В конце книги «Законы о королях» пишет РАМБАМ: «В те дни... станут все сыны Израиля великими мудрецами, и будет ведомо им тайное‚ и постигнут они знание Творца» и завершает, что это будет «по человеческим силам».
Возникает логичный вопрос: что имел в виду РАМБАМ, добавляя слова «по человеческим силам» — ведь человеческие силы ограничены, а знание Творца безгранично? Разве нет в этом противоречия?
Объясняет Ребе Король Мошиах, что РАМБАМ хотел подчеркнуть, что все эти раскрытия в будущем относятся к человеческим силам. Как это понимать?
Как известно, Всевышний и, следовательно, «знание Творца» не ограничены. Человек же является ограниченным по Торе. К примеру, в «Законах о микве» РАМБАМ пишет, что все тело человека можно погрузить в определенное количество жидкости. И это будет актуально также и в будущем.
Но то, что человек сможет познать бесконечное знание Творца, будет относится к самому человеку. Ведь дальше РАМБАМ цитирует пророчество Йешаяу (11:9) и пишет: «Как сказано: „Ибо наполнится земля знанием Творца, как море покрыто водою“».
Эта аллегория не случайна. Слова «море покрыто водою» говорят о том, что раскрытие «знания Творца» на земле (в человеке) произойдет на уровне выше ограниченных сосудов (постижение), то есть не так, что весь сосуд полон «водой» (мудростью Творца), а вода заливает сосуд и, более того, полностью покрывает его.
Но, тем не менее, также и это раскрытие относится к «земле», которая будет полна таким образом, что она будет «покрыта»; поэтому это аспект разума («знание»), а не вера. И в самом разуме речь идет о знании (которое спускается в самую глубь человеческого разума).
Но как могут произойти эти две абсолютно противоположные вещи? На это намекает РАМБАМ, когда добавляет слова «как сказано» — оказывается, это возможно со стороны Торы: так как Тора и Всевышний это одно целое, то в ней и с ее помощью происходит раскрытие силы ничем не ограниченного и всемогущего Всевышнего.
И подчеркивает РАМБАМ, что это будет «по человеческим силам» — что хотя объединение ограниченного разума человека и бесконечного знания Всевышнего произойдет с помощью аспекта всемогущества Всевышнего, но это связано с «человеческими силами». То есть именно благодаря этой возможности Всевышнего ограниченный разум человека сможет вместить бесконечное знание Творца.