СБП. Дни Мошиаха! 13 Кислева 5785 г., суббота недели Вайешев | 2024-12-14 11:16

Законы Устной Торы, которые не исчезнут никогда

Гениальное объяснение Ребе Короля Мошиаха о кажущемся противоречии: с одной стороны, согласно постановлению РАМБАМа, заповеди Торы даны нам навеки, а с другой — сказано в Талмуде, что заповеди исчезнут в будущем. Как же это понимать?

Источник: «Двар Малхут» 5752 г. Свободный перевод:Шолем Лугов 29.09.2015 0 3227 мин.

Предлагаем вам гениальное объяснение Ребе Короля Мошиаха о кажущемся противоречии: с одной стороны, согласно постановлению РАМБАМа, заповеди Торы даны нам навеки, а с другой — сказано в Талмуде, что заповеди исчезнут в будущем. Напечатано в «Двар Малхут» под названием «Законы Устной Торы, которые не исчезнут никогда» по беседам Ребе (от второго дня Рош а-Шана, кануна субботы полупраздничных дней Суккот и вечера Симхат-Тора 5752 года).

1. Незыблемость Устной Торы

В предисловии к своему труду пишет РАМБАМ:

Все заповеди, которые даны были Моше на Синае — даны были с объяснениями, как сказано: «И дам Я тебе эти каменные скрижали, и этот закон, и эту заповедь» («Шмот» 24:12); «закон» — это Письменная Тора, а «заповедь» — это объяснения к ней.

И он подробно описывает процесс передачи Устной Торы и ее объяснений великими еврейскими мудрецами из поколения в поколение до нашего времени. И завершает так:

Я счел нужным составить свод законов… что запрещено, а что разрешено, что осквернено, а что чисто от скверны, и также все остальные законы Торы… Чтобы упорядочить Устную Тору и сделать ее доступной для всех, исключить двусмысленность, отрывочность и возможность разных толкований… Чтобы человек не нуждался ни в каком другом сочинении для понимания еврейских законов, так как это сочинение включает в себя всю Устную Тору… Поэтому назвал я этот труд «Мишне Тора» («Следующее за Торой»), так как сначала человек читает Письменную Тору, затем — эту книгу, и из нее узнает всю Устную Тору; и нет ему необходимости читать между ними какую-нибудь другую книгу.

И хотя сочинение РАМБАМа это Устная Тора, «Следующее за Письменной Торой», тем не менее, оно обладает особой значимостью (не только по отношению к другим частям Устной Торы, но и по отношению к книгам Пророков и Писаний), как следует из слов мудрецов (Иерусалимский Талмуд, трактат «Мегила» 1:5) (как постановил сам РАМБАМ в конце «Законов о Свитке Эстер»), что «все книги пророков и все писания в будущем исчезнут в Дни Мошиаха» (кроме Свитка Эстер), а «законы Устной Торы не исчезнут никогда», как и Пятикнижие. Причем Ребе подчеркивает, что речь идет именно о законах, а не обсуждениях по их выводу в Устной Торе.

Таким образом, в вечность Торы — о которой сказано («Фундаментальные законы Торы» 9:1), что это «закон на все времена: нельзя ее изменить, ни убавить от нее, ни прибавить к ней» — включены «законы Устной Торы», объяснения заповедей, с помощью которых мы знаем, каким образом исполнять указания Торы. Ведь как пишет Алтер Ребе (послание 29): «Все остальные заповеди Торы, как предписывающие, так и запрещающие, — становятся раскодированными, ясными и понятными только благодаря Устной Торе». Но это не относится к книгам пророков и писаний, которые не являются дополнением и новшеством по отношению к словам Торы (ведь пророк не имеет права внести что-то новое), а только предупреждают народ, чтобы все исполняли заповеди и не нарушали запреты. Тем более это не относится к обсуждениям в Устной Торе, которые являются только «средством» для выяснения закона — в них также не будет необходимости и поэтому они будут отменены в Эру Мошиаха (когда раскроются тайны Торы, как сказано у пророка Йешаяу (51:4): «(Новая) Тора от Меня выйдет»).

И Ребе открывает нам, что на это намекает РАМБАМ в конце своей книги говоря о приходе Мошиаха и Эре Мошиаха (кроме того, что по простому смыслу — в Дни Мошиаха «снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом, мы будем приносить жертвы, а также соблюдать субботний и юбилейный годы в соответствии с написанным в Торе» — будет исполнение всех законов Торы в полном совершенстве) — так как в это время раскроется совершенство законов Устной Торы, которые никогда не исчезнут (как Пятикнижие), что и является содержанием книги РАМБАМа, который собрал вместе все законы, как об этом говорилось ранее.

Ребе также открывает нам, что с помощью изучения книги РАМБАМа мы ускоряем и приближаем время Эры Мошиаха, когда раскроется достоинство законов, которые никогда не исчезнут.

2. Неужели в будущем исчезнут множество законов Устной Торы?

Ребе говорит, что нужно объяснить идею вечности законов Торы в будущем («Законы Устной Торы, которые не исчезнут никогда»), так как на первый взгляд есть проблема:

Известно («Микдаш Мелех» на «Зоар» I 17б, как приводится в «Ликутей Тора», гл. «Корах» 54г в начале), что правило «закон выносится по мнению школы Гилеля» действует только в наше время, а в будущем закон выносится по мнению школы Шамая, как объяснялось («Книга бесед» 5751 г., том 2, стр. 570-2), что изменение закона произойдет благодаря тому, что когда Санедрин вернется в Иерусалим, то тогда большинством будет принято мнение школы Шамая.

Выходит, что в будущем исчезнут множество законов Устной Торы — все законы, вынесенные по мнению школы Гилеля, будут упразднены, и их заменят новые законы по мнению школы Шамая?

Кроме этого, есть самая большая проблема (так как в отношении законов по мнению школы Гилеля можно было бы объяснить, хоть и с натяжкой, что это не является отменой законов Торы, так как сам закон остается, просто он будет по мнению школы Шамая):

Известно, что по некоторым мнениям «заповеди исчезнут в будущем» — в период пробуждения мертвых (во второй период Дней Мошиаха, а в первый период их исполнение будет в полном совершенстве). Причем речь идет обо всех евреях, а не об отдельных праведниках, которые пробудятся в начале Дней Мошиаха, когда исполнение заповедей будет совершенным, как видно из обсуждения в Талмуде по поводу одежды коэна.

Ведь из ткани, в которой есть запрещенная смесь шерсти и льна, можно делать саван для мертвецов, которые свободны от заповедей. Отсюда рав Йосеф делает вывод, что в будущем заповеди исчезнут, так как эти люди пробудятся в той самой одежде, в которой их хоронили.

А раз во второй период заповеди исчезнут, то выходит, что исчезнут и законы, которые объясняют эти заповеди?

3. Что значит «заповеди исчезнут в будущем»?

Сначала, говорит Ребе, нужно объяснить идею «заповеди исчезнут в будущем» — ведь на первый взгляд это противоречит незыблемости Торы, ведь «ясно сказано и объяснено в Торе, что она — закон на все времена… что все слова Торы заповедано нам исполнять всегда»?

[Ведь выраженная в заповедях воля Всевышнего является вечной и она не зависит и не изменяется от состояния человека и мира.]

И так как Тора — «закон на все времена», то непонятно, как заповеди могут исчезнуть в будущем?

[Ребе РАШАБ объясняет («Продолжение» 5672 г., часть 1, гл. 193), что «воля в отношении заповедей является сущностной и не подвергается изменениям… а то, что сказано о заповедях, что они исчезнут, то это не значит, что они пропадут, не дай Б-г, а только исчезнет их значимость в отношении сущностного Света, который появится в будущем… как свет свечи в дневном свете». Но это объяснение не относится (на первый взгляд) к простому смыслу темы из главы «Нида» (по мнению «Тосафот») в отношении закона о погребении в одежде из запрещенного материала, несмотря на то, что в будущем люди станут пробуждаться из мертвых в той же одежде, в которой их хоронили, так как заповеди исчезнут, то есть не будет запрета на ношения этой одежды в буквальном смысле. Также из сказанного в «Святых посланиях» (п. 26, стр. 145а в конце) следует, что в мире после пробуждения мертвых заповеди исчезнут в буквальном смысле.]

4. О чем идет спор в Талмуде по поводу одежды для умершего?

И чтобы это понять, нужно разобрать тему «заповеди исчезнут в будущем», где говорится об одежде для умершего из запрещенной ткани. По мнению Абайе, речь идет только об оплакивании, но не погребении. А рабби Йоханан считает, что раз сказано (Псалмы 88:6): «Мертвые свободны», то это значит, что мертвые свободны от заповедей.

Ребе говорит, что на первый взгляд это странно:

Указанная рабби Йохананом причина «раз человек умер, он становится свободным от заповедей» действует все время, пока человек мертв. Но в отношении времени после смерти оно неприменимо, ведь тогда человек пробудится из мертвых в той одежде, в которой он был похоронен, и в этот момент он нарушит запрет ношения одежды из запрещенной ткани. Поэтому указанное рабби Йохананом время «когда мертвые» не относится к времени, когда нужно мнение рава Йосефа, что «заповеди исчезнут в будущем».

И самое главное:

В отрывке о пробуждении мертвых (трактат «Санедрин» 90б) приводится доказательство рабби Йоханана, что пробуждение мертвых по Торе, так как сказано (гл. «Корах» 18:28): «И дадите от него приношение Всевышнего Аарону-первосвященнику». Но разве Аарон существует навеки? Ведь он не вошел в Землю Израиля, так как дадут ему приношение? Но Тора учит, что в будущем евреи дадут ему приношение. Отсюда понятно, что по мнению рабби Йоханана заповеди не исчезнут в будущем (а будут исполнять заповедь приношения после пробуждения мертвых). Тогда как сказал рабби Йоханан, что даже хоронить можно в одежде из запрещенной ткани? Ведь когда он пробудится, то будет одет в запрещенной одежде?

5. Исчезнут приказы человеку?

И Ребе объясняет, что слова рабби Йоханана о том, что мертвый становится свободным от заповедей, являются объяснением слов рава Йосефа, что «заповеди исчезнут в будущем»:

Смысл слов «заповеди исчезнут в будущем» относится только к приказам человеку (поэтому используется именно слово «заповеди» — указания людям), когда человек умрет (после завершения своей работы в области исполнения заповедей), то он (человек) станет свободным от заповедей. Это значит, что также в мире пробуждения мертвых (после завершения нашей работы по соблюдению заповедей), на нем не лежит указание соблюдать заповеди. Но существование самих заповедей существует навеки. Не в качестве указаний человеку, а как воля Всевышнего.

И Ребе дает такое объяснение:

Определение «заповеди», указания людям относится только к тому времени, когда человек является самостоятельной сущностью; при этом он становится обязанным исполнять указания Всевышнего и вести себя по Его воле. Но после того, как человек завершил свою работу в области исполнения заповедей и вся его сущность (все его детали) наполнена волей Всевышнего и становится единой (слово «заповедь» на святом языке созвучно слову «объединение») со Всевышним, вплоть до того, что становятся одной сущностью, как сказано, что евреи (с помощью Торы) и Всевышний это единое целое, как это будет на практике и в открытом виде в будущем. Тогда не будет иметь смысла отдавать приказы человеку (так как он не будет отдельной сущностью), а осуществлением воли Всевышнего, которая без всякого сомнения исполнится на практике (само по себе) с помощью сущности заповедей.

[Можно привести пример этому в области материального мира, в котором исполняют заповеди — как сказано, что в будущем плод дерева закричит, что сегодня суббота, если кто-то захочет сорвать его.]

И на основании этого можно объяснить противоречие в словах рабби Йоханана, который считает, что можно хоронить в одежде из запрещенной ткани, так как заповеди исчезнут в будущем, хотя он же учит о пробуждении мертвых из передачи приношения Аарону, который пробудится из мертвых в будущем. Ведь сущность передачи приношения будет также и после пробуждения мертвых, но не в виде приказа человеку, который станет свободным от заповедей (свободным в положительном смысле, что ему не нужны будут больше приказы, так как он не будет отдельной от Всевышнего сущностью, а сольется с Ним).

И поэтому можно хоронить его в одежде из запрещенной ткани, ведь когда он пробудится в будущем, у него не будет этого запрета.

[И можно сказать, что слова РАМБАМа: «Можно делать из запрещенной ткани саван для мертвеца, так как у мертвых нет заповедей» относятся также и ко времени после пробуждения мертвых, когда не будет приказа в отношении этого запрета. Также очевидно, что он не останется одетым в эту ткань, ведь «законы Торы (включая закон о запрещенной смеси в ткани) никогда не исчезнут»]. И он, несомненно, не останется в этой одежде (через мгновение после пробуждения [и также в момент пробуждения он не будет одет в эту ткань как бы само собой (чудесным образом) со стороны воли Всевышнего, заключенной в этом запрете]), но не по приказу, а сам собой — со стороны воли Всевышнего (которая раскрывается и проявляется с помощью запрета) этой ткани.

На основании этого можно прояснить слова Ребе РАШАБа, объясняющего идею исчезновения заповедей в будущем, что «это не значит, что они пропадут, не дай Б-г, а только исчезнет их значимость в отношении сущностного Света, который появится в будущем» также по простому смыслу Талмуда в отношении похорон в запрещенной одежде — что исчезнет значимость указания человеку о запрете смеси шерсти и льна в ткани в свете этого запрета со стороны сущностной воли Всевышнего.

6. Заповеди и Тора

Для более четкого понимания нужно добавить, что это подчеркивается в использовании слов в этих двух фразах, которые на первый взгляд противоречат друг другу — «заповеди исчезнут в будущем» и «законы Торы… не исчезнут никогда»:

Различение между Торой и заповедями таково, что определение заповеди это приказ человеку как вести себя в мире — есть существование человека и мира, а заповеди являются указаниями для человека как вести себя в мире [выходит, что хотя по своей сути эти указания не для пользы человека и мира (будучи волей Всевышнего), тем не менее, они имеют отношение к человеку и миру, так как воля направлена на них]. А Тора это «скрытая мудрость… перед тем, как был создан мир» и законы Торы не являются указаниями для человека и мира (ведь этот уровень относится к времени до того, как был создан мир), а воля Всевышнего, как она в Его Сущности, «Я себя записал и отдал», не относится ни к чему, кроме Него.

[Как пишет Алтер Ребе в книге «Тания» (гл. 5): «Даже если этого никогда не было» о частностях в законе, которых нет в реальности, как город, в котором евреи совратились к идолослужению. И Ребе объясняет, что в подобных вещах проявляется истинная суть законов Торы, которые выше мира и с их помощью раскрывается, что это относится ко всем законам Торы.]

Теперь понятно, почему «заповеди исчезнут в будущем», а «законы Торы… не исчезнут никогда» — ведь в будущем человек и мир поднимутся на уровень выше мира и поэтому относящиеся к миру заповеди исчезнут в будущем, а законы Торы, которые не относятся к миру, не исчезнут никогда.

И нужно сказать, что объяснение слов «назавтра получить награду» таково, что в исполняющем заповеди еврее раскроется истинная суть заповедей, как они в Торе, которая выше мира, и вся суть мира в том, что в нем исполняется на деле воля Всевышнего.

8. Как исполнится спор между Шамаем и Гилелем?

Теперь можно понять, что и законы школы Гилеля (в тех случаях, когда с ними спорили ученики школы Шамая и закон был вынесен по мнению школы Гилеля, а в будущем закон станет по мнению школы Шамая) не будут никогда отменены:

Сначала нужно понять сказанное в «Трактате отцов» (5:17): «Всякий спор во имя небес в конце осуществляется… это спор Гилеля и Шамая», что на это возразили — как можно сказать о споре, что он осуществляется? Ведь возможно осуществить только одну из спорящих сторон? И объяснили так, что «эти и те — слова живого Б-га», поэтому у мнения Шамая также есть корень в высших мирах, только закон не выносят по этому мнению. Но Алтер Ребе говорит, что это объяснение недостаточное, так как сказано «в конце осуществляется». И объясняет АРИЗАЛ, что в будущем, во время Мошиаха, закон станет по мнению школы Шамая и это значит, что он исполнится в буквальном смысле.

Но Ребе спрашивает, что также согласно объяснению АРИЗАЛа слова «в конце осуществляется» относятся только к мнению Шамая (когда закон станет по их мнению), а не к самому спору между Шамаем и Гилелем, ведь когда осуществится мнение Шамая посредством того, что будет вынесен закон по их суждению, автоматически прекратится мнение Гилеля.

И еще, что самое главное: как может быть, что прекратится закон согласно Гилелю после того, как еврейский народ вел себя так в течение всех поколений?! Ведь это огромный спуск, противоречащий правилу «увеличивать в области святости» и тем более в Дни Мошиаха!

Ребе объясняет, что слова АРИЗАЛа (что в будущем закон станет по мнению Шамая) относятся к первому периоду Эры Мошиаха, но во втором периоде, когда пробудятся мертвые и заповеди исчезнут, исполнится спор между Шамаем и Гилелем — закон будет по их мнениям вместе.

9. В конце концов закон будет по мнению Шамая и Гилеля вместе

Ребе объясняет это так:

Разногласия между школой Шамая и Гилеля (когда одни запрещают, а другие разрешают — вплоть до того, что «Тора стала как бы двойной») относятся только к такому уровню законов Торы, на котором они представляют из себя указания человеку для его служения в материальном мире. И так как при этом подчеркивается идея существование как человека, так и мира, а со стороны творения есть два направления — добро и строгость, то поэтому также в воле Всевышнего (на этом уровне) есть два направления.

Но если рассматривать законы Торы, как они есть на самом деле, когда они даются не для того, чтобы влиять на мир, а как проявление самостоятельной воли Всевышнего — то также и различные мнения в области законов Торы являются «одной Торой», данной нам одним Творцом. Ведь благодаря возможности объединять все, Творец включает не только разрешение и запрет, но и их объединение, так как всемогущий Творец может одновременно раскрыть в материальном мире и разрешение, и запрет.

От этого зависит различие в вынесении закона при споре Шамая и Гилеля — в наше время (закон по мнению Гилеля), в Эру Мошиаха (по мнению Шамая) и после пробуждения мертвых (по мнению обоих):

Во время выполнения заповедей, включая наше время, а также в первый период Эры Мошиаха (перед пробуждением мертвых), когда исполнение Торы и заповедей будет в совершенстве — так как главным образом подчеркивается действие в мире, со стороны рамок нашего мира практический закон обязан следовать одному мнению, а второе исполняется духовно: в наше время — закон по мнению Гилеля, а мнение Шамая в духовном смысле; в Эру Мошиаха — закон по мнению Шамая, а мнение Гилеля в духовном смысле.

Но после этого времени, когда получают награду в мире после пробуждения мертвых, когда «заповеди исчезнут в будущем» и пропадет определение приказов человеку, а останется только их истинная сущность — воля Всевышнего — закон будет по мнению Шамая и Гилеля вместе, так как в мире раскроется воля Всевышнего, как Он по своей сути объединяет противоположные вещи.

10. Намеки РАМБАМа о втором периоде и цели творения

Все это можно связать с тем, что пишет РАМБАМ об Эре Мошиаха в конце своей книги:

Сначала Ребе объясняет причину порядка разделения законов в последней главе, где после того, как РАМБАМ описывает подробности Эры Мошиаха (в 3-х первых законах) и завершает (в 4-м): «Мудрецы и пророки желали прихода дней Мошиаха... чтобы быть свободными и посвятить себя изучению Торы и мудрости... чтобы удостоились они жизни в грядущем мире», он добавляет (в последнем законе) новую идею: «В те дни не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, ибо блага земные будут в изобилии‚ и всевозможных яств будет столько, сколько есть на свете праха земного. И весь мир будет занят только познанием Всевышнего. И потому станут все сыны Израиля великими мудрецами, и будет ведомо им тайное‚ и постигнут они мудрость Творца своего, насколько это в человеческих силах, как сказано: „Ибо наполнится земля знанием Г-спода, как море полно водою“». И можно сказать, что в последнем законе он добавляет (коротко и намеком) также и о втором периоде Эры Мошиаха, когда произойдет изменение заведенного в мире порядка, начиная с глобального изменения во время пробуждения мертвых (см. «Книгу бесед» 5751 г., том 1, стр. 98).

И на основании упомянутой выше разницы между Эрой Мошиаха и периодом после пробуждения мертвых, что в Эру Мошиаха будет совершенство работы по исполнению заповедей, приказов человеку, а в период после пробуждения мертвых эти приказы исчезнут и раскроется их истинная суть, — можно сказать, что на это намекает разделение двух последних глав и их текст:

В 4-ом законе он пишет: «Мудрецы и пророки желали прихода дней Мошиаха... чтобы быть свободными и посвятить себя изучению Торы и мудрости... чтобы удостоились они жизни в грядущем мире, как это было объяснено в „Законах о раскаянии“», где подробно объясняется, что все блага этого мира вплоть до их совершенства в Эру Мошиаха — нужны ради совершенства исполнения Торы и заповедей, чтобы удостоится получения награды за заповеди в будущем мире. А в 5-м законе, где РАМБАМ добавляет новую идею в отношении «тех дней», которые будут во втором периоде, он не пишет, что это для какой-то цели.

Ребе объясняет это так:

Так как в первый период Эры Мошиаха есть указания человеку, то подчеркивается в основном польза для человека, достигаемая с помощью исполнения этих заповедей. Во второй же период, когда пробудятся мертвые и не будет больше указаний, а раскроется их истинная идея, что это воля Творца, и когда человек и мир достигнут своего совершенства и «весь мир будет занят только познанием Всевышнего», то понятно, что это состояние не является для чего-то, а оно само есть цель.

В конце Ребе открывает нам поразительную вещь: мы думали, что существует спор между РАМБАМом и РАМБАНом в отношении того, что является целью — духовный мир, рай (по мнению РАМБАМа) или материальный мир после пробуждения мертвых (по мнению РАМБАНа).

Ребе говорит, что также по мнению РАМБАМа основная идея и совершенство получения награды это мир после пробуждения мертвых (как постановлено в учении хасидизма), только он не написал об этом прямо, как он также не написал прямо о втором периоде Эры Мошиаха, когда пробудятся мертвые, так как цель его книги: «Чтобы все законы были открыты каждому, ребенку и взрослому, в отношении всех заповедей» реализуется в первый период. Несмотря на это, так как истинная цель его сочинения это «законы Торы» как воля Творца, поэтому в последнем законе РАМБАМ намекнул на существование мира после пробуждения мертвых, когда раскроется истинная идея законов Торы, что они не для человека, а это «мудрость Творца», когда человеческая и мирская сущность полностью облекается знанием Всевышнего, как море полно водою.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter