В 32-й главе книги «Тания» Алтер Ребе открывает нам тайну любви к евреям (как сказал Гиллель: «В этом — вся Тора, а все остальное — лишь комментарий и т.д») и объясняет, почему мы должны любить ближнего, как самого себя.
Когда мы говорим о настоящей любви к еврею, речь идет о том, чтобы не видеть в нем плохих вещей подобно тому, как человек не видит плохого в себе, даже если он не вел себя как следует.
Рав Шмуэль Левитин говорил, что существует три уровня любви к евреям:
1. Рабби Зуша из Аниполи не видел изначально ничего плохого у окружающих его евреев.
2. Рабби Леви-Ицхак из Бердичева видел грехи людей, но сразу же искал им оправдание. К примеру, он увидел извозчика, который молился и одновременно смазывал колеса телеги. Другой бы подумал, что этот еврей пренебрежительно относится к молитве, а рабби Леви-Ицхак сказал: «Даже вовремя работы этот еврей молится…»
3. Баал-Шем-Тов и Алтер Ребе видели зло в евреях, не оправдывали их, но, несмотря на это и вместе с этим, любили их такими, какие они были.
Реб Мендель Футерфас, который рассказывал об этом, пояснил, почему же Баал-Шем-Тов и Алтер Ребе вели себя так. Дело в том, что глава поколения не может позволить себе вообще не видеть зла или постоянно оправдывать людей, совершающих его. Он должен видеть зло таким, как оно есть, чтобы исправить его.
Это можно понять на примере, когда человек любит самого себя таким, как он есть. Иногда человек грешит, но не замечает своего греха и считает, что он в порядке. Иногда он грешит и, зная об этом, пытается оправдывать себя. Но когда он понимает, что нет ему никакого оправдания, он, тем не менее, продолжает любить себя, несмотря на совершенный грех. Вот так нужно любить и других евреев. Понятно, что нужно стараться влиять на них, чтобы они исправили свое поведение, но это должно сопровождаться любовью. Если кто-то пытается достигнуть этого криками и угрозами, то это совет злого начала…
И как еврей не видит греха в других евреях, так и Всевышний не замечает его собственных грехов.