Выступление р. Зуши «Партизана»
В 10 дней раскаяния 5747 года р. Зуша Вилимовский («Партизан») сидел с хасидами. Один из них обратился к нему и спросил: «Рав Зуша, где ответ на мой вопрос?»
«Разве мы „миснангим», — удивился р. Зуша. — Это у них есть форма вопросов и ответов. Задают вопрос и сразу получают ответ. Например „миснагед» спрашивает о существовании Б-га и тут же ему дают в ответ какое-то доказательство. Он ищет свидетельство, что Тора — с Небес и сразу ему находят доказательство этому. Как это принято в разных кругах устраивать вечер вопросов и ответов. У хасидов же это не так. У хасидов это целое учение с использованием различных примеров и метафор, как это видно в хасидских трактатах. Такой трактат начинается с вопроса, но ответ на него можно получить только проучив несколько глав текста. В каждом трактате рассматриваются различные вещи и только после это объясняется заданный вопрос».
Поэтому, чтобы получить четкий ответ на заданный вопрос, нужно сначала понять несколько важных и необходимых вещей.
«Где Ребе сказал?»
В последнее время появились люди, начавшие задавать вопросы: «Где Ребе сказал то, а где это?»
Отредактированное выступление разумеется не успокоит их и как можно ясно видеть, что такие люди продолжают с поразительным нелогичным упорством отрицать простой смысл слов Ребе и снова повторять: «Так где Ребе сказал это?»
После краткого описания хасидского собрания в последнее время становится понятно, что такому вопросу нет места в области разума. Ведь все хасиды вышли с того собрания с твердой уверенностью и знанием полученного ясного и четкого указания. Указания, которое должно проникнуть во всю их сущность и наполнить их, побуждая распространять эту информацию повсеместно.
Ребе дал всем понять то, что они поняли на практике
На этих собраниях Ребе Король Мошиах дал понять всем присутствующим:
1. Что он глава поколения.
2. Чтобы приближали к нему других евреев.
3. Что одной из формой приближения к нему людей являются рассказы о совершаемых им чудесах.
4. Что он хочет, чтобы к нему приводили людей (особенно занимающих важные посты) по воскресеньям на раздачу долларов.
5. Что одним из путей связывания с ним является побуждение людей писать ему письма.
6. Что он является пророком поколения.
7. Что все люди, включая народы мира, должны слушать его указаний во всем.
8. Что он Мошиах.
9. Что он будет жить вечно в простом смысле — без всякого перерыва.
Хасиды осуществили то, что услышали от самого Ребе
Самым лучшим доказательством всему этому — факт, что хасиды вели себя именно так. Хасиды исполнили все перечисленные пункты. Они сообщили всему миру, что глава и руководитель поколения, которое делает чудеса. Они опубликовали сообщения, что глава поколения это пророк и долгожданный Мошиах. Они приблизили к нему тысячи людей с помощью чудесных историй, полученных от Ребе советов, переписки, посредством убеждения людей прийти к Ребе и сообщили еврейскому народу, что Ребе Король Мошиах обладает вечной жизнью.
Хасиды сделали все это не потому, что эти идеи возникли в голове кого-то, кто решил, что именно эти действия являются самими правильными и результативными. Нет, эти идеи хасиды получили от самого Ребе либо на хасидских собраниях, либо во время других мероприятий, когда Ребе общался с хасидами.
Хасиды сообщили всем, что Ребе Король Мошиах обладает вечной жизнью, так как с этой уверенностью они вышли с фарбренгена, даже если в тот момент не могли показать пальцем на точное место, где есть эти слова в отредактированном выступлении, выпущенным в свет после этого. Также они не могли всегда точно указать место, где Ребе сказал, что он, а не Ребе РАЯЦ глава поколения или что нужно приводить к нему людей…
Также и «миснагдим» поняли слова Ребе по простому
Дополнительное доказательство это факт, что группа противников хасидизма ХАБАД цитировала отрывки из бесед Ребе, указывая с «обличением» на «крамольные» слова и говоря: «Смотрите, это не только хасиды считают его Мошиахом, а он сам говорит об этом». Много лет назад в Сатмаре выпустили пасквиль, что хасиды ХАБАДа говорят про своего Ребе, что он Мошиах и сразу добавили, что не может быть такого, что они делают это по своей инициативе и доказывали из разных выступлений Ребе, что он сам поддерживает хасидов в этом направлении.
Все они поняли так, потому что у них была хорошая причина для этого — они объяснили слова Ребе по простому смыслу и не пытались пропустить что-то или исказить смысл, что до сих пор пытаются сделать некоторые люди, руководящиеся в своих поступках только личной выгодой. Может быть поэтому Ребе сказал о них сразу после 28 Нисана 5751 г.: «Появились новые противники».
Сколько раз сказал Ребе?
Можно услышать еще одно возражение, еще хуже предыдущего («Где Ребе сказал об этом?») показывающее как минимум на проявление неуважения к Ребе. Вопрошают они: «Сколько раз сказал Ребе?»
Ведь одного раза им не достаточно! Ведь в этом еще нет достаточной уверенности! Тогда какой вывод вы хотите извлечь из того, что Ребе сказал это один единственный раз?!
И ответим им вопросом на вопрос: «А сколько раз сказал Всевышний: „Я Б-г Всесильный твой»?»
Смотрите сами: существует десятки и сотни хасидских трактатов, подробно объясняющие эти слова. Каждый из глав ХАБАДа посвятил много часов для произнесения, написания и редактирования для этой цели. Сколько объяснений есть на каждое слово этой фразы, сколько времени хасиды потратили на то, чтобы понять и выучить эти трактаты… Неужели кто-то когда-то остановился и спросил: «Одну минуту, чего вы так взволнованы? Всего только один раз сказал Всевышний эту короткую фразу, а вы строите тут целые здания…»
Шхина говорит через горло Моше
По сути вопроса:
Если Ребе сказал что-то, это святое. Даже если он сказал это один единственный раз. Моше-рабейну не говорил ничего от себя, а «Шхина говорит через горло Моше». Праведники похожи на Творца. Как никто не будет подвергать сомнению слова Всевышнего, их истинность и силу, даже если они были произнесены один раз, также и относительно слов праведников.
Эта идея о величии праведника, святости его слов и т.д. приводится в различных источниках и не только в ХАБАДе, поэтому нет смысла подробно распространяться об этом — «Преподай мудрому, и он станет еще мудрее». Приведем один отрывок из выступления Ребе («Сихот Кодеш» 5729 том 2, стр. 423):
Когда есть указание «продолжения Моше в каждом поколении», до главы нашего поколения, то надо знать, что это то же самое, как будто мы слышали это от самого Всевышнего. Так как слово Б-га говорит в нем и Он раскрывает нам вещи через своих пророков, поэтому мы обязаны принять эти слова, как будто бы мы слышали их от Б-га.
Когда Ребе Король Мошиах использует слово «ШЛИТА» (что значит: «пусть живет он долгие годы, амень») по отношению к Ребе РАЯЦ после 1950 года (когда Ребе РАЯЦ «скончался») даже один раз (а всего Ребе использовал подобные слова 11 раз), то это святое, это истина, это обладает силой и вечно.
Отсюда можно легко понять, насколько точны и взвешены слова Ребе, особенно, когда он выступает публично, даже если что-то было сказано только один раз. Тем более это относится к тому, что было впоследствии проверено и опубликовано.
Но сейчас некоторые знающие люди могут задать вопрос: ведь Ребе говорил немного другие вещи и они тоже истины и вечны?
Действительно, это так. Но так как мы не находимся на вечере вопросов и ответов, а пытаемся понять определенную вещь, то придется использовать вышеупомянутое сравнение р. Зуши Партизана.