Кто ни испытывал такие чувства, как любовь гнев или страх? Это наверное знакомо каждому. Вообще, мы, по своей природе, если делаем что-то для других — то только под влиянием этих чувств. Иными словами, мы будем делать добро только тем, кого мы любим или боимся. Это — данная нам с Небес природа.
На фоне этого предисловия, очень странно звучит приказ Творца, записанный с его слов в Торе: «Люби ближнего как самого себя!». Ведь известно, что Творец не просит невозможного, а только того, на что Он дал человеку силы. Но с другой стороны, если хорошо призадуматься, то это указание полностью выполнить невозможно.
Подумайте сами, когда у человека сильно болит нога или он очень голоден, так ли он сокрушается, как если бы это случилось с его лучшим другом, не говоря уже просто о «ближнем», под которым, кстати, подразумевается любой еврей, даже самый нехороший? Но заповедь дана — где же выход?
Давайте попробуем разобраться. Ответ на этот вопрос мы находим в книге основателя хасидизма ХАБАД, Алтер Ребе, в его книге «Тания». Но давайте все по порядку.
Две души или раздвоение личности
Автор «Тании» утверждает, основываясь на отрывках из Торы, что у каждого человека есть две основные души.
На самом деле, если немного разобраться, можно и самому прийти к такому выводу. Человек соединяет в себе две противоположности. С одной стороны, он также материален, как и все в этом мире, хотя и находится на очень высоком уровне, относительно прочих творений. А с другой стороны, он обладает духовными силами Разума и Духа.
Мы знаем что духовное и материальное противоположны по своей природе. Пусть даже своими границами. Материальная вещь по определению имеет границы, пусть даже очень широкие, но имеет. Все духовное — безгранично. Тем более душа, которая напрямую «связана» с Творцом, который выше границ не только места, но и времени. Поэтому мы зачастую встречаемся или слышим про «духовных» людей, которые способны видеть то, что происходит далеко от них или даже происходило когда-то.
Такие две противоположности не могут быть одним целым. Ведь где-то есть эта грань перехода от материального к духовному, от тела, в его широком понимании, к душе. «Тания» проводит эту грань и выделяет кроме тела, две души в человеке. Первая душа духовна, но близка к материальному. Она находится в крови человека и без нее человек жить не может. Поэтому ее зовут «Животной» душей. Но будучи приближенной к материальному, эта душа лишена истинной духовности. Поэтому она придает человеку, в основном, плохие качества.
Вторая душа, она называется Божественной, у еврея едина с Творцом. Чтобы иметь возможность «одеваться» в тело человека, она проходит духовный «спуск» и таким образом делится на пять духовных уровней. Только несколько самых нижних из них могут облачаться в тело человека.
Именно поэтому, желания этих душ, в своей первоначальной форме, полностью противоположны. С момента рождения у человека преобладает Животная душа. Со временем входит Божественная. И тут начинается борьба.
Это не раздвоение личности, а просто природа человека. Он с одной стороны хочет все удовольствия этого мира (эгоист), а с другой — хочет творить добро (альтруист). Да, он хочет одновременно две противоположные вещи, но это по природе того, что у него две души.
Кто выбирает победителя?
Ну ладно с ним, желанием. Поступок то все равно будет или такой или сякой. Какая сила в человеке решает как поступить?
А судьи кто?
Решает сила Разума. Она принимает во внимание доводы обеих сторон и выносит решение. Но как можно повлиять на решение?
Три «одеяния»
У каждой из душ есть три «одеяния» через которые она связывается с человеком. Это духовные мысль, речь и действие. Есть мысли, речи и действия Божественной души. А есть мысли, речи и действия Животной души. И они в свою очередь одеваются в мысли, речи и действия человека, подчиняя их своей власти. Человек может силой своего Разума выбирать, какие «одеяния» впускать а какие нет. С другой стороны, чем больше силы человека использовались одной из душ, тем легче этой душе в следующий раз облачатся в эти силы.
Казалось бы, Животная душа всегда будет абсолютным победителем, ведь она первая. Но Всевышний дал нам Тору и заповеди, которые придают огромные силы Божественной душе бороться с Животной. Поэтому все в руках человека.
Разум-тренинг
Когда человек достигает сознания, что жить как животное он не хочет, а он хочет исполнять свою задачу в этом Мире. И Животная душа только ему мешает но он с собой ничего не может поделать. Только тогда начинается настоящая борьба. Сила на стороне Божественной души. Но одной силы мало. Животная душа знает очень много «приемов», как уговорить человека выбрать ее власть. Она манит человека всевозможными удовольствиями и уговаривает его всякими уговорами. Со стороны это зачастую кажется смешно. Кто не потешится над ребенком, который с пеной у рта доказывает явную пользу шоколада и конфет для зубов, приводя при этом в доказательство последние достижения науки и техники. Но когда этот ребенок — это ты сам, тут зачастую это все становится «чистой монетой», лишь бы оправдать себя и не пропустить мимо очередное удовольствие. Такого противника одной силой не возьмешь. Нужно знать приемы. Нужно тренироваться. Разум, который понял необходимость дать власть Божественной душе нужно тренировать противостоять давлению и ухищрениям души Животной.
Ищу тренера. Хороший еврей.
Да, желание есть, но нужен хороший тренер. Нужен человек, который научит что делать с собой, чтобы подчинить Животную душу. Этот человек должен быть также абсолютным примером совершенства в этом.
Кабалистическая книга «Зоар» раскрывает нам, что такой «тренер» есть в каждом поколении. Это праведник поколения, который полностью искоренил свое зло и животную натуру. Он и его ученики, тридцать шесть скрытых праведников, помогают людям достигать своего совершенства. В поколении Исхода это был Моше-рабейну, потом его ученик Йеошуа Бин-Нун. С духовным спуском поколений, этот лидер перестал быть предводителем народа, а лишь остался его наставником. Автор книги «Тания», как вы наверное догадались, по поставленной в его книге задаче, тоже был главой своего поколения. В нашем поколении это Любавичский Ребе. Но об этом в другой раз.
Два направления
Как и в искусстве врачевания, где чтобы победить болезнь недостаточно только влиять на больной орган, а нужно также укреплять здоровые органы. Так же и в нашем случае, нужно тренироваться в двух направлениях — ослаблять Животную душу и укреплять Божественную.
Слабительные для Животной души называются в Тании «Иткафия» и «Итапха», а средство для укрепления положения Божественной души называется «Итбоненут».
А если совсем по-русски то «Иткафия» и «Итапха» — это воспитание силы воли. Животная душа хочет есть пирог — сейчас и немедленно. Применяем «Иткафия»: «Получишь свой пирог через 10 минут!». Эти 10 тяжелых минут! Но это только в первый раз. Потом это уже легко. Можно увеличить время или добавить по истечении еще 10 минут. При этом вы впервые раскрываете для себя силу Животной души. Она сопротивляется всевозможными уловками, о которых вы даже не подозревали, что ваша душа такая хитрая. Зачастую вам приходится сдаться и перенести упражнения на следующий раз. 1:0 в пользу пирога. А «Итапха» — это пока не для вас. Вы пока не можете сообщить Животной душе, что она осталась совсем без пирога и пусть скажет спасибо за манную кашу.
Теперь, что такое «Итбоненут». Чтобы придать больше сил и возможностей Божественной душе, нужно пробудить в себе Любовь и Трепет к Б-гу. Чтобы пробудить эти чувства, нужно сосредоточится и думать о Величии Творца и о том, что он Отец Милосердный для нас. Подробнее об этом можно узнать изучая саму «Танию» и другие трактаты хасидизма.
Посредством всего этого можно дать главенство и первостепенную важность Божественной душе и всему, что с ней связанно.
А при чем тут любовь к ближнему?
Мы все еще не разрешили вопрос, как нам была дана заповедь «...Люби ближнего как самого себя», ведь ее казалось бы невозможно исполнить. Но мы видим, что все препятствия на пути ее исполнения касаются только тела и Животной души. Но если человек, работая с собой, сумеет сделать в своих глазах Животную душу ничтожной, а Божественную — первостепенно важной, то все эти препятствия пропадут.
Ибо человек не будет замкнут на себе и его будут больше беспокоить дела души, чем проблемы тела. И тогда он будет относиться к ближнему с той же чуткостью, что и к себе. Ведь все души имеют общий корень Свыше и кто знает, может душа ближнего очень свята и возвышена, несмотря на то что его Животная душа не дает рассмотреть это своими может неблаговидными поступками.
Заповедь любви к ближнему называет в Талмуде великий еврейский мудрец по имени Гилель «Вся Тора». Это высказывание понятно в свете вышесказанного. Ведь Тора и заповеди даны нам, чтобы духовно поднять душу над телом. Только достигнув совершенства в этом, можно по-настоящему исполнить заповедь любить ближнего.
Подведем итоги
Любить каждого еврея как самого себя возможно. Но это очень высокий уровень, который достигается путем работы над собой вышеуказанным способом с исполнением Торы и заповедей. И все это приведет человека к исполнению его предназначения и к его духовному совершенству и к его личному Избавлению, которое приближает Истинное и Полное Избавление всего еврейского народа.