Справедливость суда в Рош а-Шана: Почему мы видим, что злодеи процветают, а праведники страдают?

16.09.2019 649 (1)
Составил и перевел: Моше-Залман Забродин
Справедливость суда в Рош а-Шана: Почему мы видим, что злодеи процветают, а праведники страдают?
Справедливость суда в Рош а-Шана

Сказал рабби Круспедай от имени рабби Йоханана (трактат «Рош а-Шана» 16б): «Три книги открываются в Рош а-Шана: книга абсолютных грешников, книга абсолютных праведников и книга средних. Абсолютные праведники сразу записываются и запечатываются к жизни. Абсолютные грешники сразу записываются и запечатываются к смерти. Что же до средних — им даётся время до Йом Кипура: если удостоились (совершили раскаяние) — записываются к жизни, если не удостоились — к смерти».

На первый взгляд, все очевидно: праведникам даруется год жизни, грешники умирают, а средние ожидают своего приговора в Йом Кипур. Однако, как мы видим, реальность не так однозначна: случается так, что злодеи живут успешной жизнью и процветают, в то время как праведники страдают и не находят покоя.

Об этом сказано в Коэлет (7:15): «…есть праведный, который погибает в своей праведности, а есть злодей, который живёт долго и творит беззаконие». Также сказано у пророка Ирмеяу (12:1): «Почему путь злодеев успешен?»

Для того, чтобы разобраться в этом непростом вопросе, мы разберем мнения мудрецов постталмудической эпохи, живших вслед за эпохой гаонов.

Согласно мнению «Тосафот», понятия «жизнь» и «смерть», упомянутые в учении р. Круспедая, относятся не к этому миру, а к миру будущему «Олам а-ба». В зависимости от того, чего у человека больше — заслуг или грехов, Б-г решает в Рош а-Шана, будет ли у человека место в Будущем мире («жизнь») или нет («смерть»).

Несмотря на то, что окончательный вердикт по данному вопросу невозможен до последнего дня человека, Б-г все же выносит свой вердикт и каждый год в Рош а-Шана, чтобы решить, какой год посылать человеку.

В итоге, возможна ситуация, при которой человек, у которого больше заслуг чем грехов, может получить год, в котором будут присутствовать страдания и невзгоды, для того, чтобы впоследствии войти в Будущий Мир чистым от грехов, а тот, у кого больше грехов, чем заслуг — получить год, насыщенный покоем и благами, для того, чтобы наградить его за те заслуги, которые у него есть, но впоследствии лишить его места в Будущем Мире («Тосафот», «Тосафот а-РОШ»).

Ряд каббалистов придерживаются именно этого мнения («Шаарей Ора», «Асара Маамарот», и так считает гаон из Вильно в своём комментарии на «Шулхан Арух», раздел «Орах Хаим» 582:9).

РАМБАН (дискурс на Рош а-Шана, «Врата воздаяния»), полагает, что в учении р. Круспедая речь идёт о жизни и смерти в этом мире, а понятия «праведник» и «грешник» относятся к тому, кто получил оправдательный (или неоправдательный) приговор конкретно в этом году. В соответствии с этим мнением, человек, который грешил всю жизнь, но по неким причинам (заслугам) в данном году получил оправдательный приговор, будет называться праведником, а тот, кто всю жизнь соблюдал Тору и заповеди, но в силу некоего прегрешения в данном году получил неоправдательный приговор, будет называться грешником (как пример этому, можно привести Моше-рабейну в последний Рош а-Шана в своей (материальной) жизни, который получил смертельный приговор и не вошёл в землю Израиля).

Согласно мнению РАМБАНа, человек проходит три стадии суда:

1. Во время Рош а-Шана, когда решение, в основном, выносится насчёт материального благосостояния человека.

2. После смерти человека, когда решается попадёт ли душа человека в Ган Эден.

3. В День Великого Суда, когда выносится решение в отношении того, достоин ли человек оживления мёртвых (объединения души и тела, с которым она была разъединена после смерти). Третий этап необходим ещё и по той причине, что ряд душ, получив необходимое наказание (после вынесения приговора после смерти), теперь могут стать достойными оживления из мёртвых, хотя до сих пор по ряду причин не были этого достойны.

Мнение РААВАДа («Законы раскаяния» 3:2), и также мнение РИФа: понятие «жизнь» и «смерть» не относятся к данному году, но имеется ввиду следующее: каждый человек рождается с предопределенным ему количеством лет, месяцев, дней… Кому-то суждена более продолжительная жизнь, а кому-то менее.

Каждый Рош а-Шана установленная длительность жизни каждого человека подвергается оценке. Для праведников их изначальная длина жизни подтверждается, для грешников — укорачивается. Если же мы видим, что некий праведник покинул мир, не прожив длинной жизни, это означает, что таков был период времени, отведенный ему изначально. Верно и обратное: если мы видим грешников-долгожителей, значит им изначально была предопределена длинная жизнь.

Мнение «Сефер а-Хинух»: когда говорится о «полных праведниках», имеются ввиду люди, не совершившие ни одного греха. «Полные грешники» — это люди, не совершившие ни одной заповеди. В отношении них и выносится приговор в Рош а-Шана, или к жизни, или наоборот. Что касается тех, кто грешил, но совершили хоть одну заповедь или наоборот, соблюдал заповеди, но совершил хоть один грех — такие люди относятся к «средним», и окончательный приговор в отношении них откладывается до Йом Кипура.

В связи с вышесказанным, важно отметить слова РАМБАМа («Законы раскаяния» 3:2) о том, что когда говорится о количестве заповедей или грехов, речь не идёт сугубо о числах, и одна совершенная заповедь может «перевесить» большое количество прегрешений. И только Б-г, который знает помыслы сердец всех людей выносит истинное постановление по данному вопросу.

В свете вышесказанного, можно было бы задать вопрос: Мишна (трактат «Рош а-Шана», 16а) утверждает, что мир судится в четыре периода времени на протяжении года: в Песах насчёт урожая, в Шавуот насчёт плодов деревьев, в Рош а-Шана — как описано выше, и в Суккот насчёт воды. Как понимать эту Мишну, ведь если человек получил вердикт в отношении себя в Рош а-Шана, скажем то, сколько он соберёт урожая в следующем году, как на это влияет то, что насчёт урожая мир судится в Песах?

На это отвечает РАН: в Песах и т.д. судится мир вцелом: какому количеству урожая будет суждено вырасти, сколько мир получит воды и т.д. Что же касается Рош а-Шана — в этот день решается то, сколько из этих благ получит каждый конкретный человек.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter