В «Ликутей Сихот» (том 16, стр. 533) Ребе Король Мошиах пишет так:
В учебе вообще есть несколько направлений: путь логики и объяснений (еще называется «литовская форма учебы») и учеба в форме погружения в материал и «пильпуль» («польская форма учебы»). Но не принято заниматься методом уточнения языка и стиля («диюк»).Скорее всего причина этому — недостаток времени. Есть еще одна причина — разница между Письменной и Устной Торой. В Письменной Торе важны буквы (мы находим целую главу Талмуда, посвященную одной букве), а в Устной Торе важна идея, как объясняет Алтер Ребе в «Ликутей Тора».
Но, в любом случае, понятно, что также и в Устной Торе выбор слов очень точен… Один из больших хасидов Алтер Ребе — р. Нехемия из Дубравно, обращал внимание даже на выбор слов в тексте ТАЗа или Маген Авраама и учил из этого нюансы в законе.
Для того, чтобы понять разницу, рассмотрим коротко упомянутые формы учебы.
Когда человек пытается понять какую-то идею, есть несколько видов учебы. Можно обдумать предыдущее мнение и привести противоположное мнение. Или найти доказательство из другого места, усиливающее одно из мнений. После этого попытаться опровергнуть одно из мнений и т.д. Это и есть «пильпуль» — процесс исследования Устной Торы по особой логической цепочке.
Можно заняться исследованием — объяснить мнения логическим путем, попытаться понять ход мыслей автора этого мнения. Затем понять мысли автора противоположного мнения и опровергнуть первое мнение. А затем снова принять за основу первое мнение, опровергнув второе, и т.д. Это путь логики.
Но форма учебы, которую предлагает Ребе, на первый взгляд совершенно новая. Когда обращаем внимание на слова и буквы, становятся понятными новые глубины в понимании материала.
К примеру:
Если РАШИ в своем комментарии на Тору использовал определенные слова, то именно внимательное рассмотрение этих слов и формы предложения приведет нас к постижению всей глубины его мысли и доскональному пониманию этого отрывка из Торы. Если же кому-то придет в голову, что РАШИ ничего не вложил в свои слова и можно использовать синонимы, то очень часто это может привести к ошибочному пониманию текста Торы, в лучшем случае к поверхностному пониманию. Тем, кто знаком с объяснениями Ребе по комментариям РАШИ, понятно, что такое ошибочное понимание РАШИ часто противоречит многим общеизвестным вещам, которые упомянуты в других местах. С другой стороны, с помощи этой новой формы учебы легко объясняются многочисленные трудные места. К этому можно прийти только с помощью уточнения, которое приводит к пониманию самой сути вещи.
Очень часто Ребе говорит, что так как каждое слово в Торе исключительно точно, то из него нужно получать указание.
То же самое справедливо для учения глав ХАБАДа. Множество раз подчеркнул Ребе, что у глав ХАБАДа нет лишних слов или движений без причины. Особое отношение мы видим по отношению к Ребе РАЯЦ, на каждом слове которого Ребе строит целые здания в учебе.
Упомяну лишь, что в своем первом выступлении 10 Швата, Ребе процитировал слова Ребе РАЯЦ и сказал: «Нужно понять уточнение выражения „суть Шхины“» и в этом же выступлении подробно объяснил разницу между седьмым поколением и предшествующими ему. И все это благодаря словам, которые Ребе РАЯЦ написал как бы мимоходом, в скобках: («Все седьмые — любимы»).
И такими примерами полны все книги.
Можно сказать, что главный ключ к пониманию позиции Ребе в учебе это минимальное понятие в подходе уточнения. Хотя известно, что учение Ребе охватывает все разделы и уровни Торы, здесь подчеркивается идея учебы в основном.
Работу по уточнению в учении ХАБАДа Ребе не поручил избранным людям, а это является достоянием каждого. Ведь Тора является наследием общины Израиля и каждый еврей наследует ее в полной мере и не нуждается в необходимости в посредниках, которые объяснят ему в чем тут «глубокий смысл». К примеру, в беседе «Корах» 5748 («Итваадует» том 3, стр. 554) Ребе сказал:
…И отсюда мы учим от простого к сложному до какой степени должно быть уточнение в словах моего тестя и учителя, ребе — главы нашего поколения во всех деталях. И не только в его учении — трактатов и бесед — но и даже в его разговорах на будничные темы, в которых также нужно уточнять, включая то, что он говорил как бы между прочим, во время прогулки и т.п. По каждому слову нужно проводить уточнения и учить по нему.
Эти вещи касаются всего учения Ребе, но есть вещи, на которые Ребе указал обратить более пристальное внимание. О беседах Ребе РАЯЦ, сказанных перед 10 Швата 5710 г. Ребе Король Мошиах сказал так («Игрот Кодеш» том 4, стр. 24):
И хорошо бы, если хасиды и особенно ученики йешив проводили уточнения в учении моего тестя и учителя, ребе… даже в его беседах, в особенности этого и предыдущего года.
В этом письме Ребе обращает внимание хасида, которому было послано это письмо, на беседу Ребе РАЯЦ:
См. беседу 13 Тамуза 5709 г., напечатанную в брошюре 12 Тамуза 5710 г. из которой Вы сможете получить жизненную силу и пробуждение, а также укрепление в своей работе на своей месте… и хорошо бы было, если бы уточняли.
Подобное этому мы видим в беседе 9 Тамуза 5710 г. («Итваадует» 5710 стр. 119):
Слова моего тестя и учителя, Ребе, о вечной жизни сказанные 12-13 Тамуза 5709 года именно (не в предшествующие годы — 5708 или 5707) — перед его восхождением 10 Швата 5710 — они несомненно не случайны… в последний праздник освобождения в земной жизни Ребе счел необходимым объяснить и сказать, что аспекты святости вечные… чтобы мы не подумали, как увидим своими глазами не дай Б-г.
Похожие вещи Ребе сказал в субботу недельной главы «Аазину» 5724 г. («Сихот Кодеш» 5724, стр.2):
В выступлениях моего тестя и учителя… есть потрясающие вещи, особенно в трактатах перед восхождением 10 Швата. И никто не обращает внимания… но если внимательно присмотреться, то сразу заметны потрясающие вещи. Это относится не только к продолжению трактата «Бати ле-Гани», в котором есть намеки, как например приведенная фраза, что «человек не знает своего времени и часа», но также трактаты всего 5710 года, начиная с Рош а-Шана… в котором Ребе РАЯЦ постановил, каким должен быть порядок в каждый последующий Рош а-Шана до прихода Мошиаха.
Ребе добавил, что это совершенно уникальная вещь, аналогов которой он не видел в хасидизме!
И то, что советует евреям, он делает сам. Ребе ответил хасиду, который спросил справлять ли свадьбу дочери в месяц после восхождения Ребе РАЯЦ 10 Швата 5710 г. или отложить ее, чтобы свадьба была в назначенное время и это на основании уточнения в трактате Ребе РАЯЦ (см. Игрот Кодеш том 3, стр. 243):
В трактате на 10 Швата есть множество чудесных вещей, наподобие того, что делал Баал-Шем-Тов и решение Вашего вопроса, как я уже написал, там в начале 5 главы. И несомненно поступите так… и расскажете жениху и невесте, а также всем гостям.
Так как Ребе РАЯЦ написал в «Бати ле-Гани» в начале 5 главы о важности радости жениха и невесты (приведя историю, как рав Ицхак танцевал перед невестой), отсюда Ребе Король Мошиах сделал уточнение, что свадьбу нужно провести в назначенный день.
Отсюда понятно, насколько важно для хасидов не только читать и учить беседы Ребе 5751-2 гг., которые уже сами по себе приподнимают душу, но и уточнять в словах учителя.
Вот пример того, как нужно уточнять (объяснил р. Йосеф-Ицхак Париж):
1. Из слов «хорошо бы» следует, что Ребе просит и надеется, что так будет.
2. Ребе ожидает этого от хасидов и в особенности йешиботников.
3. Необходимо внимательно вникать в текст.
4. Вникать во все трактаты по хасидизму.
5. Обратить особое внимание на слова, сказанные в Рош а-Шана.
6. Обратить особое внимание на сказанное в последние 2 года.
7. Из этого можно извлечь силы для работы.
8. Даже из общих вещей можно извлекать указания.
9. В своих словах Ребе предвидел все.
Все слова Ребе это святое святых, как понятно любому хасиду. Начиная от частной беседы и заканчивая опубликованными указаниями, в особенности теми, которые нужно распространять всем. И при этом необходимо обращать внимание на каждое слово и, самое главное, извлекать из них практический урок.