Идём дальше по мотивам «Врат Единства и Веры» и помним задачу. Притупить приобретенное годами ощущение свой значимости.
В первой главе мы указали на ряд очень важных вещей.
1. Слова Б-га — это стержень макро и микромира. Пока понятно, что существование объекта обусловлено наличием энергии Сверху.
2. Слово Б-га творит путем максимального сближения.
3. Слова Б-га проходят «переходные процессы» и дают название каждой вещи на свете. Святость иврита.
4. Всё это в силу Торы.
Сейчас мы попробуем проникнуть в тайны процесса образования и оживления объекта. Для этого нужно согласовать пару вещей.
Есть понятие «причинно-следственная связь». «А» порождает «Б», из следствия можно понять не только, что есть причина, а так же ее суть. Эту связь мы наречем «нормой». Посадили семечку — выросло деревце.
Однако есть и такое явление, когда с одной стороны, причина «А», обладая чудотворной силой, даёт «Б». С другой — будет полным абсурдом заявить, что оно «Б» стало благодаря «А».
Пару примеров абсолютно нереальных вещей из программы «В гостях у сказки».
1. Сказать, что во время кипения, вода громко булькала (норма) и производила кусочки льда.
2. Моня широко улыбался. Из за чего и свистел.
Наверное это будет маразмом назвать такое соотношение событий причинно следственной связью. Но в хорошем смысле этого слова это и есть один из оттенков «Еш миАйн».
Можно пофантазировать, что в освещенной комнате появятся участки тьмы. Но никому не под силу разумно объяснить,что сам свет (АЙН) одновременно порождает и облекается во тьму (ЕШ). Тут нужно применить слепую веру.
Глава 2
Здесь начнётся более подробное описание механизма создания вселенной. Алтер Ребе поможет нам прикоснуться к этому удивительному и уникальному явлению ЕШ миАЙН. «Тания» сделает нас другими людьми.
Пока что, у нас есть три «надинтеллектуальных» параметров ЕШ миАЙН на примере света и тьмы.
1. Свет порождает тьму.
2. Свет облекается во тьму.
3. Свет выражает себя во тьме.
И при всем этом очень важно отметить, что свет ни в коем случае не воплощается во тьму. Б-г не становится объектом творения. Лишь одна вещь на свете это часть Б-га — душа еврея.
Во второй главе «Врат Единства и веры» нам расскажут об еще одном важном параметре процесса придания бытия. Все, что есть на свете (на иврите «ЕШ») постоянно запускается Божественной силой «АЙН».
Попробуем приблизить это к пониманию.
Для начала приведем пример, когда один ЕШ дает другой. Представим себе большой кусок глины. Статический себе кусок, из которого ремесленник делает вазу. Какой статус это вазы с точки зрения куска глины? Такой же как и раньше! Ведь только наблюдатель со стороны видит новую форму. Но на самом деле разве есть тут что-то новое? И до ремесленника ваза была заложена в аморфной массе. Все, что произошло, это лишь раскрытие факта наличия в глине и такой детали. Гончар только выделил вазу из других бесчисленных потенциальных ваз, тарелок и кувшинов.
Первому ЕШ (кусок глины) не нужно прилагать никаких усилий, чтобы удержался второй ЕШ (ваза). Другими словами ЕШ остался тем же ЕШ, глина — есть глина.
Несложный вывод. Ваза может спокойно существовать без рук ремесленника потому, что она и до этого уже присутствовала в скрытом виде.
А сейчас рассмотрим случай с ЕШ миАЙН. Сразу подчеркнём, что в нашем материальном мире нет идеального примера на этот чисто Божественный «ход конём», но отдельные детали даны на рассмотрение.
Помним, что сейчас мы занимаемся четвёртым параметром — постоянным запуском бытия.
Итак.
Что нужно сделать, чтобы камень «выкинул фокус» и продемонстрировал нам то, что у него нет «по жизни»? Например, чтобы камень оказался на высоте 10 метров над землей.
Понятно, речь не идёт о том, что кто-то будет держать его там рукой. Интересно, когда сам камень поведет себя необычно.
Ответ простой. Нужно просто подкинуть камень наверх. Всё то время, когда сила человека будет облечена в камень, он будет вести себя странно. Вместо обычного природного порядка — лежать или падать, камень будет удивлять обывателя своим новым ненормальным поведением — подниматься вверх.
Да мы привыкли, что в Израиле летают не только камни. Но если в 15 веке включить магнитофон с прелюдией до диез минор Рахманинова, пока плёнка будет крутиться, это несомненно будет поражать аудиторию. Ведь где это видано, что кусок железа так здорово играет?!
В любом случае абсолютно ясно. Продолжительное изменение природного поведения вещи всегда обусловлено постоянным задействованием извне.
Обратите внимание, что в случае с глиной, существование вазы вовсе не связано с каким-либо влиянием внешнего фактора, ведь и до этого ваза уже существовала в куске глины, что позволило гончару спокойно пойти себе в пивную.
Напротив, на примере летающего камня, каждому понятно, что «приключения» возможны пока в камне есть энергия, заложенная во время запуска.
Вернемся к мирозданию. Где в нашей схеме находится творение? Это ваза или полет камня?
Недолго размышляя, мы придём к выводу, что уже давно летим, и высоко. Если мы предположим, что подобны вазе, придется сказать, мир сделан из Б-га. Это, конечно, абсурд, запрещённый постулатами Иудаизма. Да и, чисто по-человечески, это просто бред сивой кобылы.
Так что это материя? Где она была раньше и какова её природа?
Раскрывает нам Алтер Ребе тайну неба и земли.
Нормальное, природное состояние мира это — не быть. А то, что он есть — это, натурально, аномалия.
Ведь нет ничего, кроме Б-га одного! Это нормальное положение, мечта хасида.
Так как же этот ЕШ существует уже тысячи лет?
Придется признать, что на протяжении всего этого времени есть особая Божественная сила (АЙН), которая обеспечивает приятный полет.
Вот так и живём… Всевышний с нами постоянно в контакте. А мы — в конфликте. Ищем чего-то, суетимся.
На этом этапе можно указать на ещё одну деталь ЕШ миАЙН. Полюсное разделение причины и следствия. А значит и полная иррациональность последнего. Для удобства назовём это современным, но ещё неизвестном науке термином «светотемновой эффект Всевышнего». Ведь он же автор открытия ЕШ миАЙН!
Тряхнем стариной
Люди с прошлого века помнят Штирлица не только по анекдотам. Легендарный разведчик мог бы дать урок по «светотемновому эффекту». Так он сказал радистке Кэт: «Когда будут роды, ты будешь звать маму по-русски».
Чтобы поддерживался новый фашистский облик (ЕШ, тьма), который принимает преданная партии советская женщина,необходимо чтобы разведчица (АЙН, свет) постоянно играла свою роль.
Тогда будет наш эффект. И глупостью будет предположить, что Кэт где-то по натуре своей имеет отношение к нацистской Германии и поэтому она удачно сошла за немку.
Чушь!
Разведчица питала такое глубокое отвращение и ненависть к врагу, что немецкое обмундирование было для неё полным противоречием. Поэтому, когда пошли схватки, весь маскарад автоматически вернулся в своё нормальное состояние — не быть.
Штирлиц с мамой оказался прав и на этот раз. Творение нуждается в постоянной поддержке Создателя. А то пропадёт с концами!
Подведем итоги.
Если ваза — это в принципе глина, то сотворённая и существующая вселенная — это в принципе НИЧТО. «Ничто» с большой буквы.
В третьей главе поразмышляем об этом поглубже.
А Верхние буквы генерируют творение. И если бы не желание Б-га «говорить», то всё пришло бы в норму — не быть.
В книге «Ликутей Тора», глава «Ахарей», Алтер Ребе доступно объясняет, что стоит прилагать усилия, дабы то самое желание не пропало. Ведь человек это минипроект вселенной и жить хочется хорошо.
Пример из «Тании»
Чтобы понять уникальность ЕШ миАЙН, во второй главе «Тания» приводит историю о рассечении Красного моря после выхода из Египта.
Все помнят, что вода стала стеной и счастливые евреи пошли по дну получать в подарок Тору.
Алтер Ребе поясняет, что не просто могучий ветер придерживал воду, чтоб не упала. Творец посредством ветра придал самой воде природу каменной постройки — стоять. Все то время пока ветер возобновлял своё влияние вода сама стояла по струнке.
И, тем не менее, создание вселенной это большее чудо, чем изменение поведения воды, т.к. уже созданная вода хоть и приобрела новые свойства, но уже имеющие место под солнцем. А эффект ЕШ миАЙН, применяемый к мирозданию, более феноменальный потому, что мир взялся из абсолютных нулей.
Все несопоставимые вещи или понятия на свете по отдельности имеют место. И лишь предположение об их комбинации будет вызывать недоумение. И всё равно любой парадокс всегда уступает могучему Божественному ЕШ миАЙН, где объект берётся из места, которое будет слишком назвать даже вакуумом. Потому что вакуум это тоже некая сущность.
Мы высвечиваемся из настоящего НИЧЕГО.
Далее «Тания» приводит на первый взгляд странное трактование слов Торы. Одно из восхвалений, упоминаемых в утренней молитве это «И ты оживляешь всех». Почему мудрецы толкуют слово «оживляешь», как «дающий быть»?
В свете сказанного выше, будет понятно опасение, возникающее от простого прочтения «И Ты оживляешь всех».
1. В слове «Ты» на иврите заложен намек на весь еврейский алфавит от Алеф до Тав, плюс его произношение hЭй.
2. На иврите глагол второго лица адекватен глаголу третьего лица.
Тогда мы восторгаемся в молитве так: «И АЛФАВИТ оживляет всё».
Вот тут начинается проблема.
Оживление всегда предполагает, что уже есть существующий объект и ему нужно влить дыхание. Если же это не сделать, то неживое тело не перестанет быть. Однако если Верхние буквы прекратят пронизывать творение, не будет надобности искать морг (упаси Г-сподь), потому что всё обнулится в своё родное состояние — не быть.
Поэтому мудрецы сразу наставили нас, что речь идёт не об обычном понятии оживления, а о феноменальном процессе одновременно и облечения в предмет и его образования, как сущности.
Наверное про это сказано: «сказку (АЙН) слелать былью (ЕШ)».
Что такое настоящее пророчество?
Кульминация второй главы это идея пророчества и осознание сути процесса наблюдения Творца за вселенной.
Пророк не просто потом повторяет слова Б-га, который ему раскрылся. Божественные буквы облекаются в мысль и речь пророка, аж до плоти языка!
Устами пророка глаголет Истина. Творец там во время пророчества.
Однако понятно, что есть гигантская разница между пророчеством и прочим творением. В последнем замешан очень мощный механизм свёртывания и скрытия Божественного Света. А пророк получает из уровня Ацилут в Брия, что, несомненно, отдельная и занимательная тема для изучения.
Теперь последнее.
До Баал-Шем-Това были большие, знаменитые еврейские философы, полагавшие, что Творца мало интересует всякая всячина на свете. Напротив, то, что касается евреев, это, без сомнения, важно и поддаётся постоянному контролю Сверху.
Однако после открытия Баал-Шем-Това совершенно ясно, что любая вещь в мире теплится на слове Б-га и без его постоянного облечения, ничего не может быть в принципе.
Выходит, что Всевышний не просто наблюдает издалека над выборочными событиями. Творец глубоко внутри создаваемого им бытия.
А пока мы помним, что есть еще много глав «Врат Единства и веры».