнить ему указание Баал-Шем-Това: «И не нужно страдать из-за этого, так как Всевышний желает служения различными путями». Всевышний создал его для того, чтобы он служил Ему вовлекаясь в мирские дела. В этом заключается его миссия. В частности, когда этот человек знает в своей душе, что подобные занятия осуществляются не по его выбору, а по различным причинам — и нет сомнений, что это воля Всевышнего. Поэтому «не нужно страдать из-за этого». Более того, нужно служить в радости и в хорошем настроении, в такой форме, как сказано9: «Радуйся, Звулун, при выходе твоем»10.
Примечания:
1) «Ликутей Сихот» том 8, стр. 21.
2) Йерушалми, трактат «Хагига» 2:3 (а также в «Берейшит раба» 3:2) — приводится в «Тосафот» трактата «Хагига» 17а.
3) См. сборник «Сегодня — день» за 6 Сивана.
4) Пункт 3 и далее. См. также «Ор а-Тора» Магида 67а.
5) См. «Святые послания» Алтер Ребе п. 25.
6) Мишлей 16:3.
7) Йеошуа 8:31.
8) «Врата единства и веры» гл. 3.
9) «Браха» 33:18. Как объясняет РАШИ: «Пусть успех сопутствует тебе при выходе твоем для торговли. 3вулун и Иссахар заключили договор: 3вулун жил на побережье и выходил на судах в море, занимаясь торговлей, он зарабатывал трудами своими и давал пропитание Иссахару, а тот сидел и занимался учением. 3вулун назван перед Иссахаром (хотя он младше его), потому что своими познаниями в учении Иссахар обязан 3вулуну». Это — причина для радости.
10) См. беседу во 2-й день праздника Шавуот 5742 г.