СБП. Дни Мошиаха! 19 Тишрея 5784 г., четвертый день недели Браха | 2023-10-04 14:56

РАМБАМ: Мишне Тора

«И возгласил он там Имя Г-спода, Б-га вселенной» («Берейшит» 21:33). «Благоволи же Б-г принять добровольное приношение уст моих и законам Твоим научи меня» («Псалмы» 119:108). בְּשֵׁם יי אֵל עוֹלָם (בראשית כא לג) נִדְבוֹת פִּי רְצֵה נָא יי, וּמִשְׁפָּטֶיךָ לַמְּדֵנִי (תהלים קיט קח)

Шестая книга — «Обязательства»

Она содержит четыре группы законов, и вот их порядок: законы о клятвах; законы обетов; законы о назорействе; законы об оценках отчуждении имущества.

ספר ששי והוא ספר הפלאה הלכותיו ארבע, וזה הוא סידורן: הלכות שבועות הלכות נדרים הלכות נזירות ערכים וחרמין
Введение в «Законы о клятвах». Они содержат 5 заповедей: одну повелевающую заповедь и четыре запрещающие. К ним относятся: 1. Не клясться ложно именем [Б-га]. 2. Не употреблять Имя [Б-га] всуе. 3. Не отрицать получение залога. 4. Не клясться [ложно] при отрицании финансовых обязательств. 5. Искренне клясться Именем [Б-га]. Эти заповеди объясняются в последующих главах. הקדמה הלכות שבועות. יש בכללן חמש מצות, אחת מצות עשה, וארבע מצות לא תעשה. וזה הוא פרטן: (א) שלא לישבע בשמו לשקר. (ב) שלא לישא את שמו לשוא. (ג) שלא לכפור בפקדון. (ד) שלא לישבע על כפירת ממון. (ה) לישבע בשמו באמת. וביאור מצות אלו בפרקים אלו.

Законы о клятвах. Гл. 1

1. Существуют четыре вида клятв, [за которые человек может нести ответственность]: клятва речением уст, напрасная клятва, ложная клятва о залоге и клятва о свидетельстве. Клятва речением уст упоминается в Торе [Ваикра 5:4]: «Или если кто-нибудь поклянется речением уст сделать зло или добро». [Эта категория] подразделяется на четыре группы: две [связанные с заявлениями, сделанными] относительно будущего и две [связанные с заявлениями, сделанными] относительно прошлого. Например, он дает клятву относительно прошлого события, которое произошло или не произошло, или относительно будущего события, которое он осуществит или не осуществит. אַרְבָּעָה מִינֵי שְׁבוּעוֹת הֵן. שְׁבוּעַת בִּטּוּי וּשְׁבוּעַת שָׁוְא וּשְׁבוּעַת הַפִּקָּדוֹן וּשְׁבוּעַת הָעֵדוּת. שְׁבוּעַת בִּטּוּי הוּא שֶׁנֶּאֱמַר בַּתּוֹרָה (ויקרא ה ד) «אוֹ נֶפֶשׁ כִּי תִשָּׁבַע לְבַטֵּא בִשְׂפָתַיִם לְהָרַע אוֹ לְהֵיטִיב». וְהִיא נֶחְלֶקֶת לְאַרְבָּעָה חֲלָקִים. שְׁתַּיִם לְהַבָּא. וּשְׁתַּיִם לְשֶׁעָבַר. כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע עַל דָּבָר שֶׁעָבַר שֶׁנַּעֲשָׂה אוֹ שֶׁלֹּא נַעֲשָׂה. וְעַל דָּבָר שֶׁעָתִיד לִהְיוֹת שֶׁיֵּעָשֶׂה וְשֶׁלֹּא יֵעָשֶׂה:
2. [Концепция] клятвы речением уст применима к поступкам, которые человек мог бы совершить как в прошлом, так и в будущем. Что подразумевается? В отношении прошлого: «Я ел», «я бросил камень в море» или «такой-то говорил с таким-то»; «я не ел», «я не бросал камень в море» или «такой-то не говорил с таким-то». Что касается будущего: «Я буду есть» или «я не буду есть», «я буду...» или «я не брошу камень в море». Таким образом, существуют две группы таких клятв о прошлом и две группы о будущем. וְאֵין שְׁבוּעַת בִּטּוּי נוֹהֶגֶת אֶלָּא בִּדְבָרִים שֶׁאֶפְשָׁר לוֹ לַעֲשׂוֹתָן בֵּין לְהַבָּא בֵּין לְשֶׁעָבַר. כֵּיצַד לְשֶׁעָבַר. שֶׁאָכַלְתִּי. אוֹ שֶׁזָּרַקְתִּי אֶבֶן לַיָּם. אוֹ שֶׁדִּבֵּר פְּלוֹנִי עִם פְּלוֹנִי. אוֹ שֶׁלֹּא אָכַלְתִּי. אוֹ שֶׁלֹּא זָרַק אֶבֶן לַיָּם. אוֹ שֶׁלֹּא דִּבֵּר פְּלוֹנִי עִם פְּלוֹנִי. כֵּיצַד לְהַבָּא. שֶׁאֹכַל אוֹ שֶׁלֹּא אֹכַל. אוֹ שֶׁאֶזְרֹק אוֹ שֶׁלֹּא אֶזְרֹק אֶבֶן לַיָּם. הֲרֵי אֵלּוּ שְׁתַּיִם לְשֶׁעָבַר וּשְׁתַּיִם לְהַבָּא:
3. В том случае, если человек дает клятву из одной из этих четырех категорий и делает противоположное, он дает ложную клятву. Например, он дал клятву не есть, а он ел, что он будет есть, а он не ел, что он ел, а он не ел или что он не ел, а он ел. Что касается этих вопросов, то сказано [Ваикра 19:12]: «И не клянитесь Именем Моим во лжи». Если он умышленно клянется ложно, то подлежит наказанию плетьми. Если же он делает это нечаянно, то должен принести постоянную повинную жертву, как сказано [Ваикра 5:4]: «И было сокрыто от него, а он узнал, и провинился в одном из этих». נִשְׁבַּע אַחַת מֵאַרְבַּע מַחֲלוֹקוֹת אֵלּוּ וְהֶחְלִיף כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל וְאָכַל אוֹ שֶׁיֹּאכַל וְלֹא אָכַל אוֹ שֶׁאָכַלְתִּי וְהוּא לֹא אָכַל שֶׁלֹּא אָכַלְתִּי וְאָכַל הֲרֵי זוֹ שְׁבוּעַת שֶׁקֶר. וְעַל זֶה וְכַיּוֹצֵא בּוֹ נֶאֱמַר (ויקרא יט יב) «לֹא תִשָּׁבְעוּ בִשְׁמִי לַשָּׁקֶר». וְאִם נִשְׁבַּע לַשֶּׁקֶר בְּמֵזִיד לוֹקֶה. בְּשׁוֹגֵג מֵבִיא קָרְבַּן עוֹלֶה וְיוֹרֵד שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא ה ד) «וְנֶעְלַם מִמֶּנּוּ וְהוּא יָדַע וְאָשֵׁם» וְגוֹ':
4. [Клятва, произнесенная всуе], также подразделяется на четыре категории: первая — человек дает клятву относительно известного вопроса, которая не соответствует действительности, например, он клянется, что мужчина — женщина, женщина — мужчина, что мраморный столб — золотой, или относительно других подобных факторов. שְׁבוּעַת שָׁוְא נֶחְלֶקֶת לְאַרְבַּע מַחֲלוֹקוֹת. הָאַחַת שֶׁנִּשְׁבַּע עַל דָּבָר הַיָּדוּעַ שֶׁאֵין כֵּן. כֵּיצַד. כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע עַל הָאִישׁ שֶׁהוּא אִשָּׁה. וְעַל הָאִשָּׁה שֶׁהוּא אִישׁ. וְעַל עַמּוּד שֶׁל שַׁיִשׁ שֶׁהוּא שֶׁל זָהָב. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
5. Вторая: клятва по известному вопросу, относительно которого ни у кого нет сомнений, например, клятва, что небо — это небо, камень — это камень, два [предмета] — это два и т.п. Даже если у человека в здравом уме нет сомнений в этом вопросе, он дает клятву, чтобы усилить [осознание] этого вопроса. הַשְּׁנִיָּה שֶׁנִּשְׁבַּע עַל דָּבָר יָדוּעַ שֶׁאֵין בּוֹ סָפֵק לְאָדָם שֶׁהוּא כֵּן. כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע עַל הַשָּׁמַיִם שֶׁהוּא שָׁמַיִם. וְעַל הָאֶבֶן זוֹ שֶׁהִיא אֶבֶן. וְעַל הַשְּׁנַיִם שֶׁהֵם שְׁנַיִם. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. שֶׁזֶּה הַדָּבָר אֵין בּוֹ סָפֵק לְאָדָם שָׁלֵם כְּדֵי לְצַדֵּק הַדָּבָר בִּשְׁבוּעָה:
6. Третья — тот, кто дает клятву отменить какую-либо заповедь. Что под этим подразумевается? Человек дал клятву не надевать цицит, не надевать тфиллин, не жить в сукке в течение всего праздника Суккот, не есть мацу в ночь Песаха, поститься в субботы и праздники, или же другие аналогичные случаи. שְׁלִישִׁית שֶׁנִּשְׁבַּע לְבַטֵּל אֶת הַמִּצְוָה. כֵּיצַד. כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא יִתְעַטֵּף בְּצִיצִית. שֶׁלֹּא יִלְבַּשׁ תְּפִלִּין. וְשֶׁלֹּא יֵשֵׁב בַּסֻּכָּה בְּחַג הַסֻּכּוֹת. וְלֹא יֹאכַל מַצָּה בְּלֵילֵי הַפֶּסַח. אוֹ שֶׁיִּתְעַנֶּה בְּשַׁבָּתוֹת וּבְיָמִים טוֹבִים. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
7. Четвертая — человек дал клятву по поводу дела, которое он не в состоянии выполнить. Что подразумевается? Он дал клятву, что не будет спать три дня и ночи подряд, не будет есть семь дней подряд или по любому аналогичному поводу. Всякий раз, когда человек дает клятву всуе, давая одну из этих четырех видов клятв, он нарушает запрещающую заповедь, как сказано [Шмот 20:7]: «Не возноси Имени Г-спода (не клянись им) напрасно». Если он [дает клятву] умышленно, то подлежит наказанию плетьми. Если же он делает это неумышленно, то полностью освобождается от наказания. רְבִיעִית שֶׁנִּשְׁבַּע עַל דָּבָר שֶׁאֵין כֹּחַ בּוֹ לַעֲשׂוֹת. כֵּיצַד. כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא יִישַׁן שְׁלֹשָׁה יָמִים לַיְלָה וָיוֹם רְצוּפִים. אוֹ שֶׁלֹּא יִטְעוֹם כְּלוּם שִׁבְעָה יָמִים רְצוּפִים. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. כָּל הַנִּשְׁבָּע שְׁבוּעַת שָׁוְא מֵאַרְבַּע שְׁבוּעוֹת אֵלּוּ עוֹבֵר בְּלֹא תַּעֲשֶׂה שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כ ז) (דברים ה יא) «לֹא תִשָּׂא אֶת שֵׁם ה' אֱלֹהֶיךָ לַשָּׁוְא». וְאִם הָיָה מֵזִיד לוֹקֶה וְאִם הָיָה שׁוֹגֵג פָּטוּר מִכְּלוּם:
8. Что понимается под клятвой о залоге, [клятвой относительно доверенного на хранение предмета]? [Она применяется], если в распоряжении человека находится имущество, принадлежащее его товарищу — будь то доверенная вещь или заем, он украл у него, задержал его зарплату, нашел пропавшую вещь, принадлежащую ему, и не вернул ее, или любая другая подобная ситуация. Если его товарищ требует возврата этого имущества, а хранитель отрицает это требование, он нарушает запрет, как сказано [Ваикра 19:11]: «Не крадите, и не отрекайтесь...»; это предостережение [от] отрицания денежного [требования]. За этот проступок не наказывают плетьми. Если человек дал ложную клятву в отношении имущественного требования, которое он отвергает, он нарушает еще один запрет, поскольку [вышеприведенный стих] продолжает: «И не лгите друг против друга». Это предостережение от ложной клятвы при отрицании материального [обязательства]. שְׁבוּעַת הַפִּקָּדוֹן כֵּיצַד. כָּל מִי שֶׁיֵּשׁ מָמוֹן חֲבֵרוֹ בְּיָדוֹ בֵּין פִּקָּדוֹן בֵּין מִלְוֶה אוֹ שֶׁגְּזָלוֹ אוֹ עֲשָׁקוֹ אוֹ מָצָא לוֹ אֲבֵדָה וְלֹא הֶחֱזִירָהּ וְכַיּוֹצֵא בָּזֶה וְתָבַע מִמֶּנּוּ מָמוֹן שֶׁיֵּשׁ לוֹ בְּיָדוֹ וְכָפַר בּוֹ הֲרֵי זֶה עוֹבֵר בְּלֹא תַּעֲשֶׂה שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יט יא) «לֹא תְכַחֲשׁוּ» זוֹ אַזְהָרָה לִכְפִירַת מָמוֹן. וְאֵין לוֹקִין עַל לָאו זֶה. וְאִם נִשְׁבַּע לוֹ עַל שֶׁקֶר עַל מָמוֹן שֶׁכָּפַר בּוֹ הֲרֵי זֶה עוֹבֵר בְּלָאו אַחֵר וְעַל זֶה נֶאֱמַר (ויקרא יט יא) «לֹא תְשַׁקְּרוּ אִישׁ בַּעֲמִיתוֹ» זוֹ אַזְהָרָה לְנִשְׁבַּע עַל כְּפִירַת מָמוֹן. וּשְׁבוּעָה זוֹ הִיא הַנִּקְרֵאת שְׁבוּעַת הַפִּקָּדוֹן:
9. Какова ответственность человека за ложную клятву о залоге? Он должен компенсировать залог, который он отрицал, плюс еще пятую часть и принести в жертву надлежащую повинную жертву. [Это относится] к тому, совершил ли он [проступок] намеренно или ненамеренно, как сказано (Ваикра 5:21-23): «Если кто-либо согрешит и явит неверность Г-споду, и отречется перед ближним своим, что до отданного на хранение, или порученного, или отнятого силой, или притеснил он ближнего своего. Или нашел потерянное и отрицал это, и клялся ложно об одном из всего, что делает человек, греша этим. И будет, (осознав, что) согрешил и провинился, возвратит отнятое, что отнял, или удержанное, что удержал, или данное на хранение, что доверено ему, или потерянное, что нашел...» [В стихе не сказано: «И это станет скрыто от него», указывая на то, что тот, кто преступает умышленно, несет ответственность так же, как и [тот, кто преступает] неумышленно. וּמַה הוּא חַיָּב עַל שְׁבוּעַת הַפִּקָּדוֹן שֶׁשִּׁקֵּר בָּהּ. מְשַׁלֵּם אֶת הַקֶּרֶן שֶׁכָּפַר בּוֹ עִם תּוֹסֶפֶת חֹמֶשׁ. וּמַקְרִיב אָשָׁם וַדַּאי בֵּין שֶׁהָיָה מֵזִיד בֵּין שֶׁהָיָה שׁוֹגֵג שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא ה כא) «וְכִחֵשׁ בַּעֲמִיתוֹ בְּפִקָּדוֹן אוֹ בִתְשׂוּמֶת יָד אוֹ בְגָזֵל» וְגוֹ' (ויקרא ה כג) «וְהָיָה כִּי יֶחֱטָא וְאָשֵׁם». וְלֹא נֶאֱמַר בּוֹ וְנֶעְלַם מִמֶּנּוּ, לְחַיֵּב מֵזִיד כְּשׁוֹגֵג:
10. Вышесказанное относится к случаю, когда человек умышленно принял на хранение предмет или деньги, и знал об этом во время клятвы. Если же он действовал непреднамеренно, забыл, что деньги находятся у него, поэтому отрицал это и дал клятву, а затем обнаружил это, то считается, что он совершил нарушение по независящим от него причинам и не несет никакой ответственности. По аналогии, если человек не знал, что запрещено давать ложную клятву при отрицании материального требования, то считается, что он совершил нарушение по независящим от него причинам и не несет никакой ответственности. וְהוּא שֶׁיָּזִיד בְּפִקָּדוֹן אוֹ בְּמָמוֹן שֶׁנִּתְחַיֵּב בּוֹ וְיָדַע בּוֹ בִּשְׁעַת שְׁבוּעָה. אֲבָל אִם שָׁגַג וְשָׁכַח שֶׁיֵּשׁ לוֹ אֶצְלוֹ מָמוֹן וְכָפַר וְנִשְׁבַּע וְאַחַר כָּךְ יָדַע הֲרֵי זֶה אָנוּס וּפָטוּר מִכְּלוּם. וְכֵן אִם לֹא יָדַע שֶׁאָסוּר לִשָּׁבַע לַשֶּׁקֶר עַל כְּפִירַת מָמוֹן הֲרֵי זֶה אָנוּס וּפָטוּר:
11. Если это так, то что значит действовать непреднамеренно в отношении клятвы о залоге? Например, он забыл, что за [дачу такой ложной клятвы] полагается принести жертву, но знал, что это запрещено, и что у него хранятся деньги другого человека. Это считается непреднамеренным нарушением [данного запрета]. Умышленное нарушение — это когда он знает, что обязан принести жертву [из-за нарушения]. אִם כֵּן הֵיאַךְ הִיא שִׁגְגַת שְׁבוּעַת הַפִּקָּדוֹן. כְּגוֹן שֶׁנֶּעֱלַם מִמֶּנּוּ אִם חַיָּבִין עָלֶיהָ קָרְבָּן אִם לָאו וְיָדַע שֶׁהִיא אֲסוּרָה וְשֶׁיֵּשׁ לוֹ אֶצְלוֹ מָמוֹן זוֹ הִיא שִׁגְגָתָהּ. וּזְדוֹנָהּ שֶׁיָּדַע שֶׁחַיָּבִין עָלֶיהָ קָרְבָּן:
12. Что означает «клятва о свидетельстве»? Свидетели осведомлены о доказательствах, связанных с материальным требованием, и, пострадавший потребовал, чтобы они свидетельствовали от его имени. Свидетели отрицают свою осведомленность о ситуации, не дают показаний и дают клятву, что не знают ничего об обстоятельствах, касающихся его. Это и называется клятвой о свидетельстве. За дачу [ложной] клятвы такого рода человек обязан принести повинную жертву, [это верно] независимо от того, совершил ли он [проступок] намеренно или ненамеренно, как сказано [Ваикра 5:1]: «И если кто-либо согрешит, будет слышать голос клятвы, а он свидетель — видел или знал — если не сообщит, понесет свою вину» [В стихе] не сказано: «И это станет скрыто от него», что указывает на то, что тот, кто преступает умышленно, несет ответственность так же, как и [тот, кто преступает] неумышленно. שְׁבוּעַת הָעֵדוּת כֵּיצַד. הָעֵדִים שֶׁיָּדְעוּ עֵדוּת מָמוֹן וּתְבָעָם בַּעַל הָעֵדוּת לְהָעִיד לוֹ וְכָפְרוּ בְּעֵדוּתָן וְלֹא הֵעִידוּ וְנִשְׁבְּעוּ שֶׁאֵינָן יוֹדְעִין לוֹ עֵדוּת זוֹ הִיא נִקְרֵאת שְׁבוּעַת הָעֵדוּת. וְחַיָּבִין עַל שְׁבוּעָה זוֹ קָרְבָּן עוֹלֶה וְיוֹרֵד בֵּין שֶׁהָיוּ מְזִידִין בֵּין שֶׁהָיוּ שׁוֹגְגִים שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא ה א) «נֶפֶשׁ כִּי תֶחֱטָא וְשָׁמְעָה קוֹל אָלָה וְהוּא עֵד» וְלֹא נֶאֱמַר בָּהּ וְנֶעְלַם, לְחַיֵּב עַל הַזָּדוֹן כִּשְׁגָגָה:
13. Что следует понимать под непреднамеренным действием в отношении клятвы о свидетельстве? Например, он забыл, что за [дачу такой ложной клятвы] полагается принести жертву, но знал, что эта клятва запрещена и что он поклянется ложно. Умышленный проступок — если он знает, что обязан принести жертву [из-за проступка]. Если он не знал, что [давать такую клятву] запрещено, или забыл о свидетельстве и дал клятву, а позже выяснилось, что он знал о свидетельстве и дал ложную клятву, то считается, что он совершил проступок по независящим от него причинам, и он не обязан приносить жертву. כֵּיצַד שִׁגְגַת שְׁבוּעַת הָעֵדוּת. כְּגוֹן שֶׁנֶּעֱלַם מִמֶּנּוּ שֶׁחַיָּבִין עָלֶיהָ קָרְבָּן וְיָדַע שֶׁשְּׁבוּעָה זוֹ אֲסוּרָה וְשֶׁהִיא שֶׁקֶר. וּזְדוֹנָהּ שֶׁיָּדַע שֶׁחַיָּבִין עָלֶיהָ קָרְבָּן. אֲבָל אִם לֹא יָדַע שֶׁהִיא אֲסוּרָה אוֹ שֶׁשָּׁכְחוּ הָעֵדוּת וְנִשְׁבְּעוּ וְאַחַר כָּךְ נוֹדַע לָהֶם שֶׁהֵן יוֹדְעִין לוֹ עֵדוּת וְשֶׁנִּשְׁבְּעוּ עַל שֶׁקֶר הֲרֵי אֵלּוּ אֲנוּסִין וּפְטוּרִין אַף מִן הַקָּרְבָּן:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter