Гора Мория и Иерусалим

14.11.2019 616 (2)
Гора Мория и Иерусалим
Гора Мория и Иерусалим

В трактате «Таанит» (16а) есть спор о том, что представляет собой гора Мория (Храмовая гора). Рав Леви бар Хама утверждает, что это название намекает на великий Синедрион, который собирался там, так как это гора, с которой выходило наставление [«ораа»] для еврейского народа. А рав Ханина полагает, что это гора, с которой страх [«мора»] вышел на народы мира, так как это место означает выбор еврейского народа Всевышним.

По мнению «Тосафот» речь идёт о Иерусалиме, названном в честь Авраама, который сказал («Берейшит» 22:14): «Всевышний узрит» («И нарек Авраам имя месту тому: „Всевышний узрит!“ Как говорится (по) сей день: „На горе Г-сподней зрим будет“»). А сам город уже носил название Шалем, как сказано (14:18): «И Малки-Цедек, властелин Шалема, вынес хлеб и вино».

Поэтому город называется «Йерушалем» и пишется без буквы «йуд» между «ламед» и «мем» как в слове Шалем. А гора называется Мория в честь Торы, как сказано (Йешаяу 2:3): «Ибо из Сиона выйдет Тора» и ещё сказано («Дварим» 33:10): «Учат правопорядком Твоим Яакова» — и это палата тесанного камня.

Мория — это Синай, c которой вышло учение для народов мира во время Дарования Торы, как сказано (Псалмы 76:9): «Земля убоялась и утихла». По другому мнению, Йерусалим называется Мория из-за страха, который есть у народов мира перед ее величием.

В гл. «Вайера» (22:2) РАШИ объясняет, что земля Мория это Иерусалим, как сказано: «возводить Дом Г-сподень в Иерусалиме, на горе Мория» [II Кн. Хроники 3:1]. Он также приводит высказывание наших мудрецов: «Потому что оттуда исходит учение, наставление для евреев». Онкелос же переводит это как связанное по значению с воскурением, в которое входит мирра (мор), нерд и другие благовония (т. е. «Мория» от «мор»).

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter