Сказано в трактате «Брахот» (9б), что «Счастлив человек» (глава 1 из книги Псалмов) и «Зачем возмущаются народы» (глава 2 из книги Псалмов) являются одним целым (одной главой), так как каждый отрывок, который был дорог Давиду, он начинал со слова «счастлив» и заканчивал словом «счастлив». Как сказано в первой главе: «Счастлив человек, который не следовал совету злодеев» и в конце второй главы: «Счастливы все уповающие на Него». Отсюда следует, что число глав в книге Псалмов отлично от того, что есть у нас сейчас (150 глав).
Некоторые комментаторы возражают на это, ведь существует мнение о другом количестве глав (147), а теперь выходит, что есть ещё одно (149)? Можно добавить к этому ещё один вопрос: ведь мы не встречали у первых комментаторов обсуждения на эту тему...
Объяснение этому такое, что здесь вообще нет никаких вопросов, так как мы находим («Шабат» 116а) нечто подобное в отношения Торы, что она разделяется на семь частей, но никто не спорит с тем, что в Торе есть пять книг. То же самое относится к 24 книгам ТАНАХа, в одной из которых на деле есть 12 книг («Трей Асар» — 12 малых пророков), но они считаются одной книгой. И можно заметить в отношении сказанного в книге «Зоар» (I 104б), что в Торе есть 53 главы, хотя на деле их 54. И ещё сказано в Мидраше («Шир а-Ширим раба» 6:19) о 60-ти трактатах Мишны, хотя их 63 (а по мнению РАМБАМа — 61). И таких примеров много.
Почему первая глава делится на две?
И можно объяснить в соответствии со сказанным выше, что «Счастлив человек» и «Зачем возмущаются народы» являются одной главой. Так было во время Давида, а в последующие поколения эта глава была разделена на две.
Первая глава говорит о достоинстве евреев при исполнении заповедей Торы: «Счастлив человек, который не следовал совету злодеев... Только к закону Б-га влечение его, об учении своем думает он днем и ночью», в результате чего «во всем, что он будет делать, — преуспеет». А у злодеев все обстоит наоборот: «Не так — злодеи, подобны они мякине, уносимой ветром».
Вторая глава говорит о ситуации, когда нужно нейтрализовать власть народов мира над евреями: «Восстали цари земли, а князья совещаются вместе — против Б-га и против помазанника Его». Это осуществляется с помощью действий, которые выше рамок природы. Поэтому возник вопрос: «Зачем возмущаются народы?», ведь: «Сидящий в небесах смеется, Б-г насмехается над ними».
И поэтому в дни Давида (когда было явно видно, что служение еврейского народа осуществляется так, как следует, когда они исполняли заповеди Торы и не следовали «совету злодеев») исполнилось также и сказанное во второй главе: «Зачем возмущаются народы», «сидящий в небесах смеется» — народы мира были испуганы тем, как Всевышний относился к еврейскому народу...
Но в последующие поколения, когда был недостаток у многих евреев в отношении исполнения указания «не следовать совету злодеев» (хотя было много таких, кто действительно исполнял это, но они не воздействовали на все поколение), вопрос: «Зачем возмущаются народы?» осуществился в полной мере. По этой причине произошло разделение этой главы на две части, каждая из которых выражает свою идею.
На основании этого можно понять слова РАШИ: «Наши мудрецы говорят, что в этой главе идет речь о Мошиахе, но согласно контексту правильнее будет сказать, что речь идет о событии, связанном с самим Давидом». Известно, что РАШИ обычно комментирует по простому смыслу Торы, тогда зачем он приводит простой смысл по контексту вторым, толкование мудрецов первым, ведь по порядку нужно сначала указать на простой смысл, а уже потом добавить толкование?
Но на основании приведенного выше объяснения, что это две разные главы книги Псалмов (в которых речь идёт о разных периодах) становится понятным, что РАШИ привёл толкование для того, чтобы указать на разделение между этими двумя главами, чтобы мы не подумали, что вторая глава является продолжением первой.
Можно ещё добавить, что так как Давид является «сладкозвучным певцом Израиля» во время всех поколений, его книга содержит два варианта числа глав: основное — 150 глав и дополнительное, относящееся к его поколению — 149 (но если рассматривать этот вопрос глубже, то можно сделать вывод, что речь идёт не о разных периодах во времени, а о разных ситуациях (см. «Ликутей Сихот» том 10, стр. 77).