Когда мы занимаемся изучением темы «Мошиах и Освобождение», желательно выяснить для себя, какими основными источниками следует воспользоваться при этом и кто является авторитетом в том случае, когда есть какие-то сомнения или споры.
Как известно, еврейские мудрецы на протяжении многих поколений обсуждали тему прихода Мошиаха, но, в соответствии с выступлениями Ребе, основными источниками являются рабби Моше бен Маймон (РАМБАМ), рабби Моше бен Нахман (РАМБАН) и главы ХАБАДа.
Сказали мудрецы (Иерусалимский Талмуд, трактат «Шабат» 1:2): «Когда человек передает слова от имени их автора, то в этот момент автор как будто стоит перед ним». В этот момент такой человек объединяется с автором данных слов. Хотелось бы отметить, что нужно не только представлять себе образ автора слов, но и задуматься о его личности и путях учебы, что помогает лучше постигнуть его слова.
Учение главы поколения
По близкому к нам порядку, больше всего нас интересует учение Ребе Короля Мошиаха. Вообще, глава поколения является «продолжением Моше в своем поколении», о котором сказали мудрецы «Моше не умер», так как в него облекается душа Моше и через него раскрывается Тора Всевышнего всем евреям. Поэтому для нас — учеников Ребе — самым важным является его учение и открытия в Торе.
Более конкретно, особая важность придается учению Ребе на тему Мошиаха и Освобождения. Есть талмудическое правило («Бехорот» 49б): «Закон устанавливается по мнению Рава в вопросах, касающихся запретов Торы, и по мнению Шмуэля в вопросах имущественных отношений» и объясняется по этому поводу (РОШ на трактат «Бава кама» 4:4), что хотя оба они, Рав и Шмуэль, занимались этими темами, но Рав специализировался на запретах Торы, а Шмуэль — на вопросах имущественных отношений. На основании этого мы можем сказать, что закон следует мнению Ребе в вопросах о Мошиахе.
Как Ребе сказал о себе: «С того самого дня, как я пошел в хедер (в возрасте около трех лет), и даже раньше, в моем воображении стала вырисовываться картина Освобождения еврейского народа из своего последнего изгнания». Мы можем видеть из выступлений Ребе на протяжении всех лет, насколько глубоко он проник в эту тему.
Поэтому именно Ребе является самым большим авторитетом в отношении вопросов о Мошиахе и Освобождении.
Учение глав ХАБАДа
Сказал Баал-Шем-Тов: «Тот, кто знает тайну, заключенную в каждой вещи, может осветить эту вещь». Понятно, что это относится также и к Торе: если человек знает тайну и внутренний смысл какой-то идеи из Торы, он способен постигнуть все ее детали. Когда же речь идет о такой важной вещи, как вера в приход Мошиаха (о чем Ребе сказал, что это «самая общая идея Иудаизма»), то ее невозможно досконально понять без учения хасидизма. Нужно также добавить, что изучая хасидизм мы «пробуем на вкус» Тору Мошиаха. Поэтому при изучении вопросов Мошиаха и Освобождения мы руководствуемся учением глав ХАБАДа.
Учение РАМБАМа
Когда мы изучаем книги Ребе на эту тему, то явно видим, что он основывается на словах РАМБАМа в окончании книги «Мишне Тора», в главе, которая носит название «Законы о Мошиахе». На основании правила, что «нет поколения, в котором бы не было подобного Моше» мы видим, что РАМБАМ (рабби Моше бен Маймон) в своем поколении и был Моше. Можно сказать, что он дал евреям Устную Тору в виде своего труда «Мишне Тора». РАМБАМ является таким авторитетом, на мнение которого можно полагаться во многих областях, особенно в отношении веры и основ еврейской религии. Особенно это касается его законов о приходе Мошиаха, так как РАМБАМ является единственным среди наших мудрецов, кто говорил о Мошиахе и Эре Мошиаха с законодательной точки зрения. Ребе отмечает («Ликутей Сихот» 5:149), что если в отношении какого-то закона комментаторы РАМБАМа (РААВАД, рабби Йосеф Каро и др.) не спорят с ним, это означает, что они согласны с мнением РАМБАМа.
Ребе и РАМБАМ
Нужно сказать, что за 800 лет, которые прошли со времени написания законов о Мошиахе до нашего поколения, слова РАМБАМа оставались «за семью печатями» и многие комментаторы обходили их своим вниманием, пока Ребе Король Мошиах не начал объяснять их понятным языком. Ребе проник в тайну помыслов РАМБАМа и поэтому его комментарии являются решающими.
Когда мы обращаем внимание на объяснения Ребе, то видим любопытную вещь: Ребе комментирует слова РАМБАМа на основе хасидизма, хотя РАБМАМ жил много сотен лет назад до открытия хасидизма. Но самое интересное то, что именно с помощью этого разрешаются все кажущиеся противоречия в словах РАМБАМа.
Еще одна вещь. Слова РАМБАМа о приходе Мошиаха находятся в нескольких местах его труда: в комментарии на Мишну трактата «Санедрин», в 9-й главе «Законов о раскаянии» и в «Законах о Мошиахе» в конце книги, но Ребе обращает внимание только на «Законы о Мошиахе», а если цитирует комментарии на Мишну и «Законы о раскаянии», то только для того, чтобы показать разницу между ними и «Законами о Мошиахе». Можно попытаться объяснить причину этого тем, что основная информация должна находиться именно в «Законах о Мошиахе», а также тем, что «Законы о Мошиахе» ближе всего к хасидскому духу.
Учение РАМБАНа
Как уже говорилось, нет поколения, в котором не было бы человека, подобного Моше. И после РАМБАМа появился РАМБАН (рабби Моше бен Нахман), который также занимался практическим законом и вопросами веры, включая веру в приход Мошиаха.
В его трудах видно, с каким почтением он относился к РАМБАМу, которого называл «рав». Тем не менее, РАМБАН спорил с РАМБАМом на разные темы, включая вопросы об Эре Мошиаха и пробуждении мертвых.
В их разногласиях можно выделить общую идею: РАМБАМ занимался интеллектуальными исследованиями, постижением подлинного достоинства духовного в эмоциональной и разумной сферах, а РАМБАН использовал тайную мудрость. К примеру, одна из важнейших вещей, о которых они спорили, была вечная жизнь в грядущем мире. РАМБАМ говорил о смерти также после того, как встанут мертвые, так как согласно интеллектуальным исследованиям нет никакой пользы в том, что душа находится в ограниченном теле. РАМБАН же полагал, что в Эру Мошиаха после пробуждения мертвых, смерть совершенно прекратится, в соответствии с объяснением каббалы.
Решение разногласий между РАМБАМом и РАМБАНом
Как известно, каббалисты (во главе с АРИЗАЛем) и все главы ХАБАДа, включая Ребе ШЛИТА, следовали мнению РАМБАНа. Ребе объясняет причину этого, что когда речь идет о затрагивающих внутреннюю часть Торы вещах, то закон следует мнению авторитета именно в этой области, в данном случае РАМБАНа.
На первый взгляд, эти слова вызывают удивление, так как сам Ребе неоднократно подчеркивает, что закон в вопросах связанных с Мошиахом выносится именно по мнению РАМБАМа, так как он единственный авторитет, обсуждающий приход Мошиаха с точки зрения законодательной части Торы.
И в частности, так как иногда Ребе поддерживает мнение РАМБАМа о Мошиахе против РАМБАНа. Например, когда речь идет о порядке наступления Освобождения — собрание изгнанников должно произойти именно посредством Мошиаха, как постановил РАМБАМ в «Законах о Мошиахе», хотя РАМБАН в комментарии на «Песнь песней» пишет, что собрание изгнанников начнется до прихода Мошиаха. Причина в том, что РАМБАН написал это как комментатор Торы, а не кодификатор закона.
Здесь есть еще один аспект. Ребе часто повторяет, что Тора является учением истины и все ее части находятся в соответствии друг с другом. Поэтому Ребе постоянно старается исключить кажущиеся противоречия и показать, что на самом деле это различные уровни истинной Торы.
Так можно сказать и в отношении нашей темы. В отношении Освобождения есть различные уровни: внешнее и внутреннее Освобождение, Освобождение тела и души и т.д. Также в самой Торе есть уровни: законодательный уровень, являющийся внешним по отношению к внутренней, тайной ее части. Поэтому в законодательной части Торы объясняется внешняя часть Освобождения, а в тайной части Торы описывается процесс Освобождения на более глубоком уровне. Можно сказать, что РАМБАМ в книге законов объясняет идею Освобождения с внешней, практической стороны, а РАМБАН описывает ее внутренние аспекты. Таким образом видно, что их объяснения не противоречат друг другу, а они дополняют друг друга и составляют цельную картину. Но так как, несмотря на это, есть места, когда РАМБАМ и РАМБАН прямо спорят между собой, то в каждом случае нужно решать по обстоятельствам. Если речь идет о внешней стороне Освобождения, то закон будет именно по мнению РАМБАМа, как единственного авторитета. Но если это связано с внутренним аспектом, то закон будет по мнению РАМБАНа, которой является экспертом в данной области.
Подведем итоги
Изучение Торы на тему Мошиаха и Освобождения начинается прежде всего с объяснений Ребе ШЛИТА, так как он является Моше-рабейну нашего поколения, через которого еврейскому народу раскрываются все аспекты Торы. В особенности, значительный смысл приобретают его обобщения на тему «Мошиах», так как Ребе является экспертом в этой области. Кроме этого, раскрываемое Ребе учение хасидизма освещает все области Торы, в особенности основополагающие идеи Иудаизма. Поэтому, если человек хочет понять что-либо о Мошиахе, он должен прежде всего изучить объяснения Ребе на эту тему.
Объяснения Ребе основываются главным образом на словах РАМБАМа в «Законах о королях», так как РАМБАМ является единственным законодательным авторитетом в данном вопросе. Кроме это, именно РАМБАМ углубился в эту тему и определил веру в приход Мошиаха как одну из основных идей Иудаизма. По своему обыкновению, Ребе объясняет РАМБАМа согласно учению хасидизма, что способствует разрешению возникающих при поверхностном чтении противоречий.
В отличие от него, РАМБАН, по своему обыкновению, объясняет эту же тему с точки зрения каббалы. Ребе старается сгладить возникающие между ними острые углы. В том случае, когда спор между РАМБАМом и РАМБАНом очевиден, иногда Ребе принимает точку зрения РАМБАМа, а иногда — РАМБАНа. Можно сказать, что когда речь идет о внешней стороне Освобождения, то закон будет именно по мнению РАМБАМа, а если это связано с внутренним аспектом — по мнению РАМБАНа.