Сказал рабби Йоханан: о чем написано «Блажен человек, который всегда страшится, а ожесточающий свое сердце попадет в беду» (Мишлей 28:14)? Из-за Камцы и Бар Камцы разрушен Иерусалим; из-за петуха и курицы пал Тур Малка; из-за борта повозки разрушен Бейтар.
Комментарий:
МААРАЛ («Бэер а-гола» 137-139) отмечает, что историки, начиная с Йосефа Флавия и далее, приводили самые различные причины разрушения (Храма и еврейского государства), основанные на изучении и интерпретации ими военных и политических действий Римской империи. Еврейские же законоучители понимали, что истинные, глубинные причины разгрома и изгнания суть духовного порядка. Происшедшие события имеют корни в Божественном гневе. Римляне являлись не чем иным, как пешками в руке Всевышнего, инструментом выражения Его воли.
Талмуд рассказывает о падении Иерусалима, Тур Малки и Бейтара так, чтобы дать нам возможность понять обстоятельства и мотивы, побудившие Творца дозволить римлянам действовать так, как они действовали. Случаи, о которых повествует Талмуд, характеризовали поведение общества в целом и, раз так, заслуживают пристального внимания. Только осознание корней катастрофы дает возможность расположить события в надлежащей перспективе и изучать вытекающие из них исторические уроки.
Рамбан (Комментарий к Шмот 13:16) пишет, что нет у человека доли в Торе Моше, если он не верит, что все происходящее есть чудо, что все, что бы ни случилось, не имеет за собой причин естественного порядка. Это верно как в отношении индивидуума, так и общества в целом. Если человек исполняет Божественную волю, он преуспеет на своих путях. Если преступит ее, его ждет наказание.
Тора предписывает видеть руку Всевышнего в каждом событии и происшествии. И когда нам грозит несчастье, нам следует раскаяться и изменить жизнь так, чтобы Божественный приговор был отменен. Если же мы не раскаиваемся, наши страдания лишь увеличиваются и приходит новая беда. Так пишет Рамбам (Таанит 1:1-3): «Предписывающая заповедь Торы: возопить к Б-гу о помощи всякий раз, когда общине грозит беда. И это один из путей раскаяния». Молясь, люди сознают, что причиной постигшего их несчастья явились их неправедные дела. Как сказано (Ирмеяу 5:25): «Ваши преступления отвели это, и ваши грехи лишили вас этого блага». Если же люди не обратятся за помощью к Б-гу и посчитают случившееся с ними следствием естественных причин, они продолжат совершать дурные дела и навлекут на себя дополнительные невзгоды. Об этом сказано в Торе так (Ваикра 26:24): «...и пойдете против Меня (бэкери). То пойду и Я против вас и поражу вас». То есть, когда Б-г насылает наказание, чтобы призвать вас покаяться, а вы этого не делаете, называете это случаем (кери), это приводит к тому, что Он добавляет наказания.
В тот период, когда Страна Израиля находилась под властью Рима, когда легионы подавляли в зародыше любые признаки еврейского сопротивления, когда внутри самого еврейского народа имелись элементы, не жалеющие усилий, чтобы сбросить с себя остатки святости, общине и ее лидерам следовало быть особенно осторожными в словах и поступках, дабы не навлечь на себя Божественный гнев. Но они ожесточили свои сердца и не замечали явных намеков Небес, что и привело к катастрофе (Тосафот и МААРАЛ «Нэцах Исраэль»).
Из-за Камцы и Бар Камцы разрушен Иерусалим. Был один человек, чьим другом был Камца и чьим врагом Бар Камца. Однажды он — тот человек — устраивал празднество и сказал слуге: «Иди и пригласи Камцу». Слуга пошел и по ошибке привел Бар Камцу. Когда он — хозяин — появился в зале, то нашел Бар Камцу, сидящим среди гостей. Сказал ему: «Поскольку этот человек — ты — враг того человека — меня, что ты здесь делаешь? Встань и убирайся!» Сказал ему Бар Камца: «Поскольку я уже пришел, позволь мне остаться, и я оплачу тебе стоимость того, что съем и выпью». Сказал ему хозяин: «Нет!» Сказал ему Бар Камца: «Я оплачу тебе половину стоимости всего угощения». Сказал ему хозяин: «Нет!» Сказал ему Бар Камца: «Я оплачу тебе стоимость всего угощения». Сказал ему хозяин: «Нет!» Он схватил его — Бар Камцу — за руку, поднял и заставил уйти.
Комментарий:
Сказано (Ваикра 19:17): «Не враждуй на своего брата в своем сердце». Мальбим поясняет, что Тора специально подчеркивает: в своем сердце. Тем самым выделяется главное в этой заповеди: она запрещает скрытую ненависть, ту, что в сердце. Сэфер а-хинух говорит, что выражающий свою ненависть открыто, нарушает предписывающую заповедь: «Возлюби своего ближнего, как самого себя» (Ваикра 19:18). Ненависть, скрытая в сердце, тяжелее любого открытого ее проявления. Поэтому в Торе содержится особое предостережение на этот случай.
О том же говорится и в Мишлей (26:24): «Устами своими притворяется враг, а в своей душе замышляет коварство». Невысказанная ненависть может привести к великой трагедии, к большому несчастью. В нашем случае: если бы хозяин выражал свою ненависть открыто, Бар Камца, зная об этом, мог бы отказаться от приглашения, и последующих событий можно было бы избежать.
Сказал себе Бар Камца: «Так как на трапезе присутствовали раббаним, и они не выступили и не остановили его, хозяина, когда позорил меня публично, это указывает на то, что они согласны с хозяином и не видят в случившемся ничего предосудительного. Я отомщу им и оговорю их перед властями. Пошел
Комментарий:
По алахе неевреи могут присылать в Храм жертвенных животных. Такой обычай существовал издавна. Однако евреи принимали лишь животных без малейшего изъяна, тогда как понимание беспорочности римлянами было весьма расплывчатым. Считалось, что своим богам они также приносят животных без порока, но в глазах евреев многие из этих животных были непригодны для жертвоприношения в Храме. Поэтому Талмуд и отмечает, что увечья, которые нанес теленку Бар Камца, в глазах римлян таковыми не считались.
МААРАЛ («Хидушей агадот») объясняет глубоко символический смысл действий Бар Камцы. Губы, сотворенные для речи, и глаза, в которых отражается человеческая душа, — именно через них проявляется то, что возвышает человека над царством животных. Небольшое повреждение губ или глаз не мешает животному функционировать нормально. Римляне, чей интерес лежал в чисто физической плоскости, не считали такие повреждения заслуживающими внимания. Бар Камца, выбравший именно губы или глаза для осуществления своего замысла, сознательно выставлял евреев «возносящимися» перед римлянами, т. к. знал, что жертва, которую последние считают достойной, евреями будет отклонена. Этим он докажет императору правоту своего утверждения, что евреи замышляют мятеж против Рима.
Раббаним были склонны допустить жертвоприношение невзирая на порчу, ради сохранения хороших отношений с империей. Сказал им рабби Зехария бен Авкилас: «Если вы сделаете это, скажут, что жертву с пороком можно возложить на алтарь». Тогда они решили убить его — Бар Камцу, — чтобы не пошел и не донес, что жертва не была принята. Сказал им рабби Зехария: «Если Бар Камца будет убит, скажут, что повредивший жертву заслуживает смерти, ибо они не знают истинной причины, по которой Бар Камцу решили убить».
Комментарий:
Бар Камца принес животное в Храм, и коаним обнаружили в нем порчу. Они знали, чья это жертва, и встали перед дилеммой: следует ли, невзирая на увечье, принести жертву, считаясь с политической реальностью, или отвергнуть ее. Они обратились с этим вопросом к законоучителям (раббаним), и те решили, что при тех неустойчивых отношениях, которые существуют между римским императором и его еврейскими поданными, следует руководствоваться миротворческими соображениями. Однако рабби Зехария воспротивился такому решению, указывая, что оно может стать опасным прецедентом: ведь люди не будут знать истинной причины, по которой данное поврежденное животное сочли годным для храмового жертвоприношения.
Тогда раббаним задумали убить Бар Камцу, т. к. своими действиями он ставил еврейское население под удар. Вдобавок ко всему он заслуживал смерти как доносчик (Рамбам, Законы о вредителях 8:10). Рабби Зехария выступил также против и этого решения: люди подумают, что Бар Камцу приговорили к смерти за то, что он испортил жертву. Это может привести к обесцениванию человеческой жизни и к кровопролитию, коль скоро можно осудить человека на смерть за такое сравнительно легкое преступление. Истинную же причину смерти Бар Камцы нельзя будет огласить, чтобы римский император не узнал о том, что его жертву отвергли.
Сказал рабби Йоханан: «Излишняя терпимость рабби Зехарии бен Авкиласа разрушила наш дом — Иерусалим, сожгла наш Храм и изгнала нас из нашей страны».
Комментарий:
Мидраш рассказывает, что рабби Зехария бен Авкилас присутствовал при позорном изгнании Бар Камцы с пиршества и не вмешался. Именно об этой его терпимости и говорит р. Йоханан.
Бар Камце удался его злой умысел: он отправился в Рим с доказательством еврейской нелояльности. Через много лет, когда наши законоучители вновь и вновь анализировали происшедшие события, они пришли к выводу, что в них содержится важный урок. МААРАЛ («Хидушей агадот») отмечает: духовным вождям того поколения следовало понять, что уровень морали еврейского общества пал так низко — случай с Камцей и Бар Камцей тому пример, — что его грехи могут привести к всеобщему крушению. Принимая решение, раббаним должны были считаться, прежде всего, с духовным состоянием народа и лишь во вторую очередь с политическими обстоятельствами. Именно на это указывает р. Йоханан, цитируя стих из Мишлей «Блажен человек, который всегда страшится». Благословен тот, кто сознает, что духовная порча неизбежно ведет к катастрофе, и потому страшится.