Общая идея изгнания состоит в том, чтобы выявить и поднять искры святости с помощью еврейского народа во все времена и во всех местах изгнания. Как сказано относительно египетского изгнания, что «после этого они вышли с большим достоянием»1, где речь идет об искрах святости, которые евреи забрали с собой из Египта.
Поэтому, сразу после завершения египетского изгнания — когда было уже найдено богатство — вышли поспешно, в одно мгновение2, из Египта. На первый взгляд непонятно: почему такая спешка? Ведь рабство уже закончилось и еврейский народ находится в самом лучшем месте земли? Дело в том, что такой порядок при выявлении и поднятии искр святости: сразу после нахождения драгоценностей нужно вытащить и очистить их.
Такая же ситуация наблюдается во время завершения переборки искр во время последнего изгнания — «Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса»3 — что сразу, когда пришло время — «сразу же будут спасены»4. И еврейский народ выйдет из изгнания и войдут вместе с праведным Мошиахом в «землю, на которую… направлен взор Всевышнего»5 во время истинного и полного освобождения, в ближайшем будущем.
Примечания:
1 Глава «Лех леха» 15:14. См. «Ликутей Сихот» том 3, стр. 823 и далее.
2 «Мехильта» и комм. РАШИ на гл. «Бо» 12:41.
3 Миха 7:15.
4 РАМБАМ, «Законы о раскаянии» 7:5.
5 Глава «Экев» 11:2.