СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 16:38

Как Мошиах заставит всех евреев следовать законам Торы?

Но если придет король из рода Давида… и заставит всех евреев следовать законам Торы. Нужно подчеркнуть, что в словах РАМБАМа «и заставит» не имеется в виду, что ему уже удалось заставить всех евреев. Понятно также, что речь не идет о принуждении силой...

3267 (0) мин.

РАМБАМ в «Законах о королях» (11:4) пишет: «Но если придет король из рода Давида… и заставит всех евреев следовать законам Торы».

Нужно подчеркнуть, что в словах РАМБАМа «и заставит» не имеется в виду, что ему уже удалось заставить всех евреев. Ведь РАМБАМ не написал: «И заставил» в прошедшем времени (как он написал выше о Мошиахе: «И построил Храм... и собрал рассеянных Израиля», что значит уже построил, уже собрал и дело закончено), а «заставит» — в будущем времени. Это значит, что он находится в процессе работы по принуждению всех евреев, чтобы они шли по Торе и заповедям. И это доказывается не только из точности языка РАМБАМа, но также в продолжении слов там: «если сделал и удалось», что является уже признаками «несомненного Мошиаха» и тогда получается, что в период, когда он «считается Мошиахом», он находится в процессе своего воздействия на еврейский народ.

Теперь нам надо понять, что означает слово «заставит» — в каком смысле это принуждение?

Понятно также, что речь не идет о принуждении силой, ведь из слов РАМБАМа ясно видно, что Мошиаху не придётся делать чудеса и знамения. И как он сможет естественным путем, без чудес и знамений, заставить даже одного еврея идти по пути Торы, когда Мошиах ещё даже не является королем (по Торе)?

Тем более, он не сможет заставить всех евреев на своем первом этапе, «когда он считается Мошиахом», ведь большинство евреев находятся в изгнании во всех концах света и их собрание произойдет только после строительства Храма («и построил Храм на его месте, и собрал народ Израиля из изгнания»).

И вообще трудно сказать, что признак Мошиаха проявляется в том, что он заставляет силой исполнять заповеди Торы, ведь если и есть особые законы, по которым суд может заставить, то известно, что не это главное в Торе; более того, вся Тора дана для достижения мира, «и дороги её дороги отрады и все стези её — мир» («Мишлей» 3:17). Поэтому невозможно, чтобы Мошиах, приводящий к совершенству Торы, будет определяться тем, что он навязывает Тору силой!

И смотри также у РАМБАМа «Законы об ослушниках» (3:3) где он написал: «Но дети этих ошибившихся и дети детей, которых совратили их отцы и которые родились в атмосфере отрицания веры и были воспитаны в этом духе, подобны плененным младенцам, выращенным неевреями в нееврейской культуре. Поэтому стоит возвращать их на пути Торы и привлекать их доброжелательно, пока не вернутся к устоям Торы». И это также доказывает, что не может быть задачей Мошиаха заставлять евреев его поколения исполнять Тору и заповеди — ведь все они как дети в плену.

В действительности мы находим другой способ «принуждения» (например, как в Талмуде («Бава Батра» 8б и «Ктубот» 49б), когда могут заставить богатого человека, чтобы он дал на пожертвование по своим возможностям). И также мы видим, что в нескольких местах говорится о принуждении без использования силы, как у РАМБАМа «Законы обетов» (13, 5-7), где говорится о том, что муж заставляет жену совершить вещь, которую она запретила себе обетом, а РАДБАЗ объясняет, что речь идет об убеждении словами, а не силой.

Есть еще одно доказательство о принуждении потомков Ноаха, как написал РАМБАМ в «Законах о королях» (8:10): «Также приказал Всевышний через Моше-рабейну заставить весь мир принять все заповеди, которые были даны Ноаху», а в «Тосафот Йом-Тов» («Авот» 3:14) объясняется, что это принуждение словами привлечь их сердца к воле Творца. И в «Ликутей Сихот» (том 26, стр. 142) сказано, что действия, совершающиеся сейчас в деле распространения 7 заповедей потомков Ноаха, являются принуждением.

Всё это доказывает, что «принуждение» может быть также словами и объяснениями приемлемыми и более того — это путь Торы.

Когда РАМБАМ говорит, что Мошиах принудит всех евреев, это значит, что он сделает всё, что в его возможностях, чтобы воздействовать с миролюбием на каждого еврея во всех концах света. И достоинство Мошиаха именно в том, что он воздействует на еврейский народ с любовью, а принуждение с его стороны проистекает из полученной им от Всевышнего силы. Поэтому еврейский народ принимает его слова с радостью.

Возьмём, к примеру, кампанию тфиллин: до ее начала было очень трудно убедить несоблюдающего заповеди еврея закатать рукав и наложить тфиллин, особенно в общественном месте; но вдруг всё изменилось и евреи становятся в очередь и просят помочь им выполнить эту заповедь.

Ведь когда праведник поколения укрепляет исполнение определённой заповеди, он оказывает влияние на евреев, которые становятся более близкими к этой заповеди.

Говорится в книге «Кетер Шем-Тов» по поводу высказывания наших мудрецов, что весь мир питается в заслугу Ханины бен Досы: «Он открыл канал и путь изобилия в мир». Также приведено от имени рава Магида из Межерича, что когда он хотел внести какое-то постижение в мир, то произносил его вслух, открывая канал для того, чтобы любой еврей смог легче постигнуть эту вещь.

Когда человека заставляют сделать что-то против его воли, внутренне он остаётся в прежнем состоянии и положении. Но когда на него влияют мирным путём, затрагивается не только его действие, но также и черты характера, разум, желания и вся его сущность. Это и есть истинное принуждение.

В «Ликутей сихот» (том 26, стр. 140) сказано, что когда подходят к еврею (или даже к потомку Ноаха) и говорят ему: «Знай, что в доме 770 на улице Истерн Парквей сидит еврей-праведник, глава поколения, который просит, чтобы каждая женщина и девочка зажигала субботние свечи, чтобы ты накладывал проверенные тфиллин каждый день и т.д. (чтобы потомки Ноаха исполняли 7 заповедей)», а человек исполняет указание, то это и есть рамки принуждения по Торе. При этом, человек исполняет это не из-за собственного желания, а из-за принятия указания сверху, даже если он не воспринимает это разумом или чувствами. Он делает это аннулируя свои желания и разум, приспосабливая их к желанию короля.

Опубликовано: 21.10.2015 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter