25 Кислева 5782 года, второй день недели, гл. Микейц

Вы думали, что вы не верите?

Мяч сейчас на нашем поле. Только мы сами — мужчина и женщина, мальчик и девочка, еврей и нееврей — можем превратить наши подсознательные инстинкты в осознанное, разумное движение к Освобождению. Для этого нужно не много: проявление благотворительности, доброе слово, помощь старикам, уважение к своим родителям, подавление вспышек злобы, время, отданное молитве, изучению Торы...

3562 (0)
Вы думали, что вы не верите?
Вы думали, что вы не верите?

Человеческому роду изначально присущ священный дар веры. Всю жизнь несем мы в себе веру в лучшее будущее.

Однако большая часть истории и, в частности, почти вся история прошлого столетия давали мало оснований для подтверждения этой веры. Реальный опыт был крайне негативным. Если рассматривать происходящее только с точки зрения логики, то неизбежно должен был выработаться нигилистический подход. Стремление к продолжению рода, к зарождению новой жизни в этом бушующем мире могло бы рассматриваться только как акт безумия — более того, как преступление против невинного младенца.

Это суждение, которое справедливо в отношении всего человечества, казалось бы, тем более применимо к еврейскому народу. Страдания, через которые прошел весь род людской, бледнеют в сравнении с ужасами, сопровождавшими жизнь евреев в течение последних двух тысячелетий. Однако евреи выжили не только как отдельные личности, но и как народ, объединенный единой традицией и сплоченный верой. Вопрос лишь в одном: верой во что?

Вера, благодаря которой еврей остается евреем, — это прирожденная несокрушимая вера всего человечества в грядущее Освобождение. Вера в то, что наступит время, когда сбудутся слова Пророков. Вера в то, что мир, в котором мы живем, — это непрерывно изменяющийся процесс, неоконченное полотно. Вера в то, что существование человечества и евреев как народа является первостепенным элементом замысла Создателя.

И во всем этом — Мошиах. Мошиах — это жизненная сила еврейского народа и, по сути, — всего рода человеческого. Это понимание скрытого смысла того, что содержится в стремлении Создателя к Цели, которая есть Совершенство. Это несокрушимая вера в то, что мир и всеобщее братство не только желанны, но и неизбежны. Отдельная личность — Гитлер — смогла сделать убийство социально допустимым явлением, и это вполне объяснимо с позиций логики. Не менее логичным является и то, что отдельная личность — Мошиах — может сделать так, что добро и благочестие станут всеобщим устремлением.

Ожидание Мошиаха — это сердце и душа еврейской веры. Маймонид, широко известный благодаря как своему философскому рационализму, так и своим заслугам в изучении иудейской религии, рассматривает приход Мошиаха как необычайное событие, выходящее за рамки нашего опыта. Маймонид, философ-рационалист, ясно сознает то, что все мы понимаем интуитивно: status quo (существующее положение вещей) не является справедливым в отношении рода человеческого. Он не испытывает сомнений в том, что иудаизм, лишенный Мошиаха, превращается в свою антитезу (противоположность). Мошиах — это человек, из плоти и крови, в котором воплотились идеалы Торы. Благодаря своему характеру и занимаемому им главенствующему положению, он может являть собой пример для еврейского народа и для всего человечества. Он обладает уникальной силой, способной выявить лучшее начало в человеке.

Действительно, в том, что касается Мошиаха, нет ничего таинственного. Это лидер, программа которого — объединить человечество. Устранить разногласия возникшие между отцом и сыном, между мужем и женой: разногласия, которые приводят к открытому конфликту между соседями и между народами. Мошиах — это наилучший вид лидерства: руководство путем собственного примера. Отрицать Мошиаха — это значит отрицать душу и сердце иудаизма. Отрицание Мошиаха есть пораженчество, это отказ от лучшего будущего и возврат к прежнему состоянию. Это признание неизбежности зла, войн, преступлений, разложения. Это вера в то, что все в мире способно изменяться, но не способно улучшаться. Это стереотип безнадежности: «сколько бы мир ни менялся, он остается таким же».

Признаки присутствия Мошиаха — вокруг нас. Очевидно, что мы находимся в самом центре эры потрясений, изменяющей человеческое сознание, систему ценностей и весь человеческий опыт. Б-г обращается к нам. Он приглашает нас принять участие в этом ускоряющемся движении по направлению к неизбежному завершению замысла Его Творения.

Мяч сейчас на нашем поле. Только мы сами — мужчина и женщина, мальчик и девочка, еврей и нееврей — можем превратить наши подсознательные инстинкты в осознанное, разумное движение к Освобождению. Для этого нужно не много: проявление благотворительности, доброе слово, помощь старикам, уважение к своим родителям, подавление вспышек злобы, время, отданное молитве, изучению Торы, — вот в чем находит подтверждение наша вера. Это малые, но важные проявления нашей веры в возможность усовершенствования этого мира, нашей готовности встретить Мошиаха.

Маленький огонек способен осветить темную комнату. Малейшее изменение в направлении морского течения способно переформировать целый океан. Следующий шаг за нами.

Опубликовано: 22.07.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter