В эти дни, когда многие покупают светильники на праздник Ханука, а дети в школах и детских садах рисуют и изготовляют разнообразные светильники, очень важно подчеркнуть желание Ребе Короля Мошиаха, чтобы светильник был треугольной формы, а не полукруглой!
Трудно найти более четкие и однозначные выражения Любавичского Ребе שליט"א, как те, которые связаны с изображением полукруглой Храмовой меноры. Источником появления этого изображения является менора, выгравированная на арке Тита в Риме, эта арка, как известно, была сделана в память о Тите-злодее…
Все началось летом 1982 года. Ребе тогда на хасидском собрании посвятил много времени обширному объяснению подробностей формы ветвей светильника, который стоял в Храме, и доказал, что он должен быть треугольной формы, как объясняется у РАШИ и у РАМБАМа, и как видно на рисунке РАМБАМа, который был найден в то время. Ребе не обошел своим вниманием вопросы и разные системы, существующие в этой теме, и одна за другой оспорил их всех, включая вопросы, возникающие из-за сокрытий изгнания.
Кроме глубокого алахического объяснения, касающегося ветвей светильника, были также практические указания. Ребе увидел в изменении формы светильника еще один этап в отделении еврейского народа от тьмы изгнания и порабощения. Ребе связал полукруглые светильники с изгнанием и тьмой, и напомнил про то унижение и неприятности, причиненные евреям той самой аркой Тита.
Представим себе, как Ребе в канун Освобождения хочет сжечь стену изгнания, стереть любое напоминание об ужасном прошлом и о Тите, да сотрется его имя. Полукруглые светильники — это символ того прошлого изгнания.
И так сказал Ребе (Ликутей Сихот том 21, стр. 171, свободный перевод):
«Обычное изображение светильника с шестью полукруглыми ветками пошло от изображения, которые высекли неевреи на арке в честь победы Тита. Когда Тит-злодей разрушил Храм, он повелел забрать храмовые сосуды из Храма и принести их в Рим и в честь этого злодея построили в Риме арку победы, носящую его имя. На ней изобразили, как выносят храмовую утварь и среди нее менору у которой шесть полукруглых ветвей».
Ребе продолжил объяснение того, что это было сделано с целью возвысить и возвеличить Рим и унизить еврейский народ:
«Кроме того, что изображение меноры на арке совсем недостоверное, оно было сделано для того, чтобы показать и подчеркнуть контроль римских властей над евреями, не дай Б-г, до такой степени, что в нескольких местах высекли на камне слова: «пленные евреи» и были времена, когда евреев заставляли приходить к этой арке и смотреть, что там написано и нарисовано, чтобы еще больше их унизить».
Ребе увидел в этом не только алахическую проблему, что изображение полукруглых ветвей меноры это не по еврейскому закону, но также, что такая менора это символ, олицетворяющий Тита и все то унижение, которое евреи вытерпели в том изгнании а это прямая противоположность того, что должна олицетворять менора.
Также стоит обратить внимание на следующие слова Ребе:
«Из этого следует, что полукруглое изображение светильника должно вызывать у евреев стоны вдобавок к тому, что это прямая противоположность РАШИ и РАМБАМу, а также и из-за того, что это напоминание изображения на арке Тита, сделанного специально для унижения евреев и причинения им страданий.
Вместо того, что изображение светильника должно напоминать евреям про его задачу, что он должен быть светом для других народов, изображают и делают светильники, которые являются полной противоположностью этого символом того, что римляне победили евреев, не дай Б-г».
Хасиды увидели в этих словах Ребе еще один знак того, что Ребе прокладывает дорогу к Освобождению, снимая еще одну завесу изгнания с еврейского народа.
В тот период, в который была сказана беседа, была найдена по чудесному Божественному провидению, рукопись РАМБАМа, в которой была нарисована менора с прямыми ветвями, образующими треугольник.
Ребе Король Мошиах не остановился на этом и сказал, что светильники, которые изготовляются для праздника Ханука стоит сделать их с прямыми ветвями, образующими треугольник. Ребе подчеркнул, что в этом случае нет никакой опасности сделать сосуд, похожий на храмовую менору, потому что в ханукальном светильнике восемь ветвей, а в меноре — семь.
Эти слова Ребе распространились по всему свету. Тысячи посланников и хасидов ХАБАДа начали строго соблюдать, чтобы у ханукального светильника были прямые ветви, образующие треугольник с целью напомнить изображение чистой храмовой меноры и искоренить образ позорного изображения на арке Тита, так как по словам Ребе, сказанным в продолжение этой беседы, это изображение связано с идолопоклонством! И поэтому, в тысячах городов мира посланники Ребе установили гигантские светильники, прямые ветви которых образуют треугольник, и так это продолжается до сих пор.
Как многие другие вещи, который говорил Ребе, и которые были в новинку, также и эти слова про менору вызвали бурю эмоций. Многие не понимали этого, многие говорили, что это новшество хабадников.
На эту бурю Ребе Король Мошиах ответил однажды, когда мимо него прошел во время раздачи долларов раввин Шалом Штейнберг, который издал Пятикнижие. Он открыл Ребе страницу, на которой поместил рисунок меноры с прямыми ветвями. Ребе ответил с улыбкой: «Вы, наверное, знаете, что из-за этого вас будут критиковать».
Сейчас мы начинаем видеть переворот в мышлении даже в тех кругах, которые не могли понять слова Ребе. Если несколько десятков лет назад отношение к изображению меноры на арке Тита было, к сожалению, как к закону, полученному Моше на горе Синай, даже среди Богобоязненных евреев, и даже среди ученых, то сегодня большинство, включая исследователей, отвергают и не считают правдивым это изображение.
Возникает вопрос: если у меноры, которую доставили в Рим были прямые ветви, образующие треугольник, то почему на арке Тита ее изобразили полукруглой?
На это также ответил Ребе Король Мошиах, сказав, что речь идет о другой меноре, у которой было некоторое сходство с храмовой. Ребе сказал, что были люди, которые изготовляли меноры, похожие на храмовую, которая обладала огромной важностью. И в частности так поступали идолопоклонники. По этой причине на меноре Тита изображен дракон, — символ идолопоклонников, как сказано у мудрецов: «Тот, кто находит сосуды с изображением солнца, луны или дракона должен выбросить их в Мертвое море».
После проведенных исследований было доказано, что даже с точки зрения изобразительного искусства, еврейское изобразительное искусство базируется на прямых линиях и треугольниках, — а нееврейское на кругах и полукругах.
Также многие ошибаются, считая, что арка Тита была построена при жизни Тита, хотя она была построена через многие годы после его смерти, и поэтому брать ее за образец, ошибочно.
После того, как Ребе затронул тему изображения меноры, поступило много вопросов от разных людей, мудрецов Торы, историков и ученых.
Один из вопросов был: почему в древних рукописях мудрецов Торы и в книгах кабаллистов мы находим полукруглые меноры? На это Ребе ответил, что при археологических раскопках часто обнаруживаются вещи, не соответствующие еврейскому закону, как например, круглые тфиллин, и что наука не может изменить еврейский закон, более того, сама наука часто меняет свое мнение, признавая, что вещи могут быть не такими, какими кажутся на первый взгляд.
Сегодня «Институт Храма» в Иерусалиме изготовляет сосуды подобные тем, что были в Храме из чистого золота и серебра, как подготовка к строительству Храма. На протяжении многих лет у них была полукруглая менора. Но по Божественному провидению, десять лет назад руководители института решили изготовить новую менору для Храма согласно системе РАМБАМа с прямыми ветвями. Эта менора вылита из чистого серебра, и она пригодна для службы в Храме. Поэтому прямо сейчас, когда будет построен Третий Храм, первосвященник сможет зажечь свечи.
Рав Менахем Маковар, один из руководителей института, заметил интересную вещь, что разница между круглым и прямым, это разница управления миром. Круг символизирует природу, а прямое символизирует такое управление миром, которое выше рамок природы.
Слова Ребе также привели к изменению светильника, который зажигали из года в год на праздник Ханука в «770». Следуя правилу: «то, что он повелевает другим, он делает сам», в той беседе Ребе также упомянул и светильник, находящийся в «770».
После этого Хаим Ниселевич, сегодня преподаватель в иерусалимской йешиве, а тогда простой ученик, захотел изменить большой светильник и исполнить желание Ребе. Вот что рассказывает рав Ниселевич об изготовлении нового светильника:
— После месяца Тишрей 5743 года, я начал думать, что еще немного и наступит праздник Ханука, и надо что-то сделать с большим светильником. За два месяца до этого, Ребе говорил про ветви светильника, который зажигают в 770. Эти слова Ребе укрепили во мне ощущение, что это необходимо изменить. Тот факт, что Ребе посередине лета упомянул подробности светильника в 770, дал мне ощущение того, что Ребе дает время приготовить другую ханукию...
Я обратился к моему хорошему другу, Залману Шарфу, и мы начали советоваться, стоит ли начинать это, ведь неизвестно, что из этого выйдет. Но мы решили, что начнем действовать, и будь, что будет! Мы хорошо изучили то, что собирались делать, вплоть до малейших мелочей, и после того, что точно знали, что мы хотим, обратились к Гершелю Пекеру, еврею из Англии и профессиональному литейщику, который жил неподалеку и спросили его мнение. После некоторых раздумий, он сказал, что можно сделать большой светильник со всеми деталями, перечисленными в Торе, с чашечками и бутончиками, и понятное дело с прямыми ветвями, только что будет у нее восемь ветвей, а не семь, как сам Ребе отметил в беседе.
Когда мы обратились к Гершелю, оставалось всего четыре дня до Хануки. Проект был огромным, а время минимальным. Мастер работал десять дней подряд и две долгие ночи. Это была особенная работа, которая велась с необычайным воодушевлением. Стоимость светильника достигла 3000 долларов, солидная сумма в наши дни, а тогда тем более. Мы обратились к меценату Мордехаю Нагелю, и он с радостью дал нам денег на исполнение желания Ребе.
Когда наступила первая ночь Хануки, а светильник все еще не был готов, нами овладело отчаяние. Мы взяли еще несколько парней и по ночам работали в мастерской Пекера, чтобы приблизить окончание работы.
Я хорошо помню, как мы расстроились, когда наступил первый вечер Хануки, и на возвышение поставили большой светильник, и я знал, что Ребе хочет другой светильник, с прямыми ветвями. Я утешил себя, что еще несколько дней, и он будет готов.
В конце концов, огромная работа была завершена. Светильник был большой и красивый, покрытый чистым золотом. Работа закончилась только к зажиганию шестой свечи Хануки. Ученики йешивы принесли светильник в «770» вечером и поставили ее на возвышение за несколько минут до прихода Ребе. Сотни человек стояли вокруг и смотрели на нее с удивлением. Хаим вспоминает, что напряжение было огромным. Они не знали, как Ребе отреагирует на это, понравится ли ему светильник, или он скажет вернуть на место старый.
Когда Ребе вошел в большой зал, он сразу же обратил внимание на новый светильник, и пока поднимался на возвышение, устремил на нее долгий взгляд. Когда Ребе пришел на свое место и дал знак начинать молитву, парни не знали, что означает этот взгляд Ребе, но вдруг Ребе повернулся к светильнику и осмотрел его сверху донизу и снизу доверху. И здесь все присутствующие были свидетелями удивительной вещи: на протяжение молитвы, когда только была возможность, Ребе оборачивался и смотрел на светильник...
После молитвы зажгли свечи, и после этого Ребе поднялся к себе в комнату. Когда после этого спросили у одного из секретарей, какой была реакция Ребе, он ответил, что на лице Ребе было огромное удовлетворение. Мы очень обрадовались, что смогли доставить Ребе удовольствие!
Гершель Пекер вспоминает, что в ближайшую субботу вечером, когда Ребе вышел после молитвы в коридор, и он стоял там вместе с сотнями других хасидов, Ребе вдруг повернулся к нему и с необычайно возвышенным выражением лица пожелал: «Гут шабес» и Гершель почувствовал, что так Ребе благодарит его за работу...