СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-23 20:02

РАМБАМ: Мишне Тора

Порядок молитв

Порядок молитв в течении всего года סדר תפלות כל השנה
Каждый день утром люди обычно читают следующую мишну после прочтения отрывка из главы «Цав» и благословения коэнов: «Не установлено ограничений для [ширины] края поля, [с которого урожай не снимают, оставляя его для бедняков; для количества] первых плодов нового урожая, [которые приносят в Храм]; на то, сколько раз следует приходить в Храм в течение каждого из трех праздников — [Песах, Шавуот и Суккот]; и на то, сколько усилий следует затратить на помощь ближнему. Вот дела, плоды которых человек пожинает в этом мире, а основная награда остается для Мира грядущего: почитание отца и матери, добрые дела, примирение ближних, а изучение Торы уподоблено им всем вместе». נהגו העם לקרות בכל יום בשחר, אחר שקורין פרשת צו וברכת כוהנים; קורין משנה זו: אֵלּוּ דְּבָרִים שֶׁאֵין לָהֶם שִׁעוּר הַפֵּאָה וְהַבִּכּוּרִים וְהָרֵאָיוֹן וּגְמִילוּת חֲסָדִים וְתַלְמוּד תּוֹרָה. אֵלּוּ דְּבָרִים שֶׁאָדָם אוֹכֵל פֵּרוֹתֵיהֶן בָּעוֹלָם הַזֶּה וְהַקֶּרֶן קַיֶּמֶת לוֹ לָעוֹלָם הַבָּא. כִּבּוּד אָב וָאֵם וּגְמִילוּת חֲסָדִים וְעִיּוּן תְּפִלָּה וּבִקּוּר חוֹלִים וְהַשְׁכָּמַת בֵּית הַמִּדְרָשׁ וְהַכְנָסַת אוֹרְחִים וַהֲבָאַת שָׁלוֹם בֵּין אָדָם לַחֲבֵרוֹ וְתַלְמוּד תּוֹרָה כְּנֶגֶד כֻּלָּם.
Сказал рабби Зейра: «Дочери Израиля ужесточают закон и, если видят капельку крови с горчичное зернышко, отсчитывают семь чистых». Слова, прозвучавшие в доме учения Элияу: «Тот, кто ежедневно изучает законы (алахот), заведомо удостоится жизни в Грядущем мире, ибо сказано: “Его пути (алахот) к вечности”. Читай не “пути” (алихот), а “законы” (алахот)». Сказал рабби Эльазар со слов рабби Ханины: «Изучающие Тору укрепляют мир на земле, ибо сказано: “И все сыновья твои (банаих) — ученики Г-спода, мир прочный у сынов твоих (банаих)”. Читай не “сыновья твои” (банаих), а “строители твои” (бонаих)». אָמַר רַבִּי זֵירָא בְּנוֹת יִשְׂרָאֵל הֵן הֶחְמִירוּ עַל עַצְמָן שֶׁאֲפִלּוּ רוֹאוֹת טִפַּת דָּם כְּחַרְדָּל יוֹשְׁבוֹת עָלֶיהָ שִׁבְעָה נְקִיִּים. תָּנָא דְּבֵי אֵלִיָּהוּ כָּל הַשּׁוֹנֶה הֲלָכוֹת בְּכָל יוֹם מֻבְטָח לוֹ שֶׁהוּא בֶּן הָעוֹלָם הַבָּא שֶׁנֶּאֱמַר הֲלִיכוֹת עוֹלָם לוֹ אַל תִּקְרֵי הֲלִיכוֹת אֶלָּא הֲלָכוֹת. אָמַר רַבִּי אֶלְעָזָר אָמַר רַבִּי חֲנִינָא תַּלְמִידֵי חֲכָמִים מַרְבִּים שָׁלוֹם בָּעוֹלָם שֶׁנֶּאֱמַר וְכָל בָּנַיִךְ לִמּוּדֵי יְיָ׳‎ וְכוּ׳‎.
Человек всегда должен быть богобоязненным [даже] в сокрытом, признавать истину и не лгать [даже] в сердце своем. А поутру следует говорить: «Повелитель всех миров, пред Тобою изливаем мы свои мольбы, не на правоту свою уповая, но помня о великом милосердии Твоем. Что мы, что жизнь наша, что добрые дела наши, что наша праведность, сила и мощь? Что сказать нам Тебе, Б-г Всесильный наш и Б-г отцов наших? Ведь пред Тобою бессильны богатыри, прославленные мужи будто и не появлялись на свет, мудрецы подобны невеждам, а разумные словно лишены рассудка. Как сказано в словах святых Твоих: И преимущество человека и т.д. А мы — народ Твой, заключивший завет с Тобою, сыны любимого Тобою Авраама, которому дал Ты клятву, когда тот стоял на горе Мория, потомки единственного сына его Ицхака, что был связан на жертвеннике; мы — община Яакова, первородного сына Твоего, которого Ты назвал Израилем и Йешуруном, возлюбив его и возрадовавшись в нем. לְעוֹלָם יְהֵא אָדָם יְרֵא שָׁמַיִם בַּסֵּתֶר וּמוֹדֶה עַל הָאֱמֶת וְדוֹבֵר אֱמֶת בִּלְבָבוֹ וְיַשְׁכֵּם וְיֹאמַר. רִבּוֹן הָעוֹלָמִים לֹא עַל צִדְקוֹתֵינוּ אֲנַחְנוּ מַפִּילִים תַּחֲנוּנֵנוּ לְפָנֶיךָ כִּי עַל רַחֲמֶיךָ הָרַבִּים מָה אָנוּ מֶה חַיֵּינוּ מַה חַסְדֵּנוּ מַה צִּדְקָתֵנוּ מַה כֹּחֵנוּ וּמַה גְּבוּרָתֵנוּ מַה נֹּאמַר לְפָנֶיךָ יְיָ׳‎ אֱלֹהֵינוּ הֲלֹא כָּל הַגִּבּוֹרִים כְּאַיִן לְפָנֶיךָ וְאַנְשֵׁי הַשֵּׁם כְּלֹא הָיוּ וַחֲכָמִים כִּבְלִי מַדָּע וּנְבוֹנִים כִּבְלִי הַשְׂכֵּל כִּי כָל מַעֲשֵׂינוּ תֹּהוּ וָבֹהוּ וִימֵי חַיֵּינוּ הֶבֶל לְפָנֶיךָ כְּמוֹ שֶׁכָּתוּב בְּדִבְרֵי קָדְשְׁךָ וּמוֹתַר הָאָדָם וְגוֹ׳‎. אֲבָל אֲנַחְנוּ עַמְּךָ בְּנֵי בְרִיתֶךָ בְּנֵי אַבְרָהָם אוֹהַבְךָ שֶׁנִּשְׁבַּעְתָּ לוֹ בְּהַר הַמּוֹרִיָּה. זֶרַע יִצְחָק יְחִידְךָ שֶׁנֶּעֱקַד עַל גַּבֵּי מִזְבְּחֶךָ. עֲדַת יַעֲקֹב בִּנְךָ בְּכֹרֶךָ שֶׁמֵּאַהֲבָתְךָ שֶׁאָהַבְתָּ אוֹתוֹ וּמִשִּׂמְחָתְךָ שֶׁשָּׂמַחְתָּ בּוֹ קָרָאתָ אוֹתוֹ יִשְׂרָאֵל וִישֻׁרוּן.
Поэтому обязаны мы возблагодарить Тебя и прославить, возвеличить, вознести хвалу и благодарность Имени Твоему. [Мы обязаны произносить перед Тобой всякий день, утром и вечером “Слушай, Израиль! Б-г Всесильный наш, Г-сподь один”.] Обрели мы счастье. О, как хорош наш удел, как отрадна наша участь, как прекрасно наследие наше! Счастливы мы, ибо дважды в день, утром и вечером, возглашаем: “Слушай, Израиль! Б-г Всесильный наш, Г-сподь один”». Ныне, после сотворения мира, Ты — Тот же, что до творения. В мире этом Ты — Тот же, Каким пребудешь и в Мире грядущем [Ты первый, и Ты последний]. В мире Твоем освяти Имя Твое [великое и святое] — судьбою народа, что освящает Имя Твое. Владыка наш, в спасении Твоем возвысь и вознеси участь нашу. Благословен являющий людям святость Имени Своего! Ты — единственный Б-г. Ты создал небеса и небеса небес, все воинство земли и все, что на ней, моря и все, что в них. Ты всем даруешь жизнь и воинство небесное пред Тобой преклоняется. Ты — Г-сподь Б-г, избравший Аврама, выведший его из Ура Халдейского, нарекший его именем Авраам. Ты это, и годы Твои не кончатся. Г-сподь владыка, Г-сподь был владыкой, Г-сподь будет владыкой вовеки! Истинно и Истинно! לְפִיכָךְ אָנוּ חַיָּבִין לְהוֹדוֹת לְךָ וּלְשַׁבֵּחֲךָ וּלְפָאֶרְךָ וְלִתֵּן שֶׁבַח וְהוֹדָאָה לִשְׁמֶךָ. וְחַיָּבִין אָנוּ לוֹמַר לְפָנֶיךָ בְּכָל יוֹם עֶרֶב וָבֹקֶר שְׁמַע יִשְׂרָאֵל יְיָ׳‎ אֱלֹהֵינוּ יְיָ׳‎ אֶחָד. אַשְׁרֵינוּ מַה טּוֹב חֶלְקֵנוּ מַה נָּעִים גּוֹרָלֵנוּ מַה יָּפָה יְרֻשָּׁתֵנוּ. אַשְׁרֵינוּ שֶׁאָנוּ מַשְׁכִּימִין וּמַעֲרִיבִין בְּכָל יוֹם תָּמִיד עֶרֶב וָבֹקֶר וְאוֹמְרִים שְׁמַע יִשְׂרָאֵל יְיָ׳‎ אֱלֹהֵינוּ יְיָ׳‎ אֶחָד. אַתָּה הוּא קֹדֶם שֶׁנִּבְרָא הָעוֹלָם אַתָּה הוּא אַחַר שֶׁנִּבְרָא הָעוֹלָם אַתָּה הוּא בָּעוֹלָם הַזֶּה וְאַתָּה הוּא לָעוֹלָם הַבָּא אַתָּה הוּא רִאשׁוֹן וְאַתָּה הוּא אַחֲרוֹן. קַדֵּשׁ שִׁמְךָ הַגָּדוֹל וְהַקָּדוֹשׁ בְּעוֹלָמֶךָ וּבִישׁוּעָתְךָ תָּרוּם וְתַגְבִּיהַּ קַרְנֵנוּ בָּרוּךְ הַמְקַדֵּשׁ שְׁמוֹ בָּרַבִּים. אַתָּה הוּא יְיָ׳‎ אֱלֹהֵינוּ בַּשָּׁמַיִם מִמַּעַל וְעַל הָאָרֶץ מִתַּחַת וּבִשְׁמֵי הַשָּׁמַיִם הָעֶלְיוֹנִים. אַתָּה הוּא רִאשׁוֹן וְאַתָּה הוּא אַחֲרוֹן וּמִבַּלְעָדֶיךָ אֵין אֱלֹהִים קַבֵּץ קוֶֹיךָ מֵאַרְבַּע כַּנְפוֹת הָאָרֶץ יַכִּירוּ וְיֵדְעוּ כָּל בָּאֵי עוֹלָם כִּי אַתָּה הוּא הָאֱלֹהִים לְבַדְּךָ לְכל מַמְלְכוֹת הָאָרֶץ אַתָּה עָשִׂיתָ אֶת הַשָּׁמַיִם וְאֶת הָאָרֶץ וּמִי בְּכָל מַעֲשֵׂה יָדֶיךָ בָּעֶלְיוֹנִים אוֹ בַתַּחְתּוֹנִים מִי שֶׁיֹּאמַר לְךָ מַה תַּעֲשֶׂה. אָבִינוּ שֶׁבַּשָּׁמַיִם עֲשֵׂה עִמָּנוּ כְּמוֹ שֶׁהִבְטַחְתָּנוּ עַל יְדֵי חוֹזֶךָ בָּעֵת הַהִיא אָבִיא אֶתְכֶם וּבָעֵת קַבְּצִי אֶתְכֶם כִּי אֶתֵּן אֶתְכֶם לְשֵׁם וְלִתְהִלָּה בְּכל עַמֵּי הָאָרֶץ בְּשׁוּבִי אֶת שְׁבוּתֵיכֶם לְעֵינֵיכֶם אָמַר יְיָ. וְנֶאֱמַר אַתָּה הוּא יְיָ׳‎ לְבַדֶּךָ אַתָּה עָשִׂיתָ אֶת הַשָּׁמַיִם שְׁמֵי הַשָּׁמַיִם וְכָל צְבָאָם הָאָרֶץ וְכָל אֲשֶׁר עָלֶיהָ הַיַּמִּים וְכָל אֲשֶׁר בָּהֶם וְאַתָּה מְחַיֶּה אֶת כֻּלָּם וּצְבָא הַשָּׁמַיִם לְךָ מִשְׁתַּחֲוִים. אַתָּה הוּא יְיָ׳‎ הָאֱלֹהִים אֲשֶׁר בָּחַרְתָּ בְּאַבְרָם וְהוֹצֵאתוֹ מֵאוּר כַּשְׂדִּים וְשַׂמְתָּ שְּׁמוֹ אַבְרָהָם. אַתָּה הוּא וּשְׁנוֹתֶיךָ לֹא יִתָּמּוּ. יְיָ׳‎ מֶלֶךְ יְיָ׳‎ מָלָךְ יְיָ׳‎ יִמְלֹךְ לְעוֹלָם וָעֶד. יְיָ׳‎ מֶלֶךְ כוּ׳‎ עַד בָּרוּךְ יְיָ׳‎ לְעוֹלָם אָמֵן וְאָמֵן:
Это текст вступительного благословения, которое произносится перед стихами песнопений: Благословен Тот, по слову Которого возник мир, благословен Он. Благословен Тот, Кто вершит по слову Своему. Благословен Тот, Кто определяет и совершает. Благословен Тот, Кто щадит землю, благословен Тот, Кто милостив к творениям Своим. [Благословен убирающий тьму и приводящий свет.] Благословен Тот, Кто сторицею вознаграждает трепещущих пред Ним. [Благословен Тот, перед Кем нет неправды и забвения, пристрастий и подкупа.] Благословен Тот, Чья жизнь неиссякаема и Кто пребывает вовек. Благословен Ты, Б-г Всесильный наш, Владыка мира, Б-г, прославляемый устами народа Своего, превозносимый и воспеваемый устами преданных Ему рабов Его и песнями раба Твоего Давида [сына Ишая, помазанника Твоего]. Восславим Тебя, Б-г Всесильный наш, [его] гимнами и песнопениями, будем возвеличивать, воспевать и превозносить Тебя, провозглашать Тебя Владыкой и взывать к Имени Твоему, о Владыка, Б-г наш, единственный. В веках прославлено и воспето будет Имя Твое. Благословен Ты, Г-сподь, Владыка, воспеваемый в гимнах! בְּרָכָה רִאשׁוֹנָה שֶׁמְּבָרְכִין לִפְנֵי פְּסוּקֵי הַזְּמִירוֹת זֶהוּ נֻסְחָהּ. בָּרוּךְ שֶׁאָמַר וְהָיָה הָעוֹלָם בָּרוּךְ הוּא בָּרוּךְ אוֹמֵר וְעוֹשֶׂה בָּרוּךְ גּוֹזֵר וּמְקַיֵּם בָּרוּךְ מְרַחֵם עַל הָאָרֶץ בָּרוּךְ מְרַחֵם עַל הַבְּרִיּוֹת בָּרוּךְ מַעֲבִיר אֲפֵלָה וּמֵבִיא אוֹרָה בָּרוּךְ מְשַׁלֵּם שָׂכָר טוֹב לִירֵאָיו בָּרוּךְ שֶׁאֵין לְפָנֶיךָ לֹא עַוְלָה לֹא שִׁכְחָה וְלֹא כָּזָב וְלֹא מִרְמָה לֹא מַשּׂוֹא פָנִים וְלֹא מִקַּח שֹׁחַד בָּרוּךְ אֵל חַי לָעַד וְקַיָּם לָנֶצַח. בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ׳‎ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם הָאֵל הַמְהֻלָּל בְּפִי עַמּוֹ מְשֻׁבָּח וּמְפֹאָר בִּלְשׁוֹן כָּל חֲסִידָיו וַעֲבָדָיו וּבְשִׁירֵי דָּוִד עַבְדְּךָ מְשִׁיחֶךָ נְהַלֶּלְךָ יְיָ׳‎ אֱלֹהֵינוּ בִּשְׁבָחוֹת וּבִזְמִירוֹת נוֹדֶךָ וּנְשַׁבֵּחֲךָ וּנְפָאֶרְךָ וְנַזְכִּיר שִׁמְךָ מַלְכֵּנוּ אֱלֹהֵינוּ יָחִיד חֵי הָעוֹלָמִים מְשֻׁבָּח וּמְפֹאָר עֲדֵי עַד שְׁמוֹ בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ׳‎ מֶלֶךְ מְהֻלָּל בַּתִּשְׁבָּחוֹת.
И читает следующие стихи: Да пребудет вовек слава Г-спода, да возрадуется Г-сподь деяниям Своим! Да будет Имя Г-сподне благословенно отныне и навеки! От места восхода Солнца и до места его заката прославляется Имя Г-спода. Возвышен Г-сподь над всеми народами, над небесами слава Его. Г-сподь — Имя Твое вовек, передается из рода в род Имя Твое, Г-сподь. В небесах утвердил Г-сподь престол Свой, верховная власть Его — надо всем. Возрадуются небеса, возликует земля, и скажут народы: «Г-сподь воцарился». [Г-сподь был владыкой, Г-сподь владыка], Г-сподь будет владыкой вовеки! Г-сподь — Владыка навеки, чуждые народы исчезнут с земли Его. Расстроил Г-сподь козни племен, разрушил замыслы народов. [Замышляют замыслы, но они разрушаются, утверждают всякое, но не исполняется, ибо с нами Б-г.] Много помыслов в сердце человека, но сбудется предопределенное Г-сподом. Вовек устоит предопределенное Г-сподом, из рода в род исполняются помыслы сердца Его. Изрек Он — и свершилось, повелел — и стало. Г-сподь избрал Сион, возжелав его Себе в обитель. Ибо избрал Б-г Яакова, сделал Израиль достоянием Своим. Не покинет Г-сподь народ Свой, не оставит удела Своего. Он, Милостивый, простит грех и не погубит: многократно отвращал Он гнев, не пробуждая всей ярости Своей. Спаси, Г-сподь! Отзовись, Владыка, когда взмолимся мы. Счастливы пребывающие в доме Твоем, вечно будут они прославлять Тебя. Счастлив народ, чей удел таков, счастлив народ, чей Б-г — Г-сподь. וקורא פסוקים אלו: יהי כבוד ה', לעולם; ישמח ה', במעשיו. יהי שם ה', מבורך; מעתה, ועד עולם. ממזרח שמש, עד מבואו; מהולל, שם ה'. רם על כל גויים, ה'; על השמיים, כבודו. ה', שמך לעולם; ה', זכרך לדור ודור. ה', בשמיים הכין כיסאו; ומלכותו, בכול משלה. ישמחו השמיים, ותגל הארץ; ויאמרו בגויים, ה' מלך. ה' ימלוך, לעולם ועד. ה' מלך, עולם ועד; אבדו גויים, מארצו. ה', הפר עצת גויים; הניא, מחשבות עמים. עוצו עצה, ותופר; דברו דבר ולא יקום, כי עימנו אל! רבות מחשבות, בלב איש; ועצת ה', היא תקום. עצת ה', לעולם תעמוד; מחשבות ליבו, לדור ודור. כי הוא אמר, ויהי; הוא ציווה, ויעמוד. כי בחר ה', בציון; איווה, למושב לו. כי יעקוב, בחר לו יה; ישראל, לסגולתו. כי לא ייטוש ה', עמו; ונחלתו, לא יעזוב. והוא רחום יכפר עוון, ולא ישחית; והרבה להשיב אפו, ולא יעיר כל חמתו. ה', הושיעה; המלך, יעננו ביום קוראנו! אשרי, יושבי ביתך; עוד, יהללוך סלה. אשרי העם, שככה לו; אשרי העם, שה' אלוהיו.
И молящийся читает от слов «Хвалебная песнь Давида. Буду превозносить Тебя, Б-г мой, Владыка мой и т.д.» до конца книги Псалмов. А потом читает следующие стихи: Благословен Г-сподь вовеки, Истинно и Истинно! [Будет Г-сподь владыкой вовеки.] И благословил Давид Г-спода на глазах у всей общины, и сказал Давид: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г Израиля, отца нашего, на веки вечные. Твои, Г-сподь, величие и могущество, красота и победа над недругами, великолепие и все, что на небе, и все, что на земле. Тебе принадлежит королевская власть, и превознесен Ты над всеми владыками. От Тебя — богатство и почет, и властвуешь Ты надо всем. В Твоей власти — сила и могущество, и в Твоей власти возвеличить и укрепить любого. А ныне, Б-г наш, благодарим мы Тебя и воспеваем славное Имя Твое». И благословит [Израиль] Твое славное Имя, которое превыше всех благословений и славословий. Ты и только Ты — Г-сподь. Ты создал небеса, небесные выси и все воинство их, землю и все, что на ней, и т.д. וקורא מתהילה לדויממך אלוהיי המלך . . ., עד סוף ספר תילים. ואחר כך, קורא פסוקים אלו: ברוך ה' לעולם, אמן ואמן. ימלוך ה' לעולם, אמן ואמן. ויברך דויד את ה', לעיני כל הקהל; ויאמר דויד ברוך אתה ה' אלוהי ישראל אבינו, מעולם ועד עולם. לך ה' הגדולה והגבורה והתפארת והנצח וההוד, כי כול בשמיים ובארץ, לך ה' הממלכה, והמתנשא לכול לראש. והעושר והכבוד מלפניך, ואתה מושל בכול ובידך כוח וגבורה; ובידך, לגדל ולחזק לכול. ועתה אלוהינו, מודים אנחנו לך; ומהללים, לשם תפארתך. ויברכו שם כבודך, ומרומם על כל ברכה ותהילה.
Последнее благословение после стихов песнопений. Вот его текст: Да будет вечно восхваляемо на небе и на земле Имя Твое, Владыка наш, Б-г, Владыка великий и святой! [Величие Твое,] Б-г Всесильный наш и Б-г отцов наших, вечно надлежит нам воспевать и восхвалять, славя и слагая гимны, благодарности и хвалы, рассказывая о Твоей силе и власти, доблести, величии и могуществе, славе и великолепии, святости и верховной власти. От и века и до века. Благословен Ты, Г-сподь Б-г, Владыка великий, в славословиях воспеваемый, Б-г восхваляемый, Повелитель всех свершений, (благоволящий к песнопениям, дарующий жизнь мирам. ברכה אחרונה שלאחר פסוקי הזמירות, זה הוא נוסחה: ישתבח שמך לעד מלכנו, המלך הגדול והקדוש בשמיים ובארץ: כי לך נאה ה' אלוהינו, שיר ושבח, הלל וזמרה, ברכות והודיות, גדולה תהילה ותפארת, עוז מלכות וממשלה, נצח וגבורה, מעתה ועד עולם. ברוך אתה ה' אלוהינו מלך העולם, מלך גדול התושבחות, אל ההודיות, אדון כל המעשים, הבוחר בשירי זמרה, חי העולמים.
И читает «Песнь [на море]» до конца по обычаю местности. В субботу в народе принято добавлять перед благословением следующий текст: Душа всего живого да благословит Имя Твое, Б-г Всесильный наш дух всякой плоти возвеличит и восславит свершения Твои, вспоминая о них, наш Владыка. От века до века Ты — Б-г, и нет у нас Владыки, кроме Тебя. Ты избавляешь и спасаешь, искупаешь и выручаешь, посылаешь пропитание и внемлешь мольбам. Ты всегда сжалишься в пору беды и несчастья. Ты один — наш Владыка, Б-г [всех поколений Израиля] от первых до последних. Ты — Б-г, Творец всего, Повелитель всего, что появляется на свет, прославляемый в сонмах гимнов, в доброте Своей управляющий миром и милостивый к творениям Своим. Нет, не дремлет и не спит Г-сподь! Он будит спящих и поднимает дремлющих, немых наделяет речью, узников — свободой, поддерживает падающих и выпрямляет согбенных. Тебе одному возносим мы благодарность. Если бы песнопения уст наших разливались подобно безбрежному морю, на языках наших была бы песня, звучная, как шум волн, а рот изрекал славословия, беспредельные, как небосвод; если бы взор наш [мог охватить все поднебесье], освещенное Солнцем и Луной, и простертые руки взлетали ввысь, как крылья орлов небесных и ноги стремились вперед, легкие, словно ноги ланей, — то и тогда не смогли бы мы воздать Тебе должное, о Б-г Всесильный наш и Б-г отцов наших, [не смогли бы] благословить Имя Твое ни за одно из бесчисленных тысяч и несчетных мириад благих, чудесных и дивных деяний, совершенных Тобою для нас и отцов наших с древних времен. Б-г Всесильный наш! Ты освободил нас из Египта, выкупил из дома рабства, питал в дни голода и поддерживал во время изобилия. Ты спасал нас от меча и избавлял от мора, исцелял от тяжких, неизлечимых болезней. И сегодня помогает нам милосердие Твое, доброта Твоя не оставляет нас. Не покидай же нас никогда, Б-г Всесильный наш! За это органы нашего тела, которым Ты установил различные предназначения, дух и душа, которые вдохнул Ты в ноздри наши, язык, вложенный Тобою нам в уста, — все они возблагодарят, благословят и воспоют, прославят, восхвалят и превознесут, провозгласят святость Твою и Имя Твое, Владыка наш. Все уста возблагодарят Тебя, всякий язык присягнет Тебе, всякий взгляд устремится к Тебе, всякое колено преклонится пред Тобою, всякий стан согнется в поклоне. И вострепещут пред Тобой все сердца, и все внутренности в каждом из нас восславят Имя Твое, как написано: «Скажут все кости мои: кто подобен Тебе, о Г-сподь, спасающий бедняка от сильного, нищего и убогого — от грабителя?» И в многолюдных собраниях народа Твоего, Израиля, из рода в род будут, ликуя, прославлять Имя Твое, о Владыка. Таков долг всех созданий пред Тобою, Б-г Всесильный наш и Б-г отцов наших, — благодарить и воспевать, славить и возвеличивать, превозносить и воздавать почести, благословлять и повествовать о совершенстве Твоем, петь гимны, дополняя этим все песни и гимны помазанника и раба Твоего Давида, сына Ишая. И потому да будет вечно восхваляемо на небе и на земле Имя Твое, Владыка наш, Б-г, Владыка великий и святой. Ибо Тебя достойно... и т.д. И принято читать «Песнь в честь субботнего дня» — весь псалом — до того, как начал чтение стихов славословия в субботу и Йом-Кипур. А есть края, где в субботу перед стихами славословия принято читать большую Хвалу, а есть края, где принято читать «Песни восхождения», — все определяется местным обычаем. В субботу весь народ принял обычай добавлять перед этим благословением следующие отрывки: וקורא השירה עד סופה, כמנהג המקום. בשבת, נהגו כל העם להוסיף לפני ברכה זו, נוסח זה: נשמת כל חי תברך את שמך, ה' אלוהינו; ורוח כל בשר, לך תפאר ותרומם את זכרך מלכנו תמיד. לדור ודור מעולם ועד עולם, אתה הוא האל ומבלעדיך אין אלוהים; ואין לנו מלך גואל ומושיע בכל עת צרה וצוקה, אלא אתה. פודה ומציל ומפרנס ומרחם, אלוה על כל הברייות; אדון תולדות המהולל בתושבחות, המנהיג עולמו בחסד וברייותיו ברחמים רבים. וה' אלוהים אמת, לא ינום ולא יישן; המעורר ישנים המקיץ רדומים, סומך נופלים ורופא חולים ומתיר אסורים -- ולך, אנחנו מודים. ואילו פינו מלא שירה כים, ולשוננו רינה כהמון גליו, ושפתותינו שבח כמרחבי הרקיע, ועינינו מאירות כשמש וכירח, וידינו פרוסות כנשרי שמיים, ורגלינו קלות כאיילות — אין אנו מספיקין להודות לך ה' אלוהינו, ולברך את שמך מלכנו, על אחת מאלף אלפי אלפים ורוב רבבי רבבות פעמים הטובות, שעשית עימנו ועם אבותינו, מלפנים ועד הנה: ממצריים גאלתנו, ה' אלוהינו, מבית עבדים פדיתנו, ברעב זנתנו, ובשובע כילכלתנו, ומחרב הצלתנו, מדבר מילטתנו, ומחוליים רעים רבים דיליתנו; ועד הנה, עזרונו רחמיך ולא עזבונו חסדיך. על כן אברים שפילגת בנו, ורוח ונשמה שנפחת באפינו ולשון אשר שמת בפינו — הן הן יודו ויברכו את שמך ה' אלוהינו, על רוב ניסי פלאיך. כי כל פה לך יודה וכל לשון לך תשבח, וכל עין לך תצפה; וכל ברך לך תכרע, וכל קומה לפניך תשתחווה, וכל הלבבות ייראוך, והקרבים והכליות יזמרו לשמך, כדבר שנאמר כל עצמותיי תאמרנה, ה' מי כמוך, מציל עני מחזק ממנו, עני ואביון מגוזלו; ונאמר רננו צדיקים, בה'; לישרים, נאוה תהילה. בפי ישרים תתרומם, ובדברי צדיקים תתברך, ובלשון כל חסידים תתקדש, ובקרב קדושים תתהלל, ובמקהלות רבבות עמך כל בית ישראל, יתפאר שמך ה' אלוהינו — שכן חובת כל היצורים לפניך ה' אלוהינו, להודות להלל, לשבח לפאר, לרומם לגדל, ולהדר על כל דברי זמירות שירות תושבחות דויד בן ישי עבדך, משיחך. ישתבח שמך לעד מלכנו, המלך הגדול והקדוש בשמיים ובארץ: כי לך נאה, ה' אלוהינו . . .
Точно так же они приняли обычай читать всю «Песнь субботнего дня» перед началом песнопений в субботу и в Йом-Кипур. Есть общины, которые следуют обычаю читать «Полный Алель» до песнопений в субботу. Есть и другие общины, которые следуют обычаю чтения Шир а-Маалот. Каждая община должна следовать своему обычаю. Текст первого благословения, предшествующего чтению Шма: Благословен Ты, Б-г Всесильный наш, Владыка мира, создатель света и творец мрака, устанавливающий гармонию и творящий все [в мире]. Он озаряет светом землю и ее обитателей, в благости Своей ежедневно и постоянно возобновляет первозданное бытие. Г-сподь, как многообразны свершения Твои! Мудростью Твоей создано все, и все в мире принадлежит Тебе. Один был Ты, Владыка, превознесено Имя Его до начала времен, Тебя воспевали, прославляли и возносили с тех пор, как существует мир. О Б-г, Творец мира, сжалься над нами в великом милосердии Своем. Владыка, сила наша, несокрушимая твердыня, щит и спасение, надежный оплот. Б-г благословенный, великий в помыслах! Ты задумал и создал солнечный свет, сотворив это благо, прославил Ты Имя Свое. Светила окружают могучую обитель Его, главы воинства Божьего святые ангелы, прославляющие Всемогущего. Вечно повествуют они о славе Божьей и о святости Его. Да будешь благословен Ты, Б-г Всесильный наш, в высях небесных и на земле за все превосходные деяния рук Твоих, и за созданные Тобой светила будут воспевать Тебя вовеки. Благословен Ты в веках, Твердыня наша, Владыка и Избавитель наш, Творец святых ангелов. Да будет прославлено Имя Твое навек, Владыка наш, Создатель ангелов-служителей. Служители Его, пребывающие в горних высотах, провозглашают слова Б-га — источника жизни и Владыки мира. Все они любимы Им и чисты, все могучи и святы, все, преисполненные трепета и страха, исполняют волю Творца [в любви]. Все они, побуждая один другого, принимают на себя бремя власти небесной и с любовью уступают друг другу право речью чистой и напевом святым возвещать святость Создателя. Все вместе в страхе восклицают и в трепете произносят: «Свят, свят, свят Г-сподь воинств, вся земля полна славы Его!» А офаним и святые хайот с великим шумом взметаются навстречу срафим. Подобно им, они, прославляя, восклицают: «Благословенна слава Г-спода, где бы ни была обитель ее!» Б-гу благословенному будут они слагать сладкозвучные песни, Владыке, Б-гу Живому и Вечному, станут петь гимны, и пение их будет услышано. Он один возвышен и свят, вершит деяния могучие, создает небывалое,, сеет справедливость, взращивает ростки спасения и творит чудеса. В благости Своей ежедневно и постоянно возобновляет Он первозданное бытие [и сияние светил], как сказано: «Который создал светила великие, ибо навеки милость Его». Благословен Ты, Г-сподь, создатель светил! וכן נהגו לקרות מזמור שיר ליום השבת, כל המזמור, קודם שיתחילו פסוקי הזמירות ביום השבת, וביום הכיפורים. ויש מקומות שנהגו לקרות הלל הגדול בשבתות קודם פסוקי הזמירות, ויש מקומות שנהגו לקרות שירי המעלות — הכול כמנהגם. ברכה ראשונה שלפני קריאת שמע בשחר, זה הוא נוסחה: ברוך אתה ה' אלוהינו מלך העולם, יוצר אור ובורא חושך עושה שלום ובורא את הכול; המאיר לארץ ולדרין עליה, המחדש בכל יום תמיד מעשה בראשית. מה רבו מעשיך ה', כולם בחכמה עשית; מלאה הארץ, קנייניך. המלך המרומם שמו לבדו מאז, המשובח המפואר המתנשא וטוב מימות עולם. אלוהי עולם מלכנו, ברחמיך הרבים רחם עלינו, אדון עוזנו צור משגבנו, מגן ישענו משגב בעדנו. אל ברוך גדול דעה התקין ופעל זוהרי חמה, טוב יצר כבוד לשמו, מאורות נתן סביבות עוזו, פינות צבאות קדושים רוממי שדיי תמיד יספרו לאל קדושתו. תתברך ה' אלוהינו, בשמיים ממעל ועל הארץ מתחת; ועל כל שבח מעשה ידיך, ומאורות אשר יצרת — הם יפארוך, סלה. תתברך לעד צורנו, מלכנו, גואלנו, בורא קדושים. ישתבח שמך לעד מלכנו, יוצר משרתים, אשר משרתיו עומדים ברום עולם, משמיעים את קולם יחד בדברי אלוהים חיים ומלך עולם. כולם אהובים, כולם ברורים, כולם גיבורים, עושים באימה רצון קוניהם באהבה. וכולם מקבלים עליהם עול מלכות שמיים זה מזה, ונותנים רשות זה לזה להקדיש לצורם בנחת רוח, בשפה ברורה, ובנעימה טהורה. כולם כאחד עונים ביראה, ואומרים: קדוש קדוש קדוש, ה' צבאות; מלוא כל הארץ, כבודו! והאופנים וחיות הקודש, יחד מתנשאים לעומתם; משבחים ואומרים: ברוך כבוד ה', ממקומו! לאל ברוך נעימות ייתנו, למלך אל חי וקיים זמירות יאמרו ותושבחות ישמיעו, כי הוא לבדו פועל גבורות עושה חדשות זורע צדקות מצמיח ישועות, אדון נפלאות מחדש בכל יום תמיד מעשה בראשית — כאמור לעושה, אורים גדולים, כי לעולם, חסדו , התקנת מאורות, לשמח עולם. ברוך אתה ה', יוצר המאורות.
Второе благословение перед Шма: Любовью вечной возлюбил Ты нас, Б-г Всесильный наш, осенил нас милосердием великим и безграничным. Отец наш, Владыка наш, ради великого Имени Твоего и ради полагавшихся на Тебя отцов наших, которых научил Ты законам жизни, дабы от всего сердца исполнять волю Твою, так помилуй и наставь нас, Отец наш, Отец милосердный! Сжалься над нами, дай сердцу нашему понимание, чтобы, внимая, мы постигали и осмысливали, изучали и обучали других, хранили, соблюдали и исполняли все сказанное в Торе Твоей с любовью. Озари глаза наши светом Торы Твоей, пусть тянутся сердца наши к заповедям Твоим и души наши преисполнятся любовью и трепетом лишь перед Именем Твоим. [И правь над нами вскорости, только Ты один, ибо Имя святости Твоей наречено над нами. Ради Имени Твоего, Б-г великий, сильный, грозный, вскорости вознеси честь нашу, спаси ради Имени Твоего. Мы на Тебя полагаемся — и не устыдимся, под Именем твоим укрываемся — и не узнаем позора, и не оступимся мы во веки веков. Ибо Ты наш Отец и Владыка. Будем радоваться и веселиться в спасении, Твоей милостью дарованном. Б-г Всесильный наш, да не оставят нас милости Твои, вечно, вовеки и на веки веков. Даруй нам благословение и мир с четырех сторон света. И] в скором времени поведи нас, распрямившихся, в землю нашу. Ибо Ты избрал нас из всех племен и народов, с любовью приблизив к великому Имени Твоему, дабы мы любили [Тебя, прославляя] Имя Твое, благодарили Тебя, провозглашая единство Твое. Благословен Ты, Г-сподь, с любовью избравший народ Твой, Израиль! ברכה שנייה: אהבת עולם אהבתנו ה' אלוהינו, חמלה גדולה יתרה חמלת עלינו. אבינו מלכנו, בעבור שמך ובעבור אבותינו אשר בטחו בך, ותלמדנו חוקי חיים, כן תחוננו אבינו אב הרחמן. המרחם רחם נא עלינו, ותן בליבנו להבין להשכיל לשמוע ללמוד וללמד לשמור ולעשות ולקיים את כל דברי תלמוד תורתך באהבה; והאר עינינו במצוותיך ודבק בליבנו יראתך, ויחד לבבנו לאהבה את שמך. ומלוך עלינו מהרה אתה לבדך, כי שם קודשך באמת נקרא עלינו; ובעבור שמך האל הגדול הגיבור והנורא, מהרה באהבה תרים קרננו ותושיענו למען שמך. בך בטחנו לא נבוש, ובשמך חסינו לא ניכלם ולא ניכשל עד עולמי עד: כי אבינו מלכנו אתה, נגילה ונשמחה בישועתך. רחמיך ה' אלוהינו וחסדיך, אל יעזבונו נצח סלה ועד; והבא עלינו ברכה ושלום מארבע כנפות הארץ, והוליכנו מהרה קוממייות לארצנו. כי בנו בחרת מכל עם ולשון, וקירבתנו לשמך הגדול, להודות לך ולייחדך ולרוממך, ולאהבה את שמך. ברוך אתה ה', הבוחר בעמו ישראל באהבה.
Текст заключительного благословения, следующего за чтением Шма: Истинно и незыблемо, доподлинно и непреложно, верно и надежно, любимо и отрадно, приятно и желанно, грозно и могущественно, совершенно и неоспоримо, благостно и прекрасно для нас слово [Г-спода] — во веки веков. Поистине Б-г, Творец мира, — Владыка наш, оплот Яакова, Защитник и Спаситель наш. Сменяются поколения, а Он неизменен. Он — Твердыня, и Имя Его — Твердыня. Неколебим престол Его, владычество Его и завет Его — навеки. Слова Его во веки веков живы и незыблемы, надежны и отрадны для отцов наших и для нас, для детей наших и потомков наших, для всех поколений потомков Израиля, рабов Твоих. От первых и до последних слово Твое — благо и вечность, оно истинно, надежно, в нем закон нерушимый. Воистину Ты — Б-г Всесильный наш и Б-г отцов наших, Владыка наш и отцов наших, Избавитель наш и отцов наших, наша твердыня, оплот спасения нашего. Освободитель и Спаситель наш — таково Имя Тебе от века. Нет и никогда не будет у нас Б-га, кроме Тебя. Всегда помогал Ты отцам нашим, был защитником и Спасителем им и сыновьям их во всех поколениях. В горних высях обитель Твоя, а законы Твои и правосудие Твое — во всех земных пределах. Воистину счастлив тот, кто прислушивается к заповедям Твоим, кто принял сердцем Тору Твою и слово Твое. Воистину Ты — Повелитель народа Своего, Владыка, мощью Своей вступающийся за них, за отцов и детей. Воистину Ты — первый и Ты — последний, и, кроме Тебя, нет у нас владыки, избавителя и спасителя. Воистину, Б-г Всесильный наш, Ты освободил нас из Египта, вызволил из дома рабства. Поразив всех первенцев их, спас Ты Своего первенца, Израиля. Ты рассек для них Красное море, утопив в нем злодеев. Ты перевел любимых Тобой, а врагов их покрыли воды, никого не осталось. Потому воспевали и превозносили Б-га любимые Его, слагали они гимны и песнопения и возносили хвалу, благословляя и благодаря Владыку — Б-га живого и вечного. Возвышается Он надо всеми и превознесен всеми, велик и грозен, гордецов пригибает к земле, кротких поднимает к высотам, вызволяет узников, освобождает смиренных, приходит на помощь бедным, внемлет мольбе Его народа, Израиля, в час беды. Хвала Б-гу Всевышнему, Избавителю, благословен Он и благословляем! Моше и сыны Израиля в великой радости воспели Ему гимн, хором возгласив: «Кто подобен Тебе среди высших сил, Г-сподь?! Кто подобен Тебе, могучему в святости, внушающему трепет славящим Тебя, творящему чудеса?!» «Г-сподь будет владыкой во веки веков!» И сказано: «Избавитель наш Г-сподь воинств Имя Ему, Святой Израиля!» Благословен Ты Г-сподь, освободитель Израиля! ברכה אחרונה שלאחר קרית שמע בשחר, זה הוא נוסחה: אמת ויציב, נכון וקיים, ישר ונאמן, אהוב וחביב, נחמד ונעים, נורא ואדיר, מתוקן ומקובל, טוב ויפה הדבר הזה עלינו — לעולם ועד. אמת — אלוהי עולם מלכנו, צור יעקוב מגן ישענו. לדור ודור הוא קיים ושמו קיים, וכיסאו נכון ומלכותו ואמונתו קיימת. דבריו חיים ונאמנים לעד, ולעולמי עולמים: עלינו ועל אבותינו על בנינו ועל כל דורותינו, ועל כל דורות זרע ישראל עבדיך; על הראשונים, ועל האחרונים — דבר טוב וקיים באמת, חוק ולא יעבור. אמת — שאתה הוא ה' אלוהינו ואלוהי אבותינו, מלכנו ומלך אבותינו, גואלנו וגואל אבותינו, יוצרנו וצור ישועתנו, פודנו ומצילנו מעולם הוא שמך, ואין לנו אלוהים עוד זולתך. עזרת אבותינו אתה הוא מעולם, מגן ומושיע לבניהם אחריהם בכל דור ודור. ברום עולם מושבך, ומשפטיך וצדקתך עד אפסי ארץ. אמת — אשרי איש אשר ישמע מצוותיך, ותורתך ודברך ישים על ליבו; אמת — אתה הוא אדון לעמך, ומלך גיבור לריב ריבם לאבות ובנים; אמת — אתה הוא ראשון ואתה הוא אחרון, ומבלעדיך אין לנו מושיע. אמת — ממצריים גאלתנו ה' אלוהינו: מבית עבדים פדיתנו, וכל בכורי מצריים בדבר הרגת, ובכורך גאלת, וים סוף בקעת, וזדים טיבעת, וידידים עברו מים, ויכסו מים צריהם עד אחד מהם לא נותר. ועל זאת שיבחו גאולים, ורוממו לאל; ונתנו ידידים שירות זמירות, תושבחות למלך אל חי וקיים. רם ונישא, גדול גיבור ונורא, משפיל גאים, עדי ארץ. מגביה שפלים עדי מרום, מוציא אסירים, פודה ענווים, ועוזר דלים, ועונה לעמו ישראל בעת שוועם אליו; תהילה לאל עליון, ברוך הוא! משה וכל בני ישראל, לך אמרו שירה — בשמחה רבה, אמרו כולם: מי כמוך באלים ה', מי כמוך נאדר בקודש, נורא תהילות, עושה פלא. ה' ימלוך לעולם ועד, ונאמר גואלנו, ה' צבאות שמו קדוש, ישראל. ברוך אתה ה', גאל ישראל.
Первое благословение перед чтением Шма вечером: Благословен Ты, Б-г Всесильный наш, Владыка мира, по слову которого день клонится к ночи. Мудростью Своей открывая врата небес, Он по разумению Своему устанавливает порядок смены сезонов и чередование времен, по воле Своей устанавливает звездам на небосводе орбиты их. Он творит день и ночь, [словно свиток] сворачивает свет перед наступлением тьмы и тьму перед светом. И уводит Он день, и посылает ночь, отделяя день от ночи. Г-сподь воинств — имя Его. Благословен Ты, Г-сподь по слову Которого день клонится к ночи! ברכה ראשונה שלפני קרית שמע של ערבית, זה הוא נוסחה: ברוך אתה ה' אלוהינו מלך העולם, אשר בדברו מעריב ערבים, בחכמה פותח שערים, בתבונה משנה עיתים, מחליף את הזמנים, מסדר את הכוכבים במשמרותיהם ברקיע כרצונו. בורא יומם ולילה, גולל אור מפני חושך וחושך מפני אור, מעביר יום ומביא לילה, מבדיל בין יום ללילה, ה' צבאות שמו — קדוש, ישראל. ברוך אתה ה', המעריב ערבים.
Второе благословение: [Возлюбленный Израиля] возлюбил Ты народ Свой, Израиль, научил нас Торе и заповедям, уставам и законам. Потому, Б-г Всесильный наш, всегда, ложась и вставая, будем мы обсуждать законы Твои, радоваться словам Торы и заповедям Твоим. Ведь в них — наша жизнь и долголетие, днем и ночью мысли наши — о них. Никогда не лишай нас любви Твоей. Благословен Ты, Г-сподь, любящий народ Свой, Израиль! ברכה שנייה: אהבת עולם ישראל עמך אהבת, תורה ומצוות, חוקים ומשפטים, אותם לימדת. על כן ה' אלוהינו, בשוכבנו ובקומנו נשיח בחוקי רצונך, ונשמח ונעלוז בדברי תורתך לעולם ועד — כי הם חיינו ואורך ימינו, ובהם נהגה יומם ולילה. ואהבתך לא תסור ממנו לעולם ועד, כי היא עטרת ראשנו. ברוך אתה ה', אוהב את עמו ישראל לעד.
Текст первого благословения, следующего за чтением Шма вечером: Истинно и достоверно все это. Непоколебима вера наша, что Он — Б-г Всесильный наш, и нет никого, кроме Него; мы же — народ Его, Израиль. Он вызволил нас из рук царей. Он, Владыка наш, спас нас, когда были мы в руках тиранов, Он, Б-г, взыскивает с притеснителей наших, по заслугам воздает заклятым врагам нашим. Сохранил Он нас среди живых, не допустил, чтобы ноги наши подкосились. Проведя нас по высотам наших врагов, Он дал нам мощь превзойти ненавистников наших. Он — Б-г, отомстивший за нас фараону и явивший знамения и чудеса в земле сынов Хама. В гневе Своем поразил Б-г всех египетских первенцев, а народ Свой, Израиль, вывел из их среды — к свободе вечной. Он провел сынов Своих меж расступившихся вод Красного моря, а их преследователей и ненавистников вверг в пучины морские. И, видя силу Его, сыны Его вознесли благодарность и хвалу Имени Его, с любовью приняли владычество Его. Моше и сыны Израиля, ликуя, сложили песнь и возгласили: «Кто подобен Тебе среди высших сил, Г-сподь?! Кто подобен Тебе, могучему в святости, внушающему трепет славящим Тебя, творящему чудеса?!» «Г-сподь будет владыкой во веки веков». И сказано: [«Спаси нас, Чье Имя Г-сподь Воинств, Святой Израиля».] Благословен Ты, Г-сподь, освободитель Израиля! ברכה ראשונה שלאחר קרית שמע של ערבית, זה הוא נוסחה: אמת אמונה כל זאת קיים עלינו, כי הוא ה' אלוהינו ואנחנו ישראל עמו; אמת מלכנו ואפס זולתו — הפודנו מיד מלכים, הגואלנו מכף עריצים, האל הנפרע לנו מצרינו, המשלם גמול לכל אויבי נפשנו, השם נפשנו בחיים ולא נתן למוט רגלינו, המדריכנו על במות אויבינו, וירם קרננו על כל שונאינו. העושה לנו נקמה בפרעה, אותות ומופתים באדמת בני חם, המכה בעברתו כל בכורי מצריים, ויוצא את ישראל מתוכם לחירות עולם. המעביר בניו בין גזרי ים סוף, ואת רודפיהם ואת שונאיהם בתהומות טיבע. ראו בנים את גבורתו, והודו ושיבחו לשמו; ומלכותו ברצון קיבלו עליהם, וענו כולם בשמחה רבה ואמרו: מי כמוך באלים ה', מי כמוך נאדר בקודש, נורא תהילות, עושה פלא. ה' ימלוך, לעולם ועד. ונאמר גואלנו, ה' צבאות שמו — קדוש, ישראל. ברוך אתה ה', גאל ישראל.
Второе благословение сделующее после чтения Шма: Отец наш, дай нам с миром отойти ко сну. Владыка наш, дай нам пробудиться для жизни благополучной и мира. Раскинь над нами мирный шатер Твой. Направь нас Твоими добрыми советами и спаси нас немедля ради Имени Твоего., защити нас и отведи от нас врага, мор и меч, голод и скорбь. Устрани Сатана, явного и скрытого. Укрой нас под сенью крыл Твоих храни нас, когда мы выйдем в путь и когда станем возвращаться. Ибо Ты Б-г, хранящий и спасающий нас. [И под сенью крыл твоих укроемся, как сказано: «Вот не спит и не дремлет Страж Израиля».] Благословен Ты, Г-сподь, вечно хранящий народ Свой, Израиль. [Благословен Г-сподь вовеки, Истинно и Истинно! Будет Г-сподь владыкой вовеки, Истинно и Истинно! И увидел весь народ и пал на лицо свое, и сказали: «Г-сподь — Он Б-г, Г-сподь — Он Б-г». Благословенно Имя славы Его вовеки. Да наполнится славой Г-спода вся земля. Благословен Г-сподь днем! Благословен Г-сподь ночью! Благословен Г-сподь утром! Благословен Г-сподь вечером! Благословен Г-сподь, когда мы ложимся! Благословен Г-сподь, когда мы встаем! Б-г, в Чьих руках души живых и души мертвых, в руке Которого душа всего живого и дух всякой плоти людской. В Твои руки вручаю дух свой, спаси меня, Г-сподь, Б-г истины. Да увидят наши глаза, и да возрадуется наше сердце, и да возвеселится наша душа Спасению, Тобой ниспосланному, когда будет сказано Сиону: «Владыка, Б-г твой». Г-сподь правил, Г-сподь правит, Г-сподь будет править во веки веков! Благословен Ты, Г-сподь, Правящий в славе Своей, Живой и Существующий вечно, Который будет править во веки веков.] ברכה אחרונה שלאחר קרית שמע של ערבית, זה הוא נוסחה: השכיבנו ה' אלוהינו לשלום, והעמידנו לחיים ולשלום, ופרוס עלינו סוכת שלומך, ותקננו בעצה טובה מלפניך. והגן בעדנו ושומרנו והצילנו מכל דבר רע ומפחד לילה, ושבור השטן מלפנינו ומאחרינו, ושמור צאתנו ובואנו — כי שומרנו ומצילנו אתה. ובצל כנפיך תסתירנו, כדבר שנאמר, הנה לא ינום ולא יישן, שומר ישראל. ברוך שומר עמו ישראל, לעד: ברוך ה' לעולם אמן ואמן, ימלוך ה' לעולם אמן ואמן. וירא כל העם, וייפלו על פניהם; ויאמרו, ה' הוא האלוהים ה' הוא האלוהים. ברוך שם כבודו לעולם, וימלא כבוד ה' את כל הארץ. ברוך ה' ביום ברוך ה' בלילה, ברוך ה' בבוקר ברוך ה' בערב, ברוך ה' בשוכבנו ברוך ה' בקומנו. האל אשר בידו נפשות החיים והמתים, אשר בידו נפש כל חי ורוח כל בשר איש — בידך, אפקיד רוחי; פדית אותי ה', אל אמת. יראו עינינו וישמח ליבנו ותגל נפשנו, בישועתך; באמור לציון, מלך אלוהייך. ה' מלך, ה' מלך; ה' ימלוך, לעולם ועד. ברוך אתה ה', המולך בכבודו חי וקיים תמיד ימלוך לעולם ועד. ונהגו מקצת העם להוסיף פסוקין באמצע ברכה זו, וקוראין כנוסח הזה: וירא כל העם, וייפלו על פניהם; ויאמרו, ה' הוא האלוהים ה' הוא האלוהים. הושיענו ה' אלוהינו, וקבצנו מן הגויים — להודות לשם קודשך, להשתבח בתהילתך. כי לא ייטוש ה' את עמו, בעבור שמו הגדול: כי הואיל ה', לעשות אתכם לו לעם. ועלו מושיעים בהר ציון, לשפוט את הר עשיו; והייתה לה', המלוכה. והיה ה' למלך, על כל הארץ: ביום ההוא יהיה ה' אחד, ושמו אחד. אלוהינו שבשמיים, קיים שמך ומלכותך עלינו תמיד. בידך נפש החיים ונפש המתים, אשר בידו נפש כל חי ורוח כל בשר איש — בידך, אפקיד רוחי; פדית אותי ה', אל אמת. ואנחנו עמך, וצאן מרעיתך; נודה לך לעולם, לדור ודור נספר תהילתך. ה', הצילה נפשי משפת שקר; מלשון רמייה. ישראל נושע בה', תשועת עולמים; לא תבושו ולא תיכלמו, עד עולמי עד. יהי ה' אלוהינו עימנו, כאשר היה עם אבותינו; אל יעזבנו, ואל ייטשנו: להטות לבבנו, אליו; ללכת בכל דרכיו ולשמור מצוותיו וחוקיו ומשפטיו, אשר ציווה את אבותינו. כל הנשמה, תהלל יה; הללו יה! ברוך ה' ביום ברוך ה' בלילה, ברוך ה' בבוקר ברוך ה' בערב, ברוך ה' בשוכבנו ברוך ה' בקומנו. תמיד נהללך, סלה; ונשיח, באמונתך. ברוך אתה ה', המולך בכבודו חי וקיים תמיד ימלוך לעולם ועד.
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter