Каким образом синагоги перенесутся в Иерусалим?

22.09.2019 855 (0)
Рав Исраэль Мааль Сокращенный перевод: Шолем Лугов
Каким образом синагоги перенесутся в Иерусалим?
Каким образом синагоги перенесутся в Иерусалим?

Когда мы изучаем законы о святости синагог, то сразу видим связь с Освобождением, так эти законы учат из святости Храма, ведь синагога — это «малый Храм». Также известно, что все синагоги перенесутся в Иерусалим и присоединятся к третьему Храму.

В трактате «Мегила» 28б приводится следующее указание: «Сказал р. Аси, что синагоги в Вавилоне строятся с условием, что они не имеют полной святости синагоги. Но не следует делать бизнес-расчеты в синагоге».

Мы знаем, что все объекты святости можно создавать с условием использования их в будничных целях. Например, можно облокачиваться на возвышение, на котором читают Тору.

В отношении использования синагоги есть спор. РАШИ объясняет, что «с условием» означает, чтобы их можно было использовать [для нужд общины]. То есть не только молиться в ней, но и учиться, есть и спать... Так постановил «Ор Заруа», а «Мишна Брура» добавляет, что это относится не только к Вавилону, но и к Земле Израиля.

«Тосафот» считают не так. По их мнению: «Синагоги в Вавилоне строятся с условием... Хочет сказать, что все время, когда они не используются. То есть во время существования синагоги это правило не действует. И также мудрецы не желали заходить в них во время дождя из-за дождя...»

Как далее говорится в Талмуде: «И никто не может войти в них для защиты от солнца или под дождем, чтобы найти укрытие от дождя. Равина и р. Ада бар Матана стояли возле синагоги и задавали вопрос Раву, когда на них начал литься дождь. Все они вошли в синагогу, сказав: „Мы вошли в синагогу не из-за дождя, чтобы остаться сухими, а это связано с тем, что обсуждаемый нами закон требует ясности, как в тот день, когда дует северный ветер, и небо совершенно чистое. Поэтому мы вошли в синагогу ради изучения Торы, что, безусловно, допустимо“».

Здесь речь идёт о Вавилоне и «Тосафот» доказывает из этого случая, что условие при постройке не действует.

И таков закон, поэтому хасиды всегда называли свои синагоги другими названиями — «штибл» или «клойз» — чтобы можно было проводить в них хасидские застолья.

«Тосафот» продолжают, что когда синагога была разрушена, то тогда это условие действует. Но речь идёт только о Вавилоне, а синагоги на Земле Израиля были построены без этого условия, ведь их святость остаётся навеки...

Отсюда на первый взгляд следует, что когда придет Мошиах, не будет больше необходимо в синагогах в Вавилоне и их святость аннулируется.

Нужно понять, как аннулируется эта святость?

«Шулхан Арух» (153:11) постановил по мнению «Тосафот»: «Синагогу или камни и древесину старой разрушенной синагоги можно дать в подарок... и тогда они теряют свою святость... Но нельзя заложить, сдать в наём или одолжить их...»

И там также сказано (151:1): «Если во время постройки синагоги поставили условие, что можно ее использовать, то это разрешено после её разрушения».

При подарке святость переходит на тот объект, в честь которого был дан подарок. Но на что переходит святость после разрушения синагоги?

Продолжает Талмуд («Мегила» 29б) от имени рабби Элазара: «В будущем синагоги и учебные залы в Вавилоне будут перенесены и восстановлены в Земле Израиля, как сказало (Ирмияу 46:18): „Как (верно то, что) Тавор среди гор, а Кармэль у моря, (так верно и то, что он) придет“. Существует традиция, что эти горы пришли на Синай во время дарования Торы и требовали, чтобы Тора была дана им. И точно так же, как Табор и Кармель, пришедшие лишь на мгновение изучать Тору, были переселены и основаны в в награду за свои действия, тем более что синагоги и учебные залы в Вавилоне, в которых читается и распространяется Тора, будут перемещены на Святую Землю».

Есть три мнения, как именно будут перенесены синагоги:

1. Синагога вместе с землёй

«Маген Авраам» (151:15) задает вопрос на «Тосафот». С одной стороны они говорят, что прекратится святость, а с другой, что синагоги перенесутся на Землю Израиля? И отвечает, что речь идёт о разрушенных до прихода Мошиаха синагогах. Но если речь идёт только о разрушенных синагогах, то нельзя сказать, что только здание перенесется, а земля останется за границей, ведь тогда мы учим из сказанного о горах, что они были перенесены с землёй.

2. Синагога без земли

«Хатам Софер» (респонсы на раздел «Образ жизни» п. 30) приводит вопрос «Маген Авраам» по «Тосафот» и объясняет, что нельзя учить из примера с горами, поэтому синагоги перенесутся без земли.

Автор книги «Мор ве-Кция» спорит с мнением «Маген Авраама» и полагает, что есть сходство с горами: как горы перенеслись без земли, так и здания — синагоги.

3. Только земля

Автор книги «Путь жизни» задаёт вопрос по мнению «Маген Авраама» и считает, что любая синагога, которая была разрушена до наступления Освобождения, не перенесется на Святую Землю.Что же касается гор Табор и Кармель, то они остались горами, а земля стала святой.

Если мы рассмотрим мнение МААРАШа на «Мегила» 29, то на первый взгляд он считает как третье мнение. Он спрашивает, почему здание Храма будет таким высоким, и отвечает, что к нему присоединятся все синагоги. Поэтому синагоги во время изгнания являются местом будущего Храма.

Ребе Король Мошиах говорит («Итваадует» 5749 г.), что «вместе с всеми синагогами и домами учения (с их физическим местом заграницей) перенесутся в Землю Израиля в буквальном смысле».

В сноске 99 он добавляет: «И нужно сказать, что они перенесутся вместе с землёй, находящейся под ними... и это объясняет то, как можно перенести синагогу с её места без всякого условия».

В беседе «Дом нашего учителя в Вавилоне» Ребе приводит новое понимание мнения «Тосафот»: «После того, как „освободятся в будущем“, „вернется раскрытие Шхины в Иерусалим и не останется больше в тех местах, куда были изгнаны евреи“. То есть, не будет больше раскрытия Шхины в месте за пределами Израиля, где стояло „Малое Святилище“, так как „Малое Святилище“ снимется со своего места и перенесется в Святую Землю, в Иерусалимский Храм».

Почему они перенесутся? Или по мнению «Маген Авраама» (вместе с землёй) или «Хатам Софера» (без земли)?

В сноске 25 Ребе добавляет: «И поэтому „синагоги в Вавилоне были сделана при условии“, „когда был разрушен... помогает это условие... для тех, что в Вавилоне... ведь когда придет освободитель в наши дни, поскорее, то прекратится их святость“ («Тосафот» со слова «синагог» — трактат «Мегила» 28б в начале страницы)».

Можно сказать, что Ребе понимает «Тосафот», что нет никакого противоречия. Когда говорится, что святость аннулируется, не имеется в виду, что останется место без святости, а место и земля перенесется в Иерусалим вместе со святостью.

Вывод такой: нет проблем с пониманием «Тосафот», так как сама святость синагог перенесется в Иерусалим вместе с ними.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter