СБП. Дни Мошиаха! 19 Тишрея 5784 г., четвертый день недели Браха | 2023-10-03 22:30

РАМБАМ: Мишне Тора

Фундаментальные законы Торы. Гл. 7

1. Из основ веры — знать, что Б-г дает людям пророчество; и получить пророчество может лишь мудрец, великий в мудрости, с исправленным характером, так что никогда вожделение не побеждает его ни в какой ситуации, но он контролирует вожделения силой своего интеллекта, имеющий развитые способности к познанию. Человек, обладающий всеми этими качествами, совершенный физически, который проник в глубины и величие всех уровней понимания Торы и сознание его постигает эти темы верно, и он продолжает духовно расти и отстраняться от путей обычных людей, идущих за соблазнами времени, и подстегивает себя, и учит душу свою, чтобы не было у него ни единой мысли о вещах ненужных и пустых, о преходящих ценностях и временных соблазнах, но чтобы сознание его было всегда направлено вверх, и привязано к подножию Трона Создателя, с целью постигать духовные миры и обозревать мудрость Создателя всю, от высших ангелов до земных недр, и познать из этого величие Его — немедленно снисходит на него «дух святости» («руах а-кодеш»). И когда это состояние снизойдет на него — поднимется его душа до ангелов уровня «ишим», и станет он другим человеком, и начнет понимать своим сознанием не так, как раньше, а поднимется над уровнем других людей-мудрецов: как сказано о Шауле, «...и пророчествовал с ними, и стал другим человеком» (Шмуэль I 10:6). מִיסוֹדֵי הַדָּת לֵידַע שֶׁהָאֵל מְנַבֵּא אֶת בְּנֵי הָאָדָם. וְאֵין הַנְּבוּאָה חָלָה אֶלָּא עַל חָכָם גָּדוֹל בַּחָכְמָה, גִּבּוֹר בְּמִדּוֹתָיו, וְלֹא יְהֵא יִצְרוֹ מִתְגַּבֵּר עָלָיו בְּדָבָר בָּעוֹלָם אֶלָּא הוּא מִתְגַּבֵּר בְּדַעְתּוֹ עַל יִצְרוֹ תָּמִיד. וְהוּא בַּעַל דֵּעָה רְחָבָה נְכוֹנָה עַד מְאֹד. אָדָם שֶׁהוּא מְמֻלָּא בְּכָל הַמִּדּוֹת הָאֵלּוּ שָׁלֵם בְּגוּפוֹ, כְּשֶׁיִּכָּנֵס לַפַּרְדֵּס וְיִמָּשֵׁךְ בְּאוֹתָן הָעִנְיָנִים הַגְּדוֹלִים הָרְחוֹקִים, וְתִהְיֶה לוֹ דֵּעָה נְכוֹנָה לְהָבִין וּלְהַשִּׂיג וְהוּא מִתְקַדֵּשׁ וְהוֹלֵךְ וּפוֹרֵשׁ מִדַּרְכֵי כְּלַל הָעָם הַהוֹלְכִים בְּמַחֲשַׁכֵּי הַזְּמַן, וְהוֹלֵךְ וּמְזָרֵז עַצְמוֹ וּמְלַמֵּד נַפְשׁוֹ שֶׁלֹּא תִּהְיֶה לוֹ מַחֲשָׁבָה כְּלָל בְּאֶחָד מִדְּבָרִים בְּטֵלִים וְלֹא מֵהַבְלֵי הַזְּמַן וְתַחְבּוּלוֹתָיו, אֶלָּא דַּעְתּוֹ פְּנוּיָה תָּמִיד לְמַעְלָה קְשׁוּרָה תַּחַת הַכִּסֵּא לְהָבִין בְּאוֹתָן הַצּוּרוֹת הַקְּדוֹשׁוֹת הַטְּהוֹרוֹת, וּמִסְתַּכֵּל בְּחָכְמָתוֹ שֶׁל הַקָּדוֹשׁ בָּרוּךְ הוּא כֻּלָּהּ מִצּוּרָה רִאשׁוֹנָה עַד טַבּוּר הָאָרֶץ וְיוֹדֵעַ מֵהֶן גָּדְלוֹ, מִיָּד רוּחַ הַקֹּדֶשׁ שׁוֹרָה עָלָיו. וּבְעֵת שֶׁתָּנוּחַ עָלָיו הָרוּחַ תִּתְעָרֵב נַפְשׁוֹ בְּמַעֲלַת הַמַּלְאָכִים הַנִּקְרָאִים אִישִׁים וְיֵהָפֵךְ לְאִישׁ אַחֵר וְיָבִין בְּדַעְתּוֹ שֶׁאֵינוֹ כְּמוֹת שֶׁהָיָה אֶלָּא שֶׁנִּתְעַלָּה עַל מַעֲלַת שְׁאָר בְּנֵי אָדָם הַחֲכָמִים, כְּמוֹ שֶׁנֶּאֱמַר בְּשָׁאוּל (שמואל א י ו) "וְהִתְנַבִּיתָ עִמָּם וְנֶהְפַּכְתָּ לְאִישׁ אַחֵר":
2. Пророки бывают разных уровней: так же, как в мудрости есть человек более мудрый, чем другой, так и в пророчестве — один пророк более высокого уровня, чем другой. Но все видят пророчество либо во сне, либо в ночном видении, или же днем, после того как нападет на них оцепенение; как сказано: «В видении явлюсь ему, во сне буду говорить с ним» (Бамидбар 12:6). И у всех пророков в момент пророчества содрогаются члены их, и телесная сила ослабевает, и восприятие реальности затуманивается, и их интеллект освобождается, чтобы понять увиденное; как сказано об Аврааме, «И вот, ужас и мрак великий обрушивается на него» (Берейшит 15:12); и как сказано о Даниэле: «И сознание мое восстало на меня, и не сдержал я силы» (Даниэль 10:8). הַנְּבִיאִים מַעֲלוֹת מַעֲלוֹת הֵן. כְּמוֹ שֶׁיֵּשׁ בַּחָכְמָה חָכָם גָּדוֹל מֵחֲבֵרוֹ כָּךְ בַּנְּבוּאָה נָבִיא גָּדוֹל מִנָּבִיא. וְכֻלָּן אֵין רוֹאִין מַרְאֵה הַנְּבוּאָה אֶלָּא בַּחֲלוֹם בְּחֶזְיוֹן לַיְלָה. אוֹ בַּיּוֹם אַחַר שֶׁתִּפּל עֲלֵיהֶן תַּרְדֵּמָה כְּמוֹ שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר יב ו) "בַּמַּרְאָה אֵלָיו אֶתְוַדָּע בַּחֲלוֹם אֲדַבֶּר בּוֹ". וְכֻלָּן כְּשֶׁמִּתְנַבְּאִים אֵיבְרֵיהֶן מִזְדַּעְזְעִין וְכֹחַ הַגּוּף כָּשֵׁל וְעֶשְׁתּוֹנוֹתֵיהֶם מִתְטָרְפוֹת וְתִשָּׁאֵר הַדַּעַת פְּנוּיָה לְהָבִין מַה שֶּׁתִּרְאֶה. כְּמוֹ שֶׁנֶּאֱמַר בְּאַבְרָהָם (בראשית טו יב) "וְהִנֵּה אֵימָה חֲשֵׁכָה גְדלָה נֹפֶלֶת עָלָיו". וּכְמוֹ שֶׁנֶּאֱמַר בְּדָנִיֵּאל (דניאל י ח) "וְהוֹדִי נֶהְפַּךְ עָלַי לְמַשְׁחִית וְלֹא עָצַרְתִּי כֹּחַ":
3. Вещи, которые раскрывают пророку в пророческом видении, сообщаются ему в виде иносказания, и сразу отчеканивается в его сердце объяснение этого иносказания в пророческом видении, чтобы он знал, что это значит: как лестница, которую видел праотец Яаков, и ангелы, поднимающиеся и опускающиеся по ней — иносказание о царствах и порабощении ими евреев; и как животные, которых видел Йехезкель, и большой сосуд, и цветущая палка, которые видел Иеремия, и свиток, который видел Йехезкель, и кувшин, который видел Захария. И так же другие пророки: иногда они сообщают иносказание и его смысл, как эти; иногда говорят только значение увиденного. И изредка — только пересказывают видение без объяснения, как кое-что из сказанного Йехезкелем и Захарией. Но все пророчествуют путем иносказания и аллегории (загадки). הַדְּבָרִים שֶׁמּוֹדִיעִים לַנָּבִיא בְּמַרְאֵה הַנְּבוּאָה דֶּרֶךְ מָשָׁל מוֹדִיעִין לוֹ וּמִיָּד יֵחָקֵק בְּלִבּוֹ פִּתְרוֹן הַמָּשָׁל בְּמַרְאֵה הַנְּבוּאָה וְיֵדַע מָה הוּא. כְּמוֹ הַסֻּלָּם שֶׁרָאָה יַעֲקֹב אָבִינוּ וּמַלְאָכִים עוֹלִים וְיוֹרְדִים בּוֹ וְהוּא הָיָה מָשָׁל לְמַלְכֻיּוֹת וְשִׁעְבּוּדָן. וּכְמוֹ הַחַיּוֹת שֶׁרָאָה יְחֶזְקֵאל וְהַסִּיר נָפוּחַ וּמַקֵּל שָׁקֵד שֶׁרָאָה יִרְמְיָה וְהַמְּגִלָּה שֶׁרָאָה יְחֶזְקֵאל וְהָאֵיפָה שֶׁרָאָה זְכַרְיָה. וְכֵן שְׁאָר הַנְּבִיאִים. מֵהֶם אוֹמְרִים הַמָּשָׁל וּפִתְרוֹנוֹ כְּמוֹ אֵלּוּ. וְיֵשׁ שֶׁהֵן אוֹמְרִים הַפִּתְרוֹן בִּלְבַד. וּפְעָמִים אוֹמְרִים הַמָּשָׁל בִּלְבַד בְּלֹא פִּתְרוֹן כְּמִקְצָת דִּבְרֵי יְחֶזְקֵאל וּזְכַרְיָה וְכֻלָּן בְּמָשָׁל וְדֶרֶךְ חִידָה הֵם מִתְנַבְּאִים:
4. Пророки не получают пророчество в любой момент, когда захотят, — но сосредотачиваются и погружаются в радость и благодушие, и уединяются, так как нельзя получить пророчество ни в состоянии раздражения, ни в состоянии лени, а только в радости. Поэтому «ученики пророков» играли на музыкальных инструментах, желая получить пророчество; и это то, о чем сказано: «и они пророчествуют» (Шмуэль I 10:5) — то есть ведут себя, как в состоянии пророчества, пока не получат пророчество; так же, как говорят «такой-то подрастает» (но еще не вырос). כָּל הַנְּבִיאִים אֵין מִתְנַבְּאִין בְּכָל עֵת שֶׁיִּרְצוּ אֶלָּא מְכַוְּנִים דַּעְתָּם וְיוֹשְׁבִים שְׂמֵחִים וְטוֹבֵי לֵב וּמִתְבּוֹדְדִים. שֶׁאֵין הַנְּבוּאָה שׁוֹרָה לֹא מִתּוֹךְ עַצְבוּת וְלֹא מִתּוֹךְ עַצְלוּת אֶלָּא מִתּוֹךְ שִׂמְחָה. לְפִיכָךְ בְּנֵי הַנְּבִיאִים לִפְנֵיהֶם נֵבֶל וְתֹף וְחָלִיל וְכִנּוֹר וְהֵם מְבַקְּשִׁים הַנְּבוּאָה. וְזֶהוּ שֶׁנֶּאֱמַר (שמואל א י ה) "וְהֵמָּה מִתְנַבְּאִים" כְּלוֹמַר מְהַלְּכִין בְּדֶרֶךְ הַנְּבוּאָה עַד שֶׁיִּנָּבְאוּ כְּמוֹ שֶׁאַתָּה אוֹמֵר פְּלוֹנִי מִתְגַּדֵּל:
5. Те, кто готовят себя к получению пророчества, называются «ученики пророков». И хотя они сосредотачиваются на этом, может снизойти на них Божественное присутствие, а может и не снизойти. אֵלּוּ שֶׁהֵם מְבַקְּשִׁין לְהִתְנַבֵּא הֵם הַנִּקְרָאִים בְּנֵי הַנְּבִיאִים. וְאַף עַל פִּי שֶׁמְּכַוְּנִים דַּעְתָּם אֶפְשָׁר שֶׁתִּשְׁרֶה שְׁכִינָה עֲלֵיהֶן וְאֶפְשָׁר שֶׁלֹּא תִּשְׁרֶה:
6. Все, что мы сказали — это путь получения пророчества для всех пророков, от ранних до последних, кроме Моше — учителя нашего и учителя всех пророков. В чем разница между пророчеством Моше и всех остальных пророков? Все пророки получают информацию во сне или видении, а Моше-рабейну — в момент бодрствования и стоя, как сказано: «И когда пришел Моше в Шатер Откровения, [чтобы Б-г] говорил с ним, то услышал голос» (Бамидбар 7:89). Все пророки получают пророчество через ангела; поэтому видят то, что они видят, загадкой и иносказанием. Моше-рабейну — без посредства ангела, как сказано: «Уста к устам буду говорить с ним» (Бамидбар 12:8). И сказано: «И говорил Б-г с Моше лицом к лицу» (Шмот 33:11), и сказано: «И образ Всевышнего узрит» (Бамидбар 12:8); то есть, тут нет иносказания, но видит Моше информацию как она есть, без загадок и притч; он тот, о ком свидетельствует Тора: «И видение получает он без загадок» (там же), то есть, не получает пророчество в виде загадки, но видение, в котором видит вещь так, как она есть. Все пророки боятся, и пугаются, и теряют силы. А Моше-рабейну не так; о нем сказано: «...как говорил бы человек с товарищем своим» (Шмот 33:11): как не пугается человек, услышав слова товарища, так в сознании Моше-рабейну была сила понять слова пророчества, оставаясь при этом самим собой. Все пророки не получают пророчество в любое время, когда захотят; Моше-рабейну не так, но в любое время, когда ему нужно, погружается в состояние «руах-а-кодеш» и получает пророчество; и не нужно ему сосредотачиваться и искать удобное время, так как он сосредоточен и готов всегда, как ангелы-служители. Поэтому получает пророчество в любой момент, как сказано: «Стойте и я послушаю, что прикажет вам Всевышний» (Бамидбар 9:8). И это обещал ему Г-сподь, как сказано: «Иди, скажи им: идите себе в свои шатры. А ты тут оставайся, со Мной» (Дварим 5:26-27). Отсюда учат, что все пророки, когда пророчество прекращается, возвращаются в свои шатры, то есть к нуждам своего тела, как обычные люди; поэтому не отдаляются от своих жен. А Моше-рабейну не вернулся к своему изначальному «шатру»; поэтому отдалился от своей жены навсегда, и от всего, подобного этому, и привязалось сознание его к Оплоту миров, и не исчезало его величие никогда; и лицо его начало светиться, и освятился, как ангелы. כָּל הַדְּבָרִים שֶׁאָמַרְנוּ הֵם דֶּרֶךְ נְבוּאָה לְכָל הַנְּבִיאִים הָרִאשׁוֹנִים וְהָאַחֲרוֹנִים חוּץ מִמּשֶׁה רַבֵּנוּ רַבָּן שֶׁל כָּל הַנְּבִיאִים. וּמַה הֶפְרֵשׁ יֵשׁ בֵּין נְבוּאַת משֶׁה לִשְׁאָר כָּל הַנְּבִיאִים. שֶׁכָּל הַנְּבִיאִים בַּחֲלוֹם אוֹ בְּמַרְאֶה וּמשֶׁה רַבֵּנוּ מִתְנַבֵּא וְהוּא עֵר וְעוֹמֵד שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר ז פט) "וּבְבֹא משֶׁה אֶל אֹהֶל מוֹעֵד לְדַבֵּר אִתּוֹ וַיִּשְׁמַע אֶת הַקּוֹל מִדַּבֵּר אֵלָיו". כָּל הַנְּבִיאִים עַל יְדֵי מַלְאָךְ. לְפִיכָךְ רוֹאִים מַה שֶּׁהֵם רוֹאִים בְּמָשָׁל וְחִידָה. משֶׁה רַבֵּנוּ לֹא עַל יְדֵי מַלְאָךְ שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר יב ח) "פֶּה אֶל פֶּה אֲדַבֶּר בּוֹ". וְנֶאֱמַר (שמות לג יא) "וְדִבֶּר ה' אֶל משֶׁה פָּנִים אֶל פָּנִים". וְנֶאֱמַר (במדבר יב ח) "וּתְמֻנַת ה' יַבִּיט" כְּלוֹמַר שֶׁאֵין שָׁם מָשָׁל אֶלָּא רוֹאֶה הַדָּבָר עַל בֻּרְיוֹ בְּלֹא חִידָה וּבְלֹא מָשָׁל. הוּא שֶׁהַתּוֹרָה מְעִידָה עָלָיו (במדבר יב ח) "בְּמַרְאֶה וְלֹא בְּחִידוֹת" שֶׁאֵינוֹ מִתְנַבֵּא בְּחִידָה אֶלָּא בְּמַרְאֶה שֶׁרוֹאֶה הַדָּבָר עַל בֻּרְיוֹ. כָּל הַנְּבִיאִים יְרֵאִים וְנִבְהָלִים וּמִתְמוֹגְגִין וּמשֶׁה רַבֵּנוּ אֵינוֹ כֵן הוּא, שֶׁהַכָּתוּב אוֹמֵר (שמות לג יא) "כַּאֲשֶׁר יְדַבֵּר אִישׁ אֶל רֵעֵהוּ", כְּלוֹמַר כְּמוֹ שֶׁאֵין אָדָם נִבְהָל לִשְׁמֹעַ דִּבְרֵי חֲבֵרוֹ כָּךְ הָיָה כֹּחַ בְּדַעְתּוֹ שֶׁל משֶׁה רַבֵּנוּ לְהָבִין דִּבְרֵי הַנְּבוּאָה וְהוּא עוֹמֵד עַל עָמְדוֹ שָׁלֵם. כָּל הַנְּבִיאִים אֵין מִתְנַבְּאִים בְּכָל עֵת שֶׁיִּרְצוּ. משֶׁה רַבֵּנוּ אֵינוֹ כֵן אֶלָּא כָּל זְמַן שֶׁיַּחְפֹּץ רוּחַ הַקֹּדֶשׁ לוֹבַשְׁתּוֹ וּנְבוּאָה שׁוֹרָה עָלָיו וְאֵינוֹ צָרִיךְ לְכַוֵּן דַּעְתּוֹ וּלְהִזְדַּמֵּן לָהּ שֶׁהֲרֵי הוּא מְכֻוָּן וּמְזֻמָּן וְעוֹמֵד כְּמַלְאֲכֵי הַשָּׁרֵת. לְפִיכָךְ מִתְנַבֵּא בְּכָל עֵת שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר ט ח) "עִמְדוּ וְאֶשְׁמְעָה מַה יְצַוֶּה ה' לָכֶם". וּבָזֶה הִבְטִיחוֹ הָאֵל שֶׁנֶּאֱמַר (גמרא יבמות סב א) "לֵךְ אֱמֹר לָהֶם שׁוּבוּ לָכֶם לְאָהֳלֵיכֶם וְאַתָּה פֹּה עֲמֹד עִמָּדִי". הָא לָמַדְתָּ שֶׁכָּל הַנְּבִיאִים כְּשֶׁהַנְּבוּאָה מִסְתַּלֶּקֶת מֵהֶם חוֹזְרִים לְאָהֳלָם שֶׁהוּא צָרְכֵי הַגּוּף כֻּלָּם כִּשְׁאָר הָעָם. לְפִיכָךְ אֵין פּוֹרְשִׁין מִנְּשׁוֹתֵיהֶם. וּמשֶׁה רַבֵּנוּ לֹא חָזַר לְאָהֳלוֹ הָרִאשׁוֹן לְפִיכָךְ פֵּרַשׁ מִן הָאִשָּׁה לְעוֹלָם וּמִן הַדּוֹמֶה לוֹ וְנִקְשְׁרָה דַּעְתּוֹ לְצוּר הָעוֹלָמִים וְלֹא נִסְתַּלֵּק מֵעָלָיו הַהוֹד לְעוֹלָם וְקָרַן עוֹר פָּנָיו וְנִתְקַדֵּשׁ כְּמַלְאָכִים:
7. Пророк может получить пророчество лично для себя, цель которого — расширить его сердце и увеличить знание, чтобы познал то, чего не знал до сих пор из тех великих вещей, о которых мы говорили выше. А может быть послан к одному из народов мира, или к жителям некого города или государства с целью объяснить им нечто и сообщить, что нужно делать, или отвратить их от злых дел, которые они творят; и когда посылают его, дают ему знак и знамение, чтобы понял народ, что Б-г послал его на самом деле. Не всякому, кто делает знак и знамение, верят, что он пророк, но только такому, о котором изначально знают, что он достоин пророчества по мудрости своей и по делам своим, в которых он возвышается над своими ровесниками, и который готовит себя к пророчеству и освящается, и отдаляется от греха, и потом приходит и делает знак и знамение и говорит, что Б-г послал его — такого пророка обязаны слушать, как сказано: «его слушайте» (Дварим 18:15). Возможно, что некто сделает знак и знамение, не будучи пророком, а с помощью чего-то, нам неизвестного. Несмотря на это, заповедано его слушать, если он соответствует критериям пророка, так как большинство таких людей пророки и мы обязаны их слушать; так же как судят на основании показаний двух свидетелей, соответствующих требованиям к свидетелям, хотя есть возможность, что их свидетельство ложно — раз они соответствуют критериям, мы им верим. И об этом и о вещах такого типа сказано: «Тайное — Г-споду, Б-гу нашему; а явное — нам и потомкам нашим» (Дварим 29:28). И сказано: «Ведь человек смотрит глазами, а Г-сподь смотрит в сердце» (Шмуэль I 16:7). הַנָּבִיא אֶפְשָׁר שֶׁתִּהְיֶה נְבוּאָתוֹ לְעַצְמוֹ בִּלְבַד לְהַרְחִיב לִבּוֹ וּלְהוֹסִיף דַּעְתּוֹ עַד שֶׁיֵּדַע מַה שֶּׁלֹּא הָיָה יוֹדֵעַ מֵאוֹתָן הַדְּבָרִים הַגְּדוֹלִים. וְאֶפְשָׁר שֶׁיְּשֻׁלַּח לְעַם מֵעַמֵּי הָאָרֶץ אוֹ לְאַנְשֵׁי עִיר אוֹ מַמְלָכָה לְכוֹנֵן אוֹתָם וּלְהוֹדִיעָם מַה יַּעֲשׂוּ אוֹ לְמָנְעָם מִמַּעֲשִׂים הָרָעִים שֶׁבִּידֵיהֶם. וּכְשֶׁמְּשַׁלְּחִים אוֹתוֹ נוֹתְנִין לוֹ אוֹת וּמוֹפֵת כְּדֵי שֶׁיֵּדְעוּ הָעָם שֶׁהָאֵל שְׁלָחוֹ בֶּאֱמֶת. וְלֹא כָּל הָעוֹשֶׂה אוֹת וּמוֹפֵת מַאֲמִינִים לוֹ שֶׁהוּא נָבִיא. אֶלָּא אָדָם שֶׁהָיִינוּ יוֹדְעִים בּוֹ מִתְּחִלָּתוֹ שֶׁהוּא רָאוּי לִנְבוּאָה בְּחָכְמָתוֹ וּבְמַעֲשָׂיו שֶׁנִּתְעַלָּה בָּהֶן עַל כָּל בְּנֵי גִּילוֹ וְהָיָה מְהַלֵּךְ בְּדַרְכֵי הַנְּבוּאָה בִּקְדֻשָּׁתָהּ וּבִפְרִישׁוּתָהּ וְאַחַר כָּךְ בָּא וְעָשָׂה אוֹת וּמוֹפֵת וְאָמַר שֶׁהָאֵל שְׁלָחוֹ מִצְוָה לִשְׁמֹעַ מִמֶּנּוּ שֶׁנֶּאֱמַר (דברים יח טו) "אֵלָיו תִּשְׁמָעוּן". וְאֶפְשָׁר שֶׁיַּעֲשֶׂה אוֹת וּמוֹפֵת וְאֵינוֹ נָבִיא. וְזֶה הָאוֹת יֵשׁ לוֹ דְּבָרִים בְּגוֹ. וְאַף עַל פִּי כֵן מִצְוָה לִשְׁמוֹעַ לוֹ הוֹאִיל וְאָדָם גָּדוֹל וְחָכָם וְרָאוּי לִנְבוּאָה [הוּא] מַעֲמִידִים אוֹתוֹ עַל חֶזְקָתוֹ. שֶׁבְּכָךְ נִצְטַוֵּינוּ כְּמוֹ שֶׁנִּצְטַוֵּינוּ לַחְתֹּךְ אֶת הַדִּין עַל פִּי שְׁנֵי עֵדִים כְּשֵׁרִים וְאַף עַל פִּי שֶׁאֶפְשָׁר שֶׁהֵעִידוּ בְּשֶׁקֶר הוֹאִיל וּכְשֵׁרִים הֵם אֶצְלֵנוּ מַעֲמִידִין אוֹתָן עַל כַּשְׁרוּתָן. וּבַדְּבָרִים הָאֵלּוּ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן נֶאֱמַר (דברים כט כח) "הַנִּסְתָּרֹת לַה' אֱלֹהֵינוּ וְהַנִּגְלֹת לָנוּ וּלְבָנֵינוּ". וְנֶאֱמַר (שמואל א טז ז) "כִּי הָאָדָם יִרְאֶה לַעֵינַיִם וַה' יִרְאֶה לַלֵּבָב":
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter