6 Тамуза 5782 года, третий день недели, гл. Хукат | 2022-07-04 19:49

Пророчества об Освобождении

Испокон веков одним из важнейших принципов веры еврейского народа было грядущее Освобождение (Геула). Понятие «Освобождение» включает в себя два аспекта: освобождение физическое, благодаря которому народ Израиля вернется в свою страну, и освобождение духовное, которое избавит человека от всех видов порабощения, препятствующего его приближению ко Всевышнему.

6695 (0)
Пророчества об Освобождении
Пророчества об Освобождении

Испокон веков одним из важнейших принципов веры еврейского народа было грядущее Освобождение (на иврите גאולה, Геула). Понятие «Освобождение» включает в себя два аспекта: освобождение физическое, благодаря которому народ Израиля вернется в свою страну, и освобождение духовное, которое избавит человека от всех видов порабощения, препятствующего его приближению ко Всевышнему.

Это Освобождение будет истинным и полным, после его осуществления даже мысль о возвращении галута (גלות, галут — физическое или духовное изгнание) станет невозможной.

Поэтому каждый раз, когда евреи избавлялись из очередного галута, они продолжали молиться о полном Освобождении. Моше-рабейну, величайший из пророков, первый избавитель еврейского народа, выведший Израиль из первого (египетского) галута, возвестил народу пророчество о том, что освобождение из Египта – это еще не освобождение на веки веков, однако придет время — «...и возвратит Б-г, Всесильный твой, изгнание твое... и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя... И приведет тебя... в страну, которой овладели отцы твои... А ты снова исполнять будешь волю Б-га и исполнять будешь все заповеди Его» («Дварим» 30:3-8). Придет день, предсказывает Моше, и Всевышний пошлет нам вечное Освобождение, физическое и духовное.

Множество пророчеств о предстоящем Освобождении содержится в книге пророка Йешаяу, которого даже называют «пророком Освобождения». Йешаяу — один из величайших людей, который пророчествовал с 593 г. до н.э. в течение 60-ти лет. Пророк подробно описывает Короля Мoшиаха, потомка Давида, который принесет вожделенное Освобождение народу Израиля и всему миру. Вот что говорит Йешаяу: «И выйдет отросток из ствола Ишая [отец Давида], и побег, что от корней его, даст плоды. И снизойдет на него дух Б-га, дух мудрости и понимания, дух света и силы, дух знания и страха пред Б-гом». И затем пророк описывает ту великую эпоху, которая наступит после прихода Короля Мошиаха.

В Иерусалимском Талмуде говорится, что даже пророчество нееврейского колдуна Бильама: «...взошла звезда от Яакова и вознесся скипетр от Израиля» – рабби Акива рассматривает как намек на Короля Мошиаха. (Мы привели лишь несколько примеров, наиболее характерных и известных, подтверждающих тот факт, что идея Освобождения и прихода Мошиаха лежит в самой основе мировоззрения Торы, составляя важнейший компонент еврейской веры и играя фундаментальную роль в жизни еврейского народа. В Торе таких примеров — великое множество.)

В своем комментарии к Мишне (части Устной Торы), к главе 11-й трактата «Санедрин», РАМБАМ включает веру в Освобождение и в приход Короля Мошиаха, который его приведет, в число тринадцати основных принципов еврейской веры. Вот что он пишет: «Принцип двенадцатый: дни Мошиаха. Суть этого принципа состоит в том, что еврей обязан верить полной верой, что Мошиах придет, и не опасаться, что он задерживается, и если Мошиах на самом деле задерживается, все равно еврей обязан ждать его... Еврей обязан верить, что Мошиах превзойдет всех Королей, которые правили когда-либо, — в соответствии со словами всех пророков, говоривших о Мошиахе, начиная с Моше-рабейну и кончая Малахи. А тот, кто усомнится в том, что Мошиах придет, или в том, что Мошиах будет обладать великими достоинствами, — отрицает Тору...».

Также и в своей книге «Яд а-Хазака» РАМБАМ, начиная излагать законы, касающиеся Короля Мошиаха, не скупится на резкие выражения, говоря о тех, кто не верит в его приход. Вот что он пишет: «Королю Мошиаху предстоит восстановить династию дома Давида... А тот, кто не верит в Мошиаха или не ждет его прихода, не только отрицает истинность слов всех пророков, но отрицает истинность Торы и слов Моше-рабейну, ибо Тора свидетельствует о приходе Мошиаха…»

Таким образом, в противоположность мнению неосведомленных, обязанность верить в приход Мошиаха и ожидание его прихода и Освобождения лежит в основе жизни еврея и ни в коем случае не является эзотерической идеей, поддерживаемой некоей сектой фанатиков. Вера эта придавала еврейскому народу силы в самые тяжелые времена. В еврейском мировосприятии Освобождение стоит в одном ряду с самыми насущными потребностями человека. Поэтому когда мудрецы Великого Собрания установили единый текст ежедневной молитвы, включающей в себя просьбы человека обо всем, что ему необходимо, они включили в нее особое благословение с просьбой послать нам Освобождение и Короля Мошиаха: «Потомка Давида, раба Твоего, поскорее взрасти». Эту молитву-просьбу каждый еврей обязан произносить ежедневно — три раза в день.

В наши дни вера в наступление Освобождения, которая на протяжении многих столетий была больше похожа на мечту, на сон, приобретает конкретность и превращается в действительность.

Опубликовано: 06.06.2004Комментарии: 0
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter