В книге «Тания» (гл. 1) мы читаем: «Сказал Раба: „Вот я, например, отношусь к средним“. Сказал ему Абайе: „Учитель, ты не оставил жизни всему творению“».
Обычное объяснение такое: Абайе имел в виду, что если Раба — средний, то все остальные — грешники. А так как грешники при жизни считаются мертвыми, то принизив себя до среднего, Раба автоматически перевел всех стоящих ниже себя в категорию грешников, то есть мертвых...
Возникает вопрос: почему используются выражения «надежда на жизнь» и «никому»? Ведь понятно, что есть грешники в мире и никто не отнимает у них надежды на жизнь из-за того, что Раба считает себя средним.
Мой хидуш: Раба был глава поколения — человек, через которого Всевышний давал всему миру силу для существования. Если предположить, что Раба был средним (т.е. никак не праведником и, следовательно, не тем самым человеком), то ни у кого в мире не было бы надежды на жизнь, так как не от кого было бы ее получить.
Когда я поделился этим хидушем с друзьями, то оказалось, что нечто подобное написал р. Х.-Л.-И. Гинзбург в книге «Пниней а-Тания».