Известно сказанное нашими мудрецами, благословенна их память, что цель сотворения этого мира в том, что возжелал Всевышний, чтобы было Ему жилище в нижних (мирах — т.е. чтобы в нашем материальном мире произошло абсолютное раскрытие божественного света, без малейшего сокрытия).
Но ведь у Него, благословенного, нет верха и низа, ибо Он, благословенный, в одинаковой мере наполняет все миры. (Само собой разумеется, что высшие или нижние миры — это метафора, означающая уровень божественного раскрытия. Но ведь Всевышний находится в одинаковой мере всюду и поэтому не понятно в чем разница между высшими и нижними мирами?)
И объясняется это следующим образом. До сотворения мира был только Он, благословенный, единый и единственный, наполняющий все то пространство, в котором создан мир. И теперь это так же по отношению к Нему, благословенному. (Действительно с точки зрения Всевышнего сотворение мира н не привело никаких изменений. Подобно тому как до сотворения мира не существовало ничего кроме Творца, так же и сейчас, на самом деле нет никого и ничего кроме Б-га).
Изменение есть только в представлении принимающих Его жизнетворность и свет Его, благословенного, который они получают через многие одеяния, прикрывающие свет Его, благословенного, как написано: «Ибо не может человек увидеть Меня и остаться в живых». И как объяснили наши мудрецы, благословенной памяти: даже ангелы, называемые «хайот», не могут Его видеть и т.д. (Творения ощущают себя чем то отдельным от Творца. Даже высшие ангелы не в состояния воспринять абсолютное раскрытие Творца. Они в состоянии получить раскрытие Всевышнего только в ограниченной форме. Это можно уподобить свету солнца, который прошел множество занавесов и от него остался только небольшой луч).
И это — поступенчатое нисхождение миров (в начале Всевышний сотворил высшие миры, способные воспринять божественный свет на более высоком уровне. Они как бы являются «занавесом», через который редуцирует и спускает божественный свет в нижние миры) и спуск их от ступени к ступени (чем ниже ступень и уровень мира, тем больше сокрытия божественного света) через множество одеяний, скрывающих свет и жизнетворность, которое исходят от Него, благословенного, до тех пор, пока в результате множества облачений и сокрытий не становится сотворен в действительности этот совершенно материальный и вещественный мир, и он — нижняя ступень, ниже которой нет в отношении утаения света Его, благословенного, он — тьма двойная и удвоенная до такой степени, что он полон «клипот» и «ситра ахра» («клипа» — букв. «скорлупа». Задача скорлупы — скрывать находящейся в ней плод. Также задача отрицательных сил называющиеся клипот скрывать божественный свет; «ситра ахра» — букв. «другая сторона», т.е. сторона, противостоящая Всевышнему), которые прямо против Всевышнего, как некто говорящий: «Я и более ничто». (Клипот утверждают, что они являются единственной реальностью).
Но цель поступенчатого нисхождения [высших] миров и их спуска от ступени к ступени не в них самих, ибо для них это нисхождение [удаление] от света лика Его, благословенного. (Высшие миры не являются целью творения, поскольку до их сотворения божественный свет раскрывался без любого ограничения, а появление высших миров это результат сокрытия божественного света. Целью творения, однако, является раскрытие, а не сокрытие, из чего следует, что высшие миры не являются целью творения).
Цель — в этом самом нижнем мире. (Из этого следует, что цель создания всех миров — это именно наш материальный мир. Все высшие духовные миры были изначально сотворены для того, чтобы через них божественный свет спустился в наш материальный мир).
Таково было желание Его, благословенного, ибо для Него, благословенного, удовольствие, когда покоряется «ситра ахра» и тьма обращается в свет. (Именно в нашем материальном мире, со всеми его проблемами и искушениями, еврей может служить Всевышнему. Существуют два вида духовной работы: 1) «иткафья» — букв. покорение — т.е. еврей побеждает зло, не поддаваясь на искушения злого начала и 2) «итапха» — букв. превращение — т.е. еврей не только не подчиняется своему злому началу, а, более того, превращает зло в добро, и использует силу и энергию животной души для служения Всевышнего).
Так что свет — Эйн Соф [— Всевышнего], благословен Он, светит там, где была тьма и «ситра ахра», во всем этом мире, с особенной ясностью и силой, [гораздо более], чем отражение его в высших мирах, где он светит через одеяния и в утаении внутреннего, в результате чего скрывается и утаивается свет — Эйн Соф [— Всевышнего], благословен Он, дабы миры не потеряли своего существования. (Даже высшие миры не в состоянии выдержать раскрытия Безграничного божественного света. Однако работа евреев по покорению и порабощению зла, превращает наш материальный мир в место, где божественный свет может полностью раскрыться).
И с этой целью даровал Всевышний евреям Тору, которая называется «мощь и сила». (Изучение Торы и исполнение ее заповедей, дают евреям силу выдержать раскрытия божественного света). Как сказали наши мудрецы, что Всевышний дает силу праведникам, чтобы они получили свое вознаграждение в мире грядущем и не лишились существования совершенно в свете Всевышнего, который раскроется в будущем явно, без всякого одеяния, как сказано: «И не прикроется более крылами Поучающий тебя» (это значит, что Он не скроется от тебя за крылом и одеянием), «и глаза твои узрят Поучающего тебя». И сказано: «Ибо воочию узрят и т.д.». И сказано: «Не будет тебе более солнце светом дня… ибо Всевышний будет тебе вечным светом и т.д.».
А известно, что время Мошиаха, а особенно то время, когда оживут умершие», есть цель и совершенство сотворения этого мира, ибо для этого он сотворен с самого начала. (Наш мир изначально был сотворен чтобы быть в состояние Эры Мошиаха, когда Всевышний раскроется в этом мире абсолютно, без малейшего ограничения).
Примечание. А вознаграждение будет в основном в седьмом тысячелетии, как написано в книге «Ликутей Тора» рабби Ицхака Лурии, благословенна его память. (Во время седьмого тысячелетия евреи получат вознаграждение за самою духовную работу).
И было уже в какой-то мере подобное на земле при даровании Торы, как сказано: «Тебе было явлено, дабы ты знал, что Всевышний есть Б-г, нет более, кроме Него». (Раскрытие божественного света в нашем мире подобное тому, что будет в Эру Мошиаха, уже произошло во время дарования Торы).
«Явлено» в полном смысле, чувственным образом зримо, как сказано: «И весь народ видит голоса» — видит то, что обычно слышат, и наши мудрецы, благословенной памяти, объяснили это: «Смотрят на восток и слышат, как исходит Речение: „Я… и т.д.«». И так во всех четырех сторонах света, и наверху, и внизу, и как сказано в книге «Тикуней Зоар»: «Не было места; откуда бы Он не говорил с ними и т.д.» А именно — так как желание Его, благословенного, было раскрыто в Десяти заповедях, являющихся обобщением всей Торы, и это — внутренняя часть желания Его, благословенного, и мудрости Его, где совершенно нет утаения внутреннего, как сказано: «Ибо в свете лика Твоего Ты дал нам Тору жизни». Потому евреи во время принятия Торы совершенно не имели отдельного существования, как сказали наши мудрецы, что «при каждом Речении улетала их душа… но Всевышний возвращал ее им росою, которой Он в будущем совершит воскрешение мертвых», и это — роса Торы, которая называется «мощь», как сказали наши мудрецы: «Всякого, кто занимается изучением Торы, роса Торы оживляет и т.д».
(Во время Дарования Торы евреи удостоились абсолютного божественного раскрытия. Поскольку творения изначально не в состоянии вынести такое раскрытие, их души покинули тела и Всевышний оживил их «росою Торы». Иными словами Всевышний дал им силы, чтобы они могли с одной стороны воспринять такое раскрытие, а с другой остаться живыми людьми душа в теле. Подобно этому и сегодня изучение Торы даёт нам духовные силы воспринять божественное раскрытие в нашем материальном мире).
И только в дальнейшем грех привел к огрубению их и всего мира, и это будет продолжаться до скончания времен — тогда будет очищена материальная сторона тела и мира, и они смогут принять явный свет Всевышнего, который будет светить евреям через Тору, называемую «мощь», и от преобладания отражения этого света, светящего евреям, будет светить также и тьма народов мира, как сказано: «И пойдут народы в свете Твоем и т.д», а также: «И раскроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть вместе и т.д.», а также: «Дабы войти в ущелья гор и в расселины скал из страха пред Всевышним и от сияния величия Его и т.д.». И как мы говорим в молитве: «И явись в сиянии величия Твоего всем населяющим Вселенную, землю Твою».
(Грехи совершенные после Дарования Торы привели к тому что евреи стали неспособными воспринять божественный свет. Однако в «конце дней», т.е. во время Мошиаха, материальный мир станет достойным божественного раскрытия. Это произойдет благодаря благодаря духовной работе еврейского народа в течении поколений. Раскрытие Всевышнего евреям, повлияет также на народы мира которые оставят свои культы и заблуждения и будут учиться у евреев служить Творцу. Таким образом исполниться цель творения — абсолютное раскрытие Всевышнего в нашем материальном мире).
Глоссарий
Возжелал Всевышний
Вожделение («таава») — вещь абсолютно иррациональная. Когда человек очень сильно хочет чего-то, даже если он знает, что это вредно, он, несмотря ни на что, будет стремиться к этому.
Алтер Ребе сказал, что о вожделение не задают вопросов. Поэтому желание Всевышнего, чтобы мир стал Его жилищем абсолютно иррационально и не поддается логическому объяснению.
Самое собой разумеется, что существует принципиальное различие между желанием человека и «желанием» Творца. Ведь желание человека связано со стремлением восполнить недостаток. О Всевышнем такое сказать никак нельзя. Его желание не связано с недостатком. Но мы аллегорически называем это желанием, поскольку это абсолютно иррационально.
Жилище для Всевышнего
Мир сотворен Всевышним для того, чтобы Он раскрылся в нем подобно тому, как человек обитает в своем доме.
Дома человек раскрывает свою сущность. В отличие от других мест, где он вынужден подчинять себя принятым там правилам поведения, дома он ведет себя так, как ему заблагорассудится.
В этом и состоит желание Всевышнего. Он хочет, чтобы наш материальный мир стал местом абсолютного раскрытия Всевышнего. Он хочет, чтобы мир стал Его домом, вплоть до полного объединения Жильца (Всевышнего)с местом жительства (материальным миром).
Наполняет все миры в одинаковой мере
Со стороны Всевышнего не существует разницы между высшими и нижним мирами. Обитать в них — это огромный спуск для Него, ведь они абсолютно ничтожны перед Ним. Поэтому Он обитает в них в одинаковой мере, ибо Он бесконечно выше их («мемале коль алмин бэшаве»).
Тот факт, что Он наполняет все миры, никак не связан с какой-либо особенностью тех или иных миров. Ведь, как мы уже говорили, все они абсолютно ничтожны по отношению к Творцу. Просто потому, что Всевышний Творец всего, руководит всем и является единственной жизненной силой всего творения, Он находится всюду и наполняет все творения в одинаковой форме; для Него нет никакой разницы между высшими или нижними мирами и творениями.
Процесс сотворения миров
Процесс сотворения миров называется на святом языке «иштальшелут оламот». Слово «иштальшелут» происходит от слова «шальлшелет» (цепочка). Словно цепочка, где нижнее звено удерживается высшим звеном, нижние миры получают Божественный свет через высшие миры.
Как мы уже говорили, понятия высшие или нижние миры касаются только восприятия творений. Высшие миры ощущают раскрытие Божественного света больше, чем нижние. Однако, со стороны Всевышнего не существует никакой разницы между высшими и нижними мирами, ибо все они одинаково ничтожны по отношению к Нему.
Эра Мошиаха
Цель сотворения мира это Эра Мошиаха. Когда Король Мошиах построит Третий Храм и станет властвовать над всеми народами, мир превратится в жилище Всевышнего. Всевышней полностью раскроется в этом мире и мы воочию увидим присутствие Творца во всех аспектах мироздания.
Особенно в то время, тогда оживут умершие
Эра Мошиаха состоит из нескольких этапов. По словам РАМБАМа, на первом этапе Эры Мошиаха «не нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира — весь мир будет таким же, как прежде». И на а первом этапе Эры Мошиаха «весь мир будет заниматься только познанием Всевышнего», но это будет только на том уровне восприятия, на который по своей природе способны ограниченные творения.
Однако на втором этапе, после оживления мертвых, раскрытие Б-га будет абсолютным, совершенно выше любых природных рамок. Поэтому именно время после оживления мертвых является апогеем Эры Мошиаха.