Если в субботу еврей намеренно совершил запрещенную работу, то результатами этой работы можно пользоваться после исхода субботы всем, кроме него самого (таким образом мудрецы оштрафовали его). Если же человек совершил запрещенную работу ненамеренно, то результатами этой работы можно пользоваться после исхода субботы всем (и самому нарушившему). Это мнение рабби Йеуды в Талмуде. Но рабби Меир спорит с этим и считает, что в случае намеренного нарушения всем (и самому нарушившему) будет разрешено пользоваться результатами этой работы после исхода субботы, а в случае ненамеренного нарушения — результатами этой работы можно будет пользоваться сразу всем.
Алтер Ребе полагает, что если речь идёт о работе, запрещенной мудрецами, то при намеренном нарушении ее результатами разрешено пользоваться после исхода субботы всем (по мнению р. Меира), а при ненамеренном нарушении — сразу всем (по мнению р. Йеуды).
[«Мишна Брура» приводит мнение АГРА, который облегчает также в случае нарушения закона Торы, как р. Меир и разрешает полагаться на это «в случае острой необходимости, когда человек ошибочно сварил еду». Но так как Алтер Ребе не упомянул о такой возможности, мы, по всей видимости, не полагаемся на это].
Алтер Ребе постановил («Законы субботы» 318:2):
Если человеку сделал это [сварил в субботу] по указанию мудреца, который ошибся, то он считается совершившим нарушение неумышленно («шогег»). Это относится также к случаю, когда человек забыл о том, что сейчас суббота, или забыл, что данное действие является запрещенным.
В каких случаях человек считается нарушившим субботу ненамеренно?
1) Если он спросил раввина о каком-либо законе в отношении субботы, а тот разрешил, но впоследствии оказалось, что раввин совершил ошибку и дал человеку неправильный ответ.
2) Если человек проснулся утром и по привычке включил свет.
3) Если человек забыл, что данное действие является запрещенным.
Есть ещё одна категория, когда человек выполняет работу неосознанно («митасек») — ее результатами можно пользоваться, даже если эта работа запрещена Торой (см. «Пискей а-Тшувот» гл. 15): человек поставил кастрюлю с водой на горячую плиту, так как думал, что она не включена; человек облокотился на стену и случайно включил свет (этим светом можно пользоваться); человек открыл холодильник, в котором горела лампочка, но он не знал об этом (ему разрешено брать еду из холодильника, хотя закрыть его уже нельзя; можно повесить на дверцу полотенце, которое не даст ей закрыться полностью и тем самым не выключит лампочку).
В чем заключается разница между выполнением работы по ошибке или неосознанно? Во время Храма в первом случае еврей был обязан принести грехоочистительную жертву, а во втором освобождался от этого.