В стихе, описывающем погребение Моше, говорится: «И похоронил его в долине в земле Моава, против Бейт-Пеора; и никто не знает о могиле его до сего дня» (Дварим 34:6). Рабби Брахья говорит, что этот стих дает очень точное описание места его захоронения, но он завершается: «И никто не знает о могиле его до сего дня».
Злодейская Римская империя послала гонцов в Бейт-Пеор с приказом: «Покажите нам, где похоронен Моше?» [Римляне хотели разрушить Храм и изгнать евреев из своей земли. Поэтому им было важно знать, где похоронен Моше, чтобы помешать евреям молиться на месте его захоронения и таким образом спастись за его заслуги (Бней Йеояда)].
Когда люди стояли наверху, на верхней части горы, им казалось, что могила находится внизу, в нижней части. Когда они стояли внизу, им казалось, что оно находится наверху. Тогда они разделились на две группы: одну сверху, другую снизу. Тем, кто стоял наверху, могила казалась внизу; стоящим внизу могила показалась им наверху, во исполнение сказанного: «И никто не знает о могиле своей до сего дня». [На самом деле все они видели только мираж, так как могилы не было ни вверху, ни внизу («Бней Йеояда»). Моше вознесся настолько, что уже при жизни превратился в духовное существо, как ангел, поэтому после его кончины тело осталось духовным, что нет у него материальных границ (МААРША и МААРАЛ)].
Рабби Хама, сын рабби Ханины, говорит: «Даже Моше, наш учитель, сам не знает, где он похоронен». Здесь написано: «И никто не знает о могиле его», а там написано: «И вот благословение, которым Моше, человек Б-жий, благословил сынов Израилевых перед смертью своей» (33:1). Другими словами, даже Моше, как его называют словом «человек», не знает места своего захоронения. [Могила Моше перечислена среди вещей, которые были созданы в сумерки перед первой субботой (см. «Авот» 5:6) и это было сделано чудом. На основании этого есть мнение, что могила Моше была духовной и не обладала местом в пространстве. Поэтому сам Моше не знал ее местоположения («Бней Йеояда», МААРАЛ)].
И рабби Хама, сын рабби Ханины, говорит: «По какой причине Моше был похоронен возле Бейт-Пеора? Чтобы искупить происшествие, произошедшее в этом месте...» [Искупить грех еврейского народа...]
Необходимо добавить, что на предыдущей странице в этом же трактате сказано: «Не умер Моше. Как раньше стоял и служил, так и сейчас стоит и служит». Душа Моше особая, так как она выражает качество истины. Она спускается в наш мир и уже не покидает его: с этого момента она всегда облекается в тело соответствующего главы поколения. Поэтому о Моше говорится, что он «не умер».