Однажды рабан Гамлиэль, рабби Элазар бен Азарья, рабби Йеошуа и рабби Акива шли по дороге и услышали глас толпы с римской площади на расстоянии 120 миль. Они начали рыдать, а рабби Акива улыбнулся.
Спросили у него: «Почему ты улыбаешься?» А он им в ответ: «А вы почему рыдаете?» Сказали ему: «Эти идолопоклонники, которые поклоняются и делают воскурения идолам, пребывают в покое и умиротворении, а что же до нас, Храм нашего Б-га сожжен! Как же нам не рыдать?»
Ответил им рабби Акива: «Как раз поэтому я и улыбаюсь. Если с теми, кто преступает Его волю, происходит так, то тем более (какой великой будет награда) тем, которые исполняют Его волю!»
В другой раз эти четыре мудреца поднимались в Иерусалим. Когда они достигли горы Цофим (с которой открывается вид на Храм), то разорвали свои одежды, а когда достигли Храмовой горы, увидели лисицу, которая выходила из Святая Святых. Тогда все начали рыдать, а рабби Акива улыбнулся.
Спросили у него: «Почему ты улыбаешься?» Ответил он им: «А почему вы рыдаете?»
Сказали ему: «Место, о котором написано, что если тот, кто не коэн, приблизится к нему, умрёт — и в этом месте теперь бродят лисицы! И как же нам не рыдать?»
Ответил им рабби Акива: «Как раз поэтому я и улыбаюсь. Сказано (Йешаяу 8:2): „Соберу Я верных свидетелей для себя: Урию-коэна и Зхарьяу бен Еверехияу“. Что общего у Урии с Зхарьей (почему в пророчестве они упомянуты рядом)? Ведь Урия пророчествовал в эпоху Первого Храма, а Зхарья в эпоху Второго Храма. А это именно потому, что Писание поставило в зависимость пророчество Зхарьи от пророчества Урии. В пророчестве Урии сказано (Миха 3:12): „Поэтому из-за тебя будет Сион перепахан как поле…“. А в пророчестве Зхарьи сказано: „И снова будут сидеть пожилые мужчины и женщины на улицах Иерусалима“. Пока не было исполнено пророчество Урии, я боялся, что не будет исполнено пророчество Зхарьи. Теперь же, когда пророчество Урии исполнилось, пророчество Зхарьи точно будет исполнено».
Услышав это, сказали мудрецы дважды: «Акива, утешил ты нас».
«Тосафот» цитируют слова Талмуда о пророчестве Урии, в котором сказано: «Поэтому из-за тебя будет Сион перепахан как поле...».
И это сложно понять, поскольку во всём Писании мы не находим того, чтобы строка, (которую привёл рабби Акива, а именно «Из-за вас Сион будет перепахан подобно полю») принадлежала пророчеству Урии, но мы находим, что она принадлежит словам пророка, которого звали Миха а-Морашти.
На это можно дать следующий ответ: относя эту строку к Урии, р. Акива опирался на сказанное в книге пророка Ирмияу, где содержатся слова пророчества в отношении (надвигающихся) бедствий.
Священники и пророки собрались чтобы убить Ирмияу из-за того, что он говорил о бедствиях, но вельможи сказали (этим священникам и пророкам), что не согласны с ними, поскольку пророк Миха тоже говорил о бедствиях, но при этом не был убит.
Далее (у Ирмияу) сказано: «И также Урия…». Из этих слов следует, что пророчество Урии было подобным пророчеству Михи.
А о каком бедствии говорил Миха? О том, о котором сказано в строке, приведённой р. Акивой («Сион перепахан будет»)!
И (поскольку пророчество Урии было схожим с этим), это как будто сам Урия говорил именно эти слова (которые привёл р. Акива).
Но всё ещё остаётся сложность: откуда нам известно, что пророчество Зхарьи, в котором сказано: «Ещё будут сидеть пожилые мужчины и пожилые женщины на улицах (Иерусалима)» относится к Грядущему миру? Возможно оно уже исполнилось в нашем мире ещё до наступления Освобождения?
И на это можно ответить на основании того, что сказано в трактате «Псахим» 68а. Там рассказывается о том, что в будущем праведники оживят мёртвых, как написано: «Ещё будут сидеть пожилые мужчины и женщины на улицах (Иерусалима), и ходить, опираясь на свои трости».
В отношении Элишы, который оживил (сына женщины из Шунема), используется слово «мишанто» (его трость), и в соответствии с правилом толкования «гзера шава», мы получаем информацию в отношении трости, которая упоминается в словах Зхарьи из трости, которая упоминается в отношении Элишы, а именно: как в случае с Элишей, посредством трости мертвый вернулся к жизни, так и слова Зхарьи говорят об оживление мёртвых.
И поскольку это так, мы вынуждены сказать, что пророчество Зхарьи относится именно к будущему времени, поскольку прошла эпоха Первого Храма и эпоха Второго Храма, а оживления мёртвых не произошло.
(Значит необходимо сказать, что пророчество Зхарьи будет исполнено именно в будущем).
И таким образом всё (сказанное р. Акивой) становится понятным.
Да удостоит нас Всевышний увидеть праведного Мошиаха. Амен.