Сказано в «Шулхан Арухе» (раздел «Йоре Деа» 251:11), что Рабби (р. Йеуда а-Наси) сожалел о том, что дал хлеб неученому человеку («ам а-арец»), поскольку в те годы была засуха, и того, что он ему дал, могло не хватить мудрецу. Но, если речь не идёт о годах засухи, обязаны давать пропитание и неученому. Однако, если приходит человек, который умирает от голода, обязаны дать ему пропитание даже если из-за этого пищи не хватит мудрецу.
Комментарий «Беер а Гола» объясняет, что таково мнение РИТВО на основании сказанного в трактате «Бава Батра» 8а о рабби Йеуде а-Наси.
Там говорится, что Рабби (Йеуда а-Наси) раскрыл в дни засухи хранилища с пищей и объявил: «Пусть заходят только те, кто изучают Писание, или Мишну или Гемару (объяснение Мишны), или закон или Агаду, однако неучёные люди пусть не заходят».
Рабби Йонатан бен Амрам (ученик р. Йеуды а-Наси) скрыл свою личность и протолкнулся к хранилищам, со словами: «Рабби, дай мне пропитание!»
Сказал ему Рабби: «Сын мой, изучаешь ли ты Писание?» Ответил р. Йонатан: «Нет». — «А изучаешь ли ты Устную Тору?» — «Нет». — «Тогда в заслугу чего дать мне тебе пропитание?» — «Дай мне пропитание как дал бы его псу или ворону».
(РАШИ объясняет, что пёс и ворон выбраны для иллюстрации не случайно: собака, из-за малого количества пищи, которое она получает, растягивает её на три дня, а ворона жестоко обращается со своими птенцами, не давая им пропитание, так что на примере этих животных и птиц особо видна забота Всевышнего к творениям).
(Рабби сжалился) и дал ему. После того, как р. Йонатан вышел, Рабби сел и огорчился: «Горе мне, что я отдал свой хлеб неученому человеку».
(Автор «Июн Яааков» задаёт вопрос: почему Рабби все же пожалел о содеянном, и отвечает: Рабби дал просящему хлеб высшего качества, хотя (исходя из приведённых в просьбе примеров созданий), просящему достаточно было дать хлеб более низкого качества)
Сказал ему р. Шимон бар Рабби: Возможно, этот человек был твой ученик р. Йонатан бен Амрам, который не хотел пользоваться честью Торы (для получения преференций)!
Это дело проверили, и так и оказалось. После этого Рабби объявил: «Пусть входят все!» (Ведь, вероятно, были ещё учёные люди, которые, не желая использовать честь Торы, решили предстать в образе неучёных).
(По этой ситуации видно, что) Рабби придерживался своего мнения, а именно, как он же и сказал: «Бедствия приходят в мир из-за неучёных людей».
И это подобно произошедшему: (римские) власти обложили жителей Тверии налогом, чтобы на эти деньги приобрести корону (РАШИ говорит, что это была корона императора. «Арух», которого цитирует «Масорет а-ШАС», добавляет, что корона размещалась в Тверии и после того, как она пропала — инцидент списали на евреев).
Неучёные люди пришли к Рабби и сказали: «Пусть мудрецы участвуют в уплате налога наряду с нами». Рабби ответил: «Нет». — «Тогда мы сбежим из города!» — «Бегите». В результате, половина из них сбежали. Римские власти отменили половину налога.
Оставшаяся половина (неучёных людей) пришла к Рабби и сказала: «Пусть мудрецы участвует в уплате налога вместе с нами». Рабби ответил: «Нет». — «Тогда и мы сбежим из города!» — «Бегите». В результате, сбежали все (неучёные люди), кроме одного прачечника. Римские власти наложили весь налог на него. Сбежал и он. После этого римляне отменили налог.
Сказал Рабби: «Видите, бедствия приходят в мир только из-за неучёных людей».
МААРАЛЬ из Праги («Хидушей Агадот» на трактат «Бава Батра») объясняет: «Материя (очень) подвержена недостаче, и поэтому бедствия, которые, по сути, представляют недостачу, приходят из-за неучёных людей, которые не обладают (достаточным) разумом, и являются материальными. По этой причине одно и влечёт другое».