Испокон веков одним из важнейших принципов веры еврейского народа было грядущее Освобождение (на иврите גאולה, Геула). Понятие «Освобождение» включает в себя два аспекта: освобождение физическое, благодаря которому народ Израиля вернется в свою страну, и освобождение духовное, которое избавит человека от всех видов порабощения, препятствующего его приближению ко Всевышнему.
Это Освобождение будет истинным и полным, после его осуществления даже мысль о возвращении галута (גלות, галут — физическое или духовное изгнание) станет невозможной.
Поэтому каждый раз, когда евреи избавлялись из очередного галута, они продолжали молиться о полном Освобождении. Моше-рабейну, величайший из пророков, первый избавитель еврейского народа, выведший Израиль из первого (египетского) галута, возвестил народу пророчество о том, что освобождение из Египта – это еще не освобождение на веки веков, однако придет время — «...и возвратит Б-г, Всесильный твой, изгнание твое... и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя... И приведет тебя... в страну, которой овладели отцы твои... А ты снова исполнять будешь волю Б-га и исполнять будешь все заповеди Его» («Дварим» 30:3-8). Придет день, предсказывает Моше, и Всевышний пошлет нам вечное Освобождение, физическое и духовное.
Множество пророчеств о предстоящем Освобождении содержится в книге пророка Йешаяу, которого даже называют «пророком Освобождения». Йешаяу — один из величайших людей, который пророчествовал с 593 г. до н.э. в течение 60-ти лет. Пророк подробно описывает Короля Мoшиаха, потомка Давида, который принесет вожделенное Освобождение народу Израиля и всему миру. Вот что говорит Йешаяу: «И выйдет отросток из ствола Ишая [отец Давида], и побег, что от корней его, даст плоды. И снизойдет на него дух Б-га, дух мудрости и понимания, дух света и силы, дух знания и страха пред Б-гом». И затем пророк описывает ту великую эпоху, которая наступит после прихода Короля Мошиаха.
В Иерусалимском Талмуде говорится, что даже пророчество нееврейского колдуна Бильама: «...взошла звезда от Яакова и вознесся скипетр от Израиля» – рабби Акива рассматривает как намек на Короля Мошиаха. (Мы привели лишь несколько примеров, наиболее характерных и известных, подтверждающих тот факт, что идея Освобождения и прихода Мошиаха лежит в самой основе мировоззрения Торы, составляя важнейший компонент еврейской веры и играя фундаментальную роль в жизни еврейского народа. В Торе таких примеров — великое множество.)
В своем комментарии к Мишне (части Устной Торы), к главе 11-й трактата «Санедрин», РАМБАМ включает веру в Освобождение и в приход Короля Мошиаха, который его приведет, в число тринадцати основных принципов еврейской веры. Вот что он пишет: «Принцип двенадцатый: дни Мошиаха. Суть этого принципа состоит в том, что еврей обязан верить полной верой, что Мошиах придет, и не опасаться, что он задерживается, и если Мошиах на самом деле задерживается, все равно еврей обязан ждать его... Еврей обязан верить, что Мошиах превзойдет всех Королей, которые правили когда-либо, — в соответствии со словами всех пророков, говоривших о Мошиахе, начиная с Моше-рабейну и кончая Малахи. А тот, кто усомнится в том, что Мошиах придет, или в том, что Мошиах будет обладать великими достоинствами, — отрицает Тору...».
Также и в своей книге «Яд а-Хазака» РАМБАМ, начиная излагать законы, касающиеся Короля Мошиаха, не скупится на резкие выражения, говоря о тех, кто не верит в его приход. Вот что он пишет: «Королю Мошиаху предстоит восстановить династию дома Давида... А тот, кто не верит в Мошиаха или не ждет его прихода, не только отрицает истинность слов всех пророков, но отрицает истинность Торы и слов Моше-рабейну, ибо Тора свидетельствует о приходе Мошиаха…»
Таким образом, в противоположность мнению неосведомленных, обязанность верить в приход Мошиаха и ожидание его прихода и Освобождения лежит в основе жизни еврея и ни в коем случае не является эзотерической идеей, поддерживаемой некоей сектой фанатиков. Вера эта придавала еврейскому народу силы в самые тяжелые времена. В еврейском мировосприятии Освобождение стоит в одном ряду с самыми насущными потребностями человека. Поэтому когда мудрецы Великого Собрания установили единый текст ежедневной молитвы, включающей в себя просьбы человека обо всем, что ему необходимо, они включили в нее особое благословение с просьбой послать нам Освобождение и Короля Мошиаха: «Потомка Давида, раба Твоего, поскорее взрасти». Эту молитву-просьбу каждый еврей обязан произносить ежедневно — три раза в день.
В наши дни вера в наступление Освобождения, которая на протяжении многих столетий была больше похожа на мечту, на сон, приобретает конкретность и превращается в действительность.