Мы знаем, что мамзер не может связываться узами брака с евреями, как сказано («Дварим» 23:3): «Да не войдет мамзер в общину Всевышнего…».
Возникает вопрос: будет ли отменен этот запрет во время Освобождения и тогда мамзер сможет войти в общину Всевышнего? На этот счет есть в Талмуде («Кидушин» 72б) несколько мнений.
Рабби Йоси считает, что «Мамзеры… очистятся в грядущее время». Он приводит намек, как сказано (Йехезкель 36:25): «И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей; и от всех идолов ваших очищу вас». Здесь упоминается два вида очищения — очищение от всякой скверны и очищение мамзера.
Рабби Меир возражает на это и говорит, что запрет мамзеру вступать в брак с евреями не будет отменен. Он также приводит намек, как сказано (Захария 9:6): «И жить будут мамзеры в Ашдоде». Эти слова относятся к времени Освобождения и из них следует, что и в это время мамзеры будут находиться в отдельных местах.
РАМБАН цитирует Талмуд, что закон установлен по мнению рабби Йоси и сам делает такой же вывод. Но автор книги «Ор заруа» (1:608) цитирует другое место из Талмуда («Йевамот» 17а) из которого следует, что закон установлен по мнению рабби Меира и сам делает такой же вывод.
Промежуточное мнения высказывают РАН и РОШ. Они считают, что закон установлен по мнению рабби Йоси, то есть мамзеры очистятся, но с другой стороны запрет мамзерам вступать в общину Всевышнего будет актуальным также в Дни Мошиаха. Как это понимать? Они считают, что разрешение будет дано только тем мамзерам, которые ассимилировались среди еврейского народа и не знают, что они мамзеры. Во время Освобождения станет известно генеалогическое древо каждого человека, но забытые свидетельства о мамзерах не станут достоянием гласности.
Также постановил РАМБАМ («Законы о королях» 12:3): «В дни Мошиаха, когда укрепится его королевство и соберутся к нему все евреи, он выяснит родословную каждого из них, благодаря пророческому дару, которым наделен… Однако, были ли среди предков кого-то из принятых в общину мамзеры или рабы, он не будет сообщать, ибо закон гласит, что такой человек может быть принят в общину».
Источники: комментарии РОШ, РАМБАН и РАН на РИФ глава 4 в начале; «Книга заповедей» РАМБАМа 354-я заповедь «не делай»; ХИНУХ, заповедь №560; Мордехай на трактат «Йевамот» п. 97; «Бейт Йосеф» раздел «Эвен аЭзер» п. 2, «Шулхан Арух» и РАМА там, п. 65.