СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 08:15

«Уничтожит Он смерть навеки» или Переход к вечной жизни без перерыва

Ребе сообщает, что наше поколение переходит к вечной жизни без всякого перерыва. Нужно понять, ждём ли мы наступления этого периода в скором будущем или можно сказать, что вечная жизнь уже наступила, а мы ещё не достигли уровня, чтобы удостоиться увидеть это?

Перевод: Шолем Лугов 10.01.2022 2342 мин.

Вступление

Среди всех пророчеств об эпохе, которая называется Дни Мошиаха, есть одна вещь, затрагивающая струны души человека более всего. Хотя пророчества о том, как «волк будет жить рядом с агнцем» или «все бесплодные деревья Земли Израиля будут давать плоды» является чудесами в наших глазах, а видение спускающегося с небес Третьего Храма также не менее удивительное явление, но, по правде говоря, идея вечной жизни превосходит самые смелые фантазии.

Когда мы говорим «вечная жизнь», то имеем в виду жизнь души в теле, как об этом сказано в хасидизме. Отсюда понятно, что пребывание души в раю после смерти человека не является вечной жизнью. Вечная жизнь наступает после пробуждения мертвых, когда душа облекается в тело и остаётся в нем навеки.

Тело в грядущем мире будет очищенным и возвышенным, намного выше уровнем, чем то низменное состояние, в котором пребывает тело сегодня. Оно станет подобным телу первого сотворенного Всевышним человека — Адама, который сам находился в Раю душа в теле. Более того, внешний облик тела («хицониют»), который мы видим сейчас, появился только после греха Адама, а настоящее тело еврея — это его внутренний облик («пнимиют»), к которому не относится исчезновение.

Неоднократно в своих выступлениях Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах сообщает, что наше поколение переходит к вечной жизни без всякого перерыва. Нужно понять, ждём ли мы наступления этого периода в скором будущем или можно сказать, что вечная жизнь уже наступила, а мы ещё не достигли уровня, чтобы удостоиться увидеть это?

1. Одеяние души — одежда из света и одежда из кожи

У человека есть необходимость носить одежду. Уже в начале Творения, когда Адам согрешил и был изгнан из Рая, сказано («Берейшит» 3:21): «И сделал Г-сподь Б-г для Адама и для его жены платья накожные и облачил их». Но ещё до греха у них были одеяния более высокого уровня — платья из света. [Слова «кожа» и «свет» произносятся практически одинаково — «ор», а пишутся по-разному — через «айн» и «алеф»].

Как пишет об этом ШЛА (в гл. «Тэце» и «Экев»):

Адам был сотворен в одеянии из света. Он весь сверкал. После этого, когда он принес в мир темноту, его кожа почернела и он облачился в одежду из кожи... в кожу тела, которое стало вещественным.

Одеяние из кожи не существует вечно (см. эссе «Уничтожит Он смерть навеки» том 2, стр. 277):

Одеяние из света превращается в одеяние из кожи для того, чтобы человек мог очистить материю и возвратить ее в область света.. Тогда человек будет как Адам перед грехом в одежде из света, в которой он вступит в вечную жизнь.

Перед вступлением в вечную жизнь человек должен восполнить свою миссию в этом мире. А для того, чтобы понять ее смысл, он должен разобраться, что же представляют собой одежды из кожи, которые надеты на нем, так как работа с искрами святости заключается в «обработке кожи». С помощью этого человек удостаивается вечной жизни, настоящей жизни.

Тело человека в материальном мире носит название «змеиная кожа» (см. «Тания» гл. 47), но это только облачение, как объясняется в каббале и хасидизме (см. «Врата святости» р. Хаима Витала). Кожа тела, которую мы видим, является следствием духовной нечистоты змея, которую он наложил на Хаву. В этом заключается сущность всего, что мы видим глазами: одеяние оболочек, которые покрывают настоящую материальность. Как об этом пишет Ребе РАШАБ («Торат Шолом» Ребе РАШАБа стр 211):

То, что мы видим своими глазами в виде материи, на самом деле является соединением, от которого следует избавиться, снять ее с себя. А материальное тело, которое будет в будущем, это не то, что мы видим сейчас, так как это является следствием греха Древа Познания...

Праведникам известно, что одежда из кожи является внешней, поэтому у праведника, в соответствии с его достоинствами, нет связи с этой одеждой. Но тот, кто ещё не достиг такого уровня, ощущает эту одежду на своём теле и не может различить между одеждой из кожи и самим собой.

2. Смысл облечения души в тело

Облечение души в материальное тело в нашем мире необходимо для работы по выборке искр святости. Как пишет Алтер Ребе («Тора Ор» гл. «Вайешев» 27г): «Известно, что есть намерение очистить 288 искр, после чего придёт Мошиах». Цемах-Цедек объясняет («Ор а-Тора» гл. «Тэце», стр. 883), что количество дней жизни человека в этом мире зависят от количества искр, которые он должен перебрать. Душе дается определенное время для того, чтобы спуститься в тело для нужд животной души на время, за которое нужно отделить от духовной нечистоты искры святости. Когда заканчиваются все искры, подходит к концу жизнь человека и в тот же день он умирает.

Когда душа завершает свою деятельность, больше нет необходимости для неё находиться в «змеиной коже» — теле человека. Но также нет необходимости оставить тело, так как есть возможность дополнительной работы (см. «Двар Малхут» гл. «Ваэра» п. 7).

Идея в том, что после завершения работы с искрами душе не требуется больше вещественное тело (важно отметить, что вещественное тело это не материальное тело), как только что родившемуся ребенку не требуется плацента, которая окружает его в течение девяти месяцев беременности, ведь после родов плацента становится ненужной (см. «Шаарей Ора» раздел «Пурим» 88а).

[В книге «Тания» (гл. 49) сказано: «...вещественное тело, по своей вещественности подобное телам неевреев», но не сказано «...материальное тело, по своей материальности подобное телам неевреев», так как материальное тело еврея отличается от тела нееврея благодаря очищению тела (из плоти и крови) с помощью кошерной еды... ведь вещественность находится на самом нижнем уровне... (см. «Двар Малхут» гл. «Берейшит» п. 3) и т.п. См. также «Ликутей Сихот» том 7 (беседа 10 Швата), что внешний аспект тела, который похож на тело народов мира, может исчезнуть, тогда как внутренний аспект тела не исчезает].

Для наших глаз завершение работы и уход из этого мира представляется чем-то отрицательным, не дай Б-г. Но на самом деле это не перерыв, а продолжение жизни в виде настоящей, вечной жизни в чистом теле. Это называется «вознесение» («исталкут») и «радость свадьбы» («илула»). Второе — со стороны самого праведника (и связанных с ним людей), а первое — со стороны тех, кто находится ниже уровнем и ещё не имеет представления об этом. Поэтому Ребе ШЛИТА сказал про Ребе РАЯЦа (суббота гл. «Хукат» 5710 г.):

Что касается Моше-рабейну и его распространение в каждом поколении до Моше нашего поколения, моего тестя и учителя — также и сейчас он находится и светит как и прежде. И если бы мы пошли вместе с ним, то увидели бы, что он светит в полную силу как прежде (даже напротив, в более возвышенной форме). Но так как он поднялся выше и выше, а мы (не пошли вместе с ним и) остались на своём месте, он не видим для наших физических глаз.

3. Завершение работы и отсутствие нужды в материальном мире

Теперь становится понятно, почему вознесение многих праведников произошло в относительно молодом возрасте. Например, АРИЗАЛ, которому было всего 38 лет. Или Алтер Ребе, который отошел в лучший мир раньше срока во время войны с французами, убегая от Наполеона. У Ребе МААРАШа был сын р. Авраам-Сендер, который скончался в раннем возрасте. Ребе объяснил о нем так (беседа 20 Менахем-Ава 5712 г., п. 8-10):

Известна история о вознесении Алтер Ребе — что в результате ошибки в пути, сделанной на перекрёстке, Алтер Ребе отошел в лучший мир до своего срока. Сын Ребе МААРАШа, р. Авраам-Сендер — который был очень одаренным ребенком и Цемах-Цедек любил играть с ним — умер в возрасте восьми лет. Незадолго до этого он сказал, что Алтер Ребе придёт, чтобы быть вместе с ним. Душа р. Авраам-Сендера была душой Алтер Ребе и он прожил столько лет, сколько было отнято у Алтер Ребе.

Мы видим, что годы жизни праведников соответствуют времени их работы и они не остаются в этом мире больше выделенного для них времени, как Ребе объясняет там же:

Человек умирает в постели в предназначенное для него время, когда он завершил всю свою работу в течение всей жизни (поэтому ему были дано определенное число дней и лет в соответствии с необходимостью совершить те исправления, ради которых он пришёл в наш мир).

Но при такой смерти есть возможность, что во время вознесения праведника противоположная святости сторона захватила часть святости, поэтому «мы видели у некоторых еврейских мудрецов, что они отошли в лучший мир до срока... так как благодаря очищению души (они удостоились и) их вознесение было ускоренным — они скончались вдруг... чтобы силы зла не смогли захватить ничего из области святости» (см. там же).

Оказывается, что нахождение души в материальном и вещественном теле нашего мира нужно по необходимости, а не для самой души (в будущем это станет по-другому). Каждый, кто завершает свою работу в мире, не имеет больше смысла в нахождении в нем. Как пишет Ребе («Игрот Кодеш» том 8, стр. 383):

Вы спрашиваете меня, почему из детей такого-то человека выжил только тот, кто был меньше всего богобоязненным, а те, кто были действительно богобоязненными, погибли, освящая Имя Б-га? Именно о таких вопросах сказано: «Зачем вам встревать в дела Всевышнего?» Одно из объяснений о таких вещах, которое можно найти в книгах, следующее: душа должна ещё пройти раскаяние за некоторые нежелательные поступки, которые она совершила, или даже у неё такая судьба, что она должна сделать добро тому или иному человеку, благодаря заслугам которого она остается в теле, хотя своих заслуг у нее нет. Хотя такая душа еще не совершила раскаяния, но, как говорят наши мудрецы, Б-г медлит Свой гнев и не наказывает ее, в надежде, что она не отвернется, совершит раскаяние и вернется на правильный путь.

Понятно из всего этого, что вознесение праведника (а «Твой народ все праведники») на самом деле является завершением совершенства его работы, а совсем не то, что мы видим своими глазами, наподобие траура, не дай Б-г. Наоборот — как пример радости в Лаг ба-Омер (день вознесения РАШБИ) и проведение хасидских застолий в день вознесения глав ХАБАДа. Также можно упомянуть обычай «польских» хасидов не читать молитву о прощении в такие дни (см. беседу 20 Менахем-Ава 5710 г., п. 24). Хотя нам может показаться, что это прекращение жизни, не дай Б-г, на самом деле происходит подъем и освобождение к истинной, вечной жизни.

Возможно, это причина того, что пишет Абарбанель, что наступит день, когда прекратят оплакивать мертвых (см. «Возглашающий избавление» гл. 11).

4. Встанут и пробудятся лежащие в прахе

Пробуждение мертвых является одной из основ нашей веры по РАМБАМу. В хасидизме объясняется, что уровень пробуждения мертвых гораздо выше даже самого Рая. Но не надо ошибаться: тело после пробуждения не останется тем материальным телом, которое есть сегодня (одежда из кожи), а превратится в тело как у Адама — из света.

Оказывается, что фраза «встанут и пробудятся лежащие в прахе» говорит не только о мертвых из прошлых поколений, но и о нас самих, находящихся в прахе материального мира и тела. Как сказано («Тикуней Зоар» 10б): «Праведники, соблюдающие завет, больше не возвращаются в прах, в змеиную кожу». Нам требуется поднятие из праха, так как мы ещё не вышли из праха земного. В этом состоит тайна реинкарнаций (как пишет ШЛО на гл. «Мишпатим»): «Когда согрешил Адам, он привел смерть в мир... Это тайна происхождения из праха земного и возвращения в прах, тайна реинкарнации, когда человек перекатывается из праха в прах, из тела в тело. При этом он умирает и снова возвращается к жизни».

Высокий уровень такого очищенного тела (из одежды света) относится к вечной жизни, так как под этим не подразумевается знакомая нам жизнь, как говорит Ребе (трактаты 5734 г., стр. 57): «Хотя материальная жизнь также называют жизнью, но она не является истинной жизнью. Истинная жизнь это вечная жизнь, а так как материальная жизнь не является вечной, она не истинная».

5. Вознесение («исталкут») праведников — начало настоящей вечной жизни

Помимо идеи смерти, которая пришла в мир из-за греха Адама, о которой сказано, что в будущем «уничтожит Он смерть навеки», Ребе объясняет, что есть ещё одно понятие смерти, которая не имеет отношения к греху и реинкарнациям. Написано в Торе (Бамидбар 19:14): «Если человек умрет в шатре» ещё до сотворения человека (ведь «Тора предшествовала Творению мира») и до его греха. Ребе объясняет (трактат «Ки Тиса» 5747 г.), что речь идёт о подъеме души на более высокий уровень чем тот, на котором она находится (но при этом она продолжает оставаться в материальном теле).

Цемах-Цедек пишет («Ор а-Тора» гл. «Экев» стр. 545), что сегодня смерть связана с большими страданиями, но когда душа поднимается в высшие миры, тело этого не видит, так как это произошло из-за греха Адама. Это заметно только в момент смерти, если не было бы греха, то тело могло бы ощущать этот подъем всегда. Наподобие этого следует понимать слова Торы, что праотец Яаков не умер — он не испробовал вкуса смерти.

Хотя мы видим это как обычную смерть, на самом деле все наоборот — это не отделение души от тела, не дай Б-г, а подъем души вместе с телом. Тело при этом освобождается от одежды из кожи и облекается в одежду из света. Об этом Ребе пишет в беседе 2 Нисана (день вознесения Ребе РАШАБа): «Праведники умирают в свой день рождения, так как у них смерть это вознесение и освобождение от телесной оболочки» (см. «Ликутей Сихот» том 8, стр. 86).

По этой причине праведники называются живыми также и после смерти, так как они выходят из ограниченной жизни и переходят в вечную жизнь.

И праведники не только продолжают жить после «кончины», а поднимаются на более высокий уровень жизни, где нет нечистых оболочек. Как говорится в «Зоар», праведники живут в двух мирах. Но так как мы находимся только в этом мире, о нас нельзя сказать, что мы живы. А праведники после очищения своего тела не только поднимаются вверх, но и остаются в этом мире, только у нас нет разрешение видеть их.

Все это помогает нам понять слова Ребе о достоинстве для вознесения («Двар Малхут» гл. «Ваэра» 5752):

Прекращение жизненности является хорошим знаком, так как с помощью этого происходит привлечение дополнительной жизненной силы... И именно тогда (после кончины) мы ясно видим (настоящую) истинность того, что он жив.

И в другом месте Ребе отмечает («Книга бесед» 5752 г., стр. 301):

Уход праведников происходит для гораздо более высокого подъема во время пробуждения мертвых... Души в телах в этом материальном мире... Во время полного Освобождения.

6. Души в телах в этом материальном мире — мир пробуждения

Как уже было сказано, тела после пробуждения мертвых претерпят глобальные изменения. Ребе РАШАБ говорит (продолжение 5672 г., стр. 685), что в грядущее время души будут в телах, но сами тела не будут материальными, как сейчас. Также МААРАЛ из Праги полагает, что люди в какой-то мере будут телами походить на ангелов.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с учением хасидизма понятно, что тело после пробуждения мертвых не будет чем-то новым, а останется тем самым телом, которое есть у нас сегодня. По сути это такое же тело, а отличие будет внешним. Мы же знакомы с одеждами из кожи в качестве тела, а тело из света кажется нам чем-то духовным. Но на самом деле, тело будет полностью отвлечено от материальности, поэтому сказали наши мудрецы, что в грядущем мире нет ни еды, ни питья.

Это значит, что тело будущего с одной стороны такое же тело, как у нас сейчас — со всеми ощущениями — но с другой стороны, в нем проявится высшая сила, когда Б-г сметет нечистоту с лица земли и к нам вернутся одежды из света. Эта реальность, подобно которой нет аналога в нашем мире.

Более подробно объясняет Ребе РАЯЦ (трактаты 5711 г., стр. 208): «Во время пробуждения мертвых души встанут в телах, тела будут материальными, но не рожденными от отца и матери, а возрожденными живой росой. Это будет подобно тому, что видел пророк Йехезкель». Поэтому тела будущего станут святыми и очищенными, как тело Адама.

В начале Творения не было понятия смерти — отделения души от тела. Адам должен был съесть плод Древа Жизни и жить вечно. Смерть появилась в мире для исправления греха Адама. Ребе объясняет (трактаты том 6, стр. 277), что появление смерти не дало возможности силам зла существовать вечно. Поэтому поразительное пророчество «уничтожит Он смерть навеки» относится к Дням Мошиаха, когда произойдет переход к жизни очищенного и возвышенного тела. С него спадет «змеиная кожа», так как зло полностью исчезнет.

7. Возвращение в рай души в телах

Когда мы говорим об исправлении греха Адама и возвращении к его первоначальному состоянию, речь идёт о возвращении в Рай в буквальном смысле. Об этом говорится в первом выступлении Ребе, где он объясняет слова «И народ Твой — все праведники, навеки унаследуют землю», что слово «земля» означает «Рай». Сейчас Рай это место, куда приходит душа после ухода из тела (и поэтому Рай является духовным, а не материальным), но в начале Творения Рай был таким же местом проживания Адама, как для нас материальный мир.

В хасидизме объясняется, что Рай это «духовность материальности». С одной стороны, это духовное место (выше реальности), а с другой — это и есть наша физическая земля, только она представляет собой «духовность материальности».

Ребе объясняет это так (беседа 15 Менахем-Ава 5743 г., стр. 1875):

Нужно сказать, что это будет одним из новшеств будущего, что также и души в телах смогут находиться в Раю... Ведь с самого начала Адам был в Раю и только после греха был изгнан из него. Поэтому в будущем, когда Всевышний сметет дух нечистоты с лица земли, и грех Адама будет полностью исправлен, не будет никакой причины, чтобы человек не мог находится в Раю как это было изначально. Более того, в будущем исполнятся слова «Я пришёл в Мой сад — в Мои свадебные покои» — в место, которое было изначально основным для Меня», где речь идёт о Рае, самом избранным местом на земле. И в будущем люди смогут находиться в Раю души в телах, есть и пить там... А после пробуждения мертвых, когда появятся новые тела, нет сомнений, что и они смогут жить в Раю...

8. Наше поколение: завершение работы по очищению мира

Ребе неоднократно говорит, что работа по очищению мира закончена: «Общая работа в течение многих поколений была уже закончена и завершена»

Это означает, что в настоящее время, в нашем поколении, каждый из нас обладает способность выполнить миссию своей души, свою индивидуальную задачу. Каждый человек может завершить процесс очищения оболочки, который мы совершаем через облачение «кожи змеи» («одежд из кожи»), а затем совершить переход в вечную жизнь без прерывания другого воплощения в этом мире. Это не смерть, а возвышение!

Таково практическое значение того, что, по словам Ребе, мы являемся последним поколением изгнания и первым поколением Освобождения, которое облекается в «кожу змеи», чтобы поднять искры святости.

Ребе объясняет, что в нашем поколении, девятом поколении от Баал-Шем-Това, есть что-то новое: в предыдущих поколениях был «уход души из тела... чего нет в нашем поколении, последнем поколении изгнании и первом поколении Освобождения». Ребе говорит о нашем поколении в целом, объясняя, что каждый еврей в этом поколении может испытать переход завершивших свою миссию праведников к вечной жизни вместо смерти, когда душа должна совершить реинкарнацию и вернуться в прах, чтобы продолжить свою работу.

Из всего вышесказанного можно понять, что событие, которое представляется нашему взору прерыванием жизни, не противоречит, не дай Б-г, словам Ребе о переходе нашего поколения в вечную жизнь без перерыва. Как мы узнали, душа облачается только в материальное одеяние этого мира ради выполнения своей миссии — поднятия искр святости. Когда эта миссия завершается, душа освобождается из «тюрьмы тела», исходящей от «кожа змеи». Наши глаза по-прежнему воспринимают только внешнее, и поэтому мы не можем понять, что только внешнее тело еврея может перестать подавать признаки жизни, а между тем внутреннее — сущность тела — есть истинная сущность, которая не может перестать существовать.

Перед завершением миссии души она «возвращается в прах». Это означает, что душа перевоплощается из праха в прах, то есть от тела к телу. Однако после того, как человек завершил миссию своей души, он «снимает» материальное тело как одежду, обладающую лишь временным существованием, возносится к вечной жизни в «одеяниях света» и «не возвращается в прах», как объяснялось выше.

Как это может относиться к каждому члену нашего поколения? Ребе объясняет, что рабби Йеуда а-Наси был «полным праведником», завершившим свою работу, но тем не менее он страдал от болезней. Это были только «отходы», которые находились на концах его одежды и еще не были доработаны. А в нашем поколении можно сказать, что все евреи находятся на этом уровне.

Это придает актуальность словам Абарбанеля:

Поскольку по совершенствовании души она получает свою награду и остается живым после смерти [материального тела, поэтому] люди больше не будут проливать слезы над умершими. Это значение слов, что «Всевышний сотрет слезу с каждого лица».

Более того, мы можем полностью преобразить слезы, как Ребе цитирует слова Мишны («Брахот» 28б) о рабби Йоханане бен Закай. Когда рабби Йоханан лежал на смертном одре, его ученики пришли навестить его и увидели, как он начал плакать. Они спросили его: «Почему ты плачешь?» Он ответил: «Передо мной два пути, один ведет в Рай, а другой в Ад, и я не знаю, по какому пути поведут меня».

По этому поводу Ребе добавляет (беседа «Мишпатим» 5742 г. стр. 919), что для нас:

Плач — это своего рода радость — слезы радости, которые вызваны изобилием счастья сверх того, что можно взять... и счастье в том, что он знает, какие путем поведут его, так как он — посланник моего тестя и учителя… так как это его положение, то он знает, куда его ведут — к моему тестю и учителю, главе поколения!

8. Воскрешение из мертвых, все еще в пыли?

Талмуд («Шабат» 152б) утверждает, что праведники вернутся в свой прах за час до пробуждения мертвых. Ребе объясняет, что этого можно достичь через духовное служение — «моя душа будет прахом для всех», и в этом случае нет необходимости действительно возвращаться в прах. В книге «Зоар» (гл. «Толдот» 134а) говорится от имени рабби Ицхака, что в будущем Всевышний оживит мертвых и стряхнет с них прах — чтобы они не быть тканью пыли, как они были в начале, когда они были созданы из настоящей пыли... они будут стряхнуты с этой ткани праха, и они будут возникают в постоянной ткани, придавая им прочное существование. Ибо сказано: «Встаньте! Стряхните прах».

Это выражение «отряхнуться от праха» встречается в Талмуде («Сота» 5а) от имени рабби Элазара: «Всякий, кто обладает высокомерием, [прах его не содрогнется].

Возникает вопрос, почему наши мудрецы используют термин «стряхнет прах» для описания процесса пробуждения мертвых? Почему не сказано: «Не встанет» или «не будет жить»? Возможен такой ответ: высокомерные люди действительно воскреснут в первозданном прахе этого мира, который не стряхивается с них. С одной стороны, они действительно достигнут уровня вечной жизни, но она остается скрытой под слоем «праха» («кожи змеи») и, таким образом, с них нужно будет «отряхнуть пыль», которая исходит от высокомерия. Это объясняет, что наше поколение уже находится на уровне пробуждения мертвых, так как оно соответствует уровню рабби Йеуды, «завершившего свою работу, но, тем не менее, страдающему от болезней».

Так Ребе наставляет нашему поколению: именно самоустранение («душа моя будет прахом для всех») сводит на нет требования стремление «вернуться в прах» — отрицание необходимости умирать и снова возвращаться в другом воплощении. (И смотри комментарий «Бен Йеояда», что высокомерный восстанет как человек, которого усыпили перед предстоящей болезненной операцией, и когда он просыпается, «он все еще болен и чувствует слабость своего тела».)

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter