22 Тишрея 5782 года, третий день недели, гл. Браха

Странное перевоплощение рабби Эльазара бен Азарии

Но перед тем, как дать согласие, рабби Эльазар посоветовался с женой. Та принялась его отговаривать. «У тебя же нет седины!» — возражала она. Тогда случилось чудо, и его борода украсилась восемнадцатью рядами седых волос.

385 (0)
Перевод для сайта: Гершон Палей Источник: «Ликутей Сихот», том 7, стр. 117
Странное перевоплощение рабби Эльазара бен Азарии
Странное перевоплощение рабби Эльазара бен Азарии

В трактате «Брахот» 27б рассказывается про рабби Эльазара бен Азарию, что в возрасте восемнадцати лет он был назначен мудрецами главой йешивы всесто рабан Гамлиэля. Такой высокой чести он удостоился благодаря своим исключительным достоинствам: мудрости, богатству и знатному происхождению (прямой потомком Эзры в десятом поколении).

Но перед тем, как дать согласие, рабби Эльазар посоветовался с женой. Та принялась его отговаривать. «У тебя же нет седины!» — возражала она. Тогда случилось чудо, и его борода украсилась восемнадцатью рядами седых волос.

Казалось бы: что изменило это чудо? Разве оно по-настоящему сделало его старше? Ведь для того, чтобы быть главой йешивы, требуются особые знания, которые приходят только с возрастом. Можно быть исключительно способным и талантливым человеком, можно отличаться несравненным прилежанием в учении, но той мудрости, что рождается лишь с годами, все равно будет недоставать.

А в случае с рабби Эльазаром бен Азарией «чудесное перевоплощение» кажется и тем более бесполезным. Талмуд [«Брахот» 28а] рассказывает, что до того, как он стал во главе йешивы, там действовало строгое правило: переступить порог дома учения имел право лишь тот ученик, «внутреннее содержание которого было под стать тому внешнему впечатлению, которое тот производил». Так если уж от учеников требовали абсолютной искренности и непритворной честности, что уж тут говорить о главе йешивы! Какое значение может иметь декорация с сединой, когда на деле он юн летами?

Да и вообще: к чему седая борода, когда всем тем мудрецам, что выбрали рабби Эльазара бен Азарию главой йешивы, ее отсутствие и вовсе не мешало? Не мешало это самому рабби, пока на этот недостаток не указала ему его жена. А ведь всем им было прекрасно известно о преимуществе почтенного возраста и о недопустимости приукрашивания истины.

Объяснение этой истории напрашивается само собой. Это чудо в точности подтвердило истинное положение вещей: несмотря на свой юный возраст, рабби Эльазар бен Азария действительно обладает достоинством «старца». «Нет у тебя седины, — говорила ему жена, — тебе недостает той особой мудрости, что приходит лишь с годами!» И случилось чудо, которое показало всем то, что назначившие рабби мудрецы уже знали: эта особая мудрость у рабби Элазара действительно есть!

Да и сам рабби об этом знал. (Он видел, какое почетное место выделено для него среди всех учеников и т.д.) Однако будучи человеком скромным, он усомнился в этом, услышав слова жены.

Так как же все-таки он, юнец, мог обладать той особой мудростью, которая есть не что иное, как достояние лет? Ответ кроется в его знатном происхождении. Накопленная долгими годами мудрость его великих предков — настоящих «старцев» — перешла по наследству и ему.

Ответить можно и несколько иначе. Исходя из того, что достоинства ума отца передаются сыну, — как потому, что дети на генетическом уровне наследуют качества своих родителей, так и вследствие особых заслуг отца и его праведности — рабби Эльазар бен Азария обладал таким потенциалом мудрости, что развивая ее в себе, он сумел за самое короткое время достичь того, что другим дается лишь по прошествии долгих лет.

Опубликовано: 25.05.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter