Приведем несколько интересных цитат и обоснований того факта, что раскрытие Мошиаха происходит в несколько этапов, и что именно в беседе Ребе Короля Мошиаха «Двар Малхут» к недельной главе «Насо» упомянуто особенное выражение в связи со словами: «В том году, когда Мошиах проявит себя».
Грамматически должно было быть написано «Проявится в нем» (в том году, на иврите год — женский род, но тем не менее в цитате употреблен мужской род притяжательного местоимения).
И здесь следует понимать так: «в нем» — в самом Мошиахе произойдет раскрытие, которого раньше не было. В нем откроется аспект его новой дополнительной души. И это связано с намеком на то, как именно раскрытие произойдет. Оно наступит вследствие того, что сыны Израиля потребуют от Мошиаха раскрыться и воззовут к милосердию. А до этого — «Все цари мира ссорятся и конфликтуют: царь Персии против царя Аравии и т.д. И тогда Всевышний говорит им (народу Израиля): „Сыны Мои! Не бойтесь! Все, что Я сделал, ни для кого иного сделал, кроме как для вас. Настало время вашего избавления“» (см. «Ялкут Шимони»).
В 5751 г. буквы, из которых складывается аббревиатура года, была представлена как «Год, когда Я покажу вам чудеса». В том году разразилась война в Персидском заливе. Ребе призывал не испытывать страха и беспокойства. Он говорит о пророчестве, которое уже сбылось — совершенный вид глагола, прошедшее время, действие завершено. Наступление Освобождения как свершившийся факт. Мошиах пришел, раскрылся. Если остались страхи и беспокойства, это не убавляет правдивости того факта, что Мошиах пришел.
Как это понять? Отвечает на основе писаний рабби Хаима Витала («Шаар а-Псуким» гл. 7, п. 2) близкий к нему по времени рабби Авраам Азулай в книге «Свет солнца», представляющей собой комментарий на «Зоар»:
«Удостоится Мошиах, что раскроется в нем (мы как раз говорили об этом выражении выше) тот аспект души, который сделает ясным для него самого: он является Мошиахом! И раскрытие произойдет, но остальные люди поколения этого пока не познают».
Расширенная цитата — из книги р. Хаима Витала «400 шекелей серебра» (стр 241) в пер. Э. Кей:
В каком смысле говорится, что Мошиах раскрывается, а не рождается? Сначала он рожден земными отцом и матерью, а затем проходит разные этапы, вплоть до этапа «Сегодня Я породил тебя», и как это совместить с (рождением обычным). И кажется мне (Хаиму), что Мошиахом несомненно будет праведный человек. Рожден он земными родителями. И в один из дней возрастет его праведность до предела, и удостоится он своими деяниями раскрыть 5 уровней души в святости в их полноте. И тогда, в назначенный срок, придет Душа его души, хранившаяся дотоле в Ган Эдене, и будет дана тому человеку, и тогда — вот, он удостоился стать Освободителем. 40 дней пройдет до того момента, когда он сам поймет, что он — Мошиах. Однако остальные люди его еще не признают.Так написано и в книге «Зоар», что Мошиах раскроется, но прочие люди его не осознают. И тогда сокроется Мошиах телом и душой в том столпе облачном. Моше сокрывался в облаке. как известно. И это займет один год. И тогда его поднимут в небо, как Моше, которого подняли на Небо. И после этого будет раскрыт совершенным раскрытием, и признают его весь Израиль и присоединятся (соберутся) к нему. И это то, что мне позволено сказать.
Далее возвращаемся к «Двар Малхут» и беседам, в которых Ребе разъясняет эту идею: «В каждом поколении рождается один человек из династии Йеуды, достойный стать Мошиахом. И, когда наступит время, Б-г открывается ему и соединяет его с тем Духом Мошиаха, который существует наверху в состоянии утаения».
Между верхними и нижними категориями происходит «смешивание» (на иврите — «ируй» — инфузия). Ребе приводит в качестве источников общепринятые книги р. Овадии Бартенуры и Хатам Софера. И на этом этапе Мошиах сам о себе знает, что он таковым является, но остальным это не ясно. Так мы улаживаем непонятность того факта, что Мошиах раскрылся, но раскрытие произошло на уровне его самого, не для всех.
Эти источники говорят об одном и том же, описывая этот миг, когда произошло «раскрытие В НЕМ». И далее требуется полное раскрытие уже для всего человечества.
А оно произойдет как результат того, что пробудится наверху милосердие. И пробудить его — можем только мы с вами, нашими просьбами о милосердии. И отсюда понятно, что Ребе имел в виду, когда сказал: «Я сделал все от меня зависящее, отсюда и далее — ваша работа» (работа — требовать Мошиаха и не потому, что нам так велели, а потому что нам самим это необходимо позарез). «И если бы кричали по-настоящему, то уже бы пришел» (еще одно сильное выражение Ребе).