На прошлом уроке мы изучили, что Божественная жизненная сила должна постоянно находиться во всех своих творениях, непрерывно создавая их из «ничего». Эта сила состоит из созидательных «букв», проистекающих из пяти высших органов речи.
Теперь, когда мы получили представление о природе творения, мы можем понять, что каждое творение, ощущающее себя существующим, на самом деле оказывается полным отсутствием и небытием по отношению к творящей силе. Эта сила постоянно создает и вызывает к существованию новые творения из совершенного небытия.
Так как этот процесс непрерывно продолжается, то понятно, что именно Божественная жизненная сила является настоящей реальностью существования того или иного предмета. И если все творимое кажется нам существующим и осязаемым, это происходит лишь потому, что мы не постигаем умом и не видим своими глазами силу Всевышнего (то есть, категорию букв, корень и источник сотворенных миров) в Его творениях.
Но если бы глазу было дано увидеть и постичь эту жизненную силу и духовность, то материальность, вещественность и осязаемость сотворенного совсем не были бы видны ему, ибо они — абсолютное ничто в сравнении с жизненной силой и духовностью, находящейся в них. И без нее они обратились бы в полное отсутствие точно так же, как до шести дней творения. Только жизненная сила непрестанно производит творения из полного небытия и отсутствия и сообщает им существование.
Отметим, что в мире грядущем эта Божественная сила будет явно раскрыта телесному взору каждого!
Теперь рассмотрим это в более широком аспекте. Существует ли тогда наш мир, или он тоже ничто? Можно было бы предположить, что мир лишь кажется нам существующим, но это совершенное заблуждение, ибо, в таком случае, чем же следует считать сотворение мира, если его вовсе нет? В действительности, мир создан и существует, и сила, которая творит его и оживляет, — это категория букв. Но сами буквы не являются существованием, отдельным от Творца, а потому и мир не является отдельным от Него существованием.
Можно это представить себе на примере солнечного света, освещающего Землю. Это излучение и свет, которые распространяются, исходя от тела Солнца. Свет этот всем виден, светит на Земле и в мировом пространстве, и ясно, что этот свет и излучение есть также и в теле, и в веществе самого Солнечного шара, находящегося в небе. Если свет распространяется и светит на таком большом расстоянии, он тем более способен светить непосредственно в своем источнике. Но только там, в самом его источнике, это свечение равносильно его полному отсутствию и небытию, ибо оно абсолютно лишено существования по отношению к самому Солнечному шару, источнику этого света и излучения.
Это излучение и свет, который все мы видим, — всего лишь отсвет свечения самого Солнечного шара, и светит он только в космическом пространстве и на Земле, то есть, там, где Солнечного шара нет. Поэтому здесь его свет и излучение всем кажутся реально существующими, и здесь свет может быть назван существующим, чего нельзя сказать о нем тогда, когда он находится в своем источнике, в теле Солнца. Тогда о нем ни в коей мере нельзя говорить как о существующем, ибо там он и в действительности полное отсутствие и небытие, ведь там он не светит, там светит только его источник, само светящее Солнце и ничто более.
Подобно этому и отношение творений к Божественному потоку жизненной силы, текущей к творениям и сообщающей им существование. Б-г является их источником. Он распространяет жизненную силу, которая течет к творениям и облекается в них, вызывая их из небытия к существованию.
И по отношению ко всем творениям выражение «существование» может быть отнесено лишь к нашим глазам, ибо мы совершенно не видим и не постигаем умом источник — дух Божий, дающий им существование. И поэтому нам кажутся материальность, вещественность и осязаемость творений реально существующими так же, как свет Солнца кажется реально существующим, когда он не находится в своем источнике.
Однако, как это часто бывает, аналогия здесь не полная. В приведенном сравнении источник ни в коей мере не находится ни в мировом пространстве, ни на Земле, то есть там, где свет его кажется действительно существующим. С творениями же дело обстоит иначе: они постоянно находятся в своем Источнике, Он лишь не виден телесному взору.
Почему же в таком случае творения не обращаются в своем источнике в ничто? Ведь тогда никому не придет и в голову, что они независимы от источника. Об этом мы поговорим на следующем уроке.