СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 16:39

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о субботе. Гл. 26

1. Всю утварь, используемую для ткачества, включая веревки и шесты, можно переносить [в соответствии с правилами, регулирующими] любую утварь, чье предназначение запрещено в субботу. Исключение делается в отношении верхней и нижней ткацких балок. Их нельзя переносить, потому что они [обычно] закреплены [внутри ткацкого станка]. Точно так же нельзя сдвигать столбы [из опасения], что ямки от них засыпятся землей. Разрешается перемещать прочую утварь ткача. כָּל כְּלֵי הָאוֹרֵג וַחֲבָלָיו וְקָנִים שֶׁלּוֹ מֻתָּר לְטַלְטְלָן כִּכְלִי שֶׁמְּלַאכְתּוֹ לְאִסּוּר חוּץ מִכֹּבֶד הָעֶלְיוֹן וְכֹבֶד הַתַּחְתּוֹן לְפִי שֶׁאֵין נִטָּלִין מִפְּנֵי שֶׁהֵן תְּקוּעִין. וְכֵן הָעַמּוּדִים שֶׁל אוֹרֵג אָסוּר לְטַלְטְלָן שֶׁמָּא יְתַקֵּן הַגֻּמּוֹת שֶׁלָּהֶן. וּשְׁאָר כְּלֵי הָאוֹרֵג מֻתָּרִין:
2. Метлы, сделанные из пальмовых веток и т. п., используемые для подметания земли, считаются утварью, чье предназначение разрешено в субботу, поскольку подметание разрешено в субботу. Кирпичи, оставшиеся после стройки, считаются утварью, чье предназначение разрешено в субботу, поскольку на них можно лежать, что очевидно из того факта, что они выравнены и приспособлены для этой цели. Однако, если их сложили вместе, [очевидно], что они были отложены [для строительства], и переносить их запрещено. מִכְבָּדוֹת שֶׁל תְּמָרָה וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן שֶׁמְּכַבְּדִין בָּהֶן אֶת הַקַּרְקַע הֲרֵי הֵן כִּכְלִי שֶׁמְּלַאכְתּוֹ לְהֶתֵּר שֶׁהֲרֵי מֻתָּר לְכַבֵּד בְּשַׁבָּת. לְבֵנִים שֶׁנִּשְׁאֲרוּ מִן הַבִּנְיָן הֲרֵי הֵן כִּכְלִי שֶׁמְּלַאכְתּוֹ לְהֶתֵּר מִפְּנֵי שֶׁרְאוּיִין לְהָסֵב עֲלֵיהֶן שֶׁהֲרֵי שָׁפִין אוֹתָן וּמְתַקְּנִין אוֹתָן. וְאִם צָבַר אוֹתָן הֲרֵי הִקְצָם וְאָסוּר לְטַלְטְלָם:
3. Небольшой глиняный черепок можно переносить даже в общественном владении. [Это снисхождение предоставляется], потому что его можно использовать во дворе, чтобы закрыть горлышко небольшого сосуда. Выпавшую затычку от бочки или ее обломки разрешается переносить. Если она была выброшена на свалку до начала субботы, то перенос ее запрещен. Если сосуд треснул [но не раскололся на куски], нельзя откалывать от него осколок, чтобы накрыть [им другой сосуд] или использовать в качестве опоры для другого сосуда. חֶרֶס קְטַנָּה מֻתָּר לְטַלְטְלָהּ אֲפִלּוּ בִּרְשׁוּת הָרַבִּים הוֹאִיל וּרְאוּיָה הִיא בְּחָצֵר לְכַסּוֹת בָּהּ פִּי כְּלִי קָטָן. מְגוּפַת חָבִית שֶׁנִּתְכַּתְתָּה הִיא וּשְׁבָרֶיהָ מֻתָּר לְטַלְטְלָהּ וְאִם זְרָקָהּ לָאַשְׁפָּה מִבְּעוֹד יוֹם אָסוּר לְטַלְטְלָהּ. כְּלִי שֶׁנִּתְרוֹעֵעַ לֹא יִתְלֹשׁ מִמֶּנּוּ חֶרֶס לְכַסּוֹת בּוֹ אוֹ לִסְמֹךְ בּוֹ:
4. Разрешается приносить в уборную три гальки, чтобы подтереться ими. Какого размера они могут быть? Полная горсть. С другой стороны, комок земли, который может рассыпаться, запрещается брать с собой для очищения (им). Разрешается поднимать эти камни на крышу [так, чтобы можно было] подтереться ими. Если прошел дождь и они потонули в грязи, их можно забрать, если есть отчетливый знак [отмечающий их местонахождение]. Если галька в грязи, можно быть уверенным, что она используется для подтирания. Поэтому можно перемещать ее, даже если она велика. מֻתָּר לְהַכְנִיס לְבֵית הַכִּסֵּא שָׁלֹשׁ אֲבָנִים מְקֻרְזָלוֹת לְקַנֵּחַ בָּהֶן וְכַמָּה שִׁעוּרָן כִּמְלֹא הַיָּד. אֲבָל אֲדָמָה שֶׁהִיא קְרוֹבָה לְהִתְפָּרֵךְ אָסוּר לְטַלְטְלָהּ לְקַנֵּחַ בָּהּ. וּמֻתָּר לְהַעֲלוֹת אֲבָנִים לַגַּג לְקַנֵּחַ בָּהֶן. יָרְדוּ עֲלֵיהֶן גְּשָׁמִים וְנִשְׁתַּקְעוּ בְּטִיט אִם רִשּׁוּמָן נִכָּר מֻתָּר לְטַלְטֵל. אֶבֶן שֶׁיֵּשׁ עָלֶיהָ טִנּוּף שֶׁוַּדַּאי לְקַנֵּחַ הִיא מֻתָּר לְטַלְטְלָהּ וַאֲפִלּוּ הִיא גְּדוֹלָה:
5. Если у человека есть выбор [использовать] гальку или обломок от глиняного сосуда [чтобы подтереться], ему следует использовать круглую гальку. Однако если это осколок от ручки сосуда, то следует использовать именно его. [Следующие правила применяются, когда] у человека есть выбор [использовать] гальку или траву: если трава мягкая, то следует использовать ее; если же нет, то следует использовать гальку. הָיָה לְפָנָיו צְרוֹר וְחֶרֶשׂ מְקַנֵּחַ בַּצְּרוֹר וְאִם הָיָה הַחֶרֶשׂ מֵאוֹגְנֵי כֵּלִים מְקַנֵּחַ בַּחֶרֶשׂ. הָיוּ לְפָנָיו צְרוֹר וַעֲשָׂבִים אִם הָיוּ עֲשָׂבִים רַכִּים מְקַנֵּחַ בָּהֶן וְאִם לָאו מְקַנֵּחַ בַּצְּרוֹר:
6. Остатки рваных циновок считаются утварью, которую можно использовать в разрешенных целях, поскольку они пригодны для прикрытия грязи. В отличие от них, разодранные обрывки одежды размером менее трех на три пальцев, нельзя переносить, потому что они не годятся ни для бедных, ни для богатых. Обломки печи разрешается переносить, так как они подобны любой другой утвари, разрешенной к перемещению. Однако, когда одна ножка печи отпала, то ее нельзя переносить, из-за опасения, что ее могут прикрепить назад. שְׁיָרֵי מַחְצְלָאוֹת שֶׁבָּלוּ הֲרֵי הֵן כִּכְלִי שֶׁמְּלַאכְתּוֹ לְהֶתֵּר מִפְּנֵי שֶׁרְאוּיִין לְכַסּוֹת בָּהֶן הַטִּנּוּף. אֲבָל שְׁיָרֵי בְּגָדִים שֶׁבָּלוּ שֶׁאֵין בָּהֶן שְׁלֹשָׁה עַל שְׁלֹשָׁה אָסוּר לְטַלְטְלָן שֶׁאֵינָן רְאוּיִין לֹא לַעֲנִיִּים וְלֹא לַעֲשִׁירִים. שִׁבְרֵי הַתַּנּוּר מֻתָּר לְטַלְטְלָן וַהֲרֵי הֵן כְּכָל הַכֵּלִים שֶׁמְּלַאכְתָּן לְהֶתֵּר. כִּירָה שֶׁנִּשְׁמְטָה אַחַת מִיַּרְכוֹתֶיהָ אָסוּר לְטַלְטְלָהּ שֶׁמָּא יִתְקַע:
7. Лестницу, ведущую на чердак, запрещено переносить [в субботу], так как она не считается утварью. Лестницу, ведущую в голубятню разрешено перемещать. Однако не следует переносить его из одной голубятни в другую, чтобы не последовать своему будничному и не установить ловушку [голубей]. [Следующее правило регулирует использование] шеста, используемого для сбора оливок: если он классифицируется как утварь, то это утварь, чье предназначение запрещено в субботу. [Следующее правило регулирует использование] шеста, которым открывают и закрывают двери: в случае, если он классифицируется как утварь, то он будет утварью, чье предназначение разрешено в субботу. סֻלָּם שֶׁל עֲלִיָּה אָסוּר לְטַלְטְלוֹ שֶׁאֵין עָלָיו תּוֹרַת כְּלִי. וְשֶׁל שׁוֹבָךְ מֻתָּר לְהַטּוֹתוֹ. אֲבָל לֹא יוֹלִיכוֹ מִשּׁוֹבָךְ לְשׁוֹבָךְ שֶׁלֹּא יַעֲשֶׂה כְּדֶרֶךְ שֶׁהוּא עוֹשֶׂה בְּחל וְיָבוֹא לָצוּד. קָנֶה שֶׁמּוֹסְקִין בּוֹ הַזֵּיתִים אִם יֵשׁ עָלָיו תּוֹרַת כְּלִי הֲרֵי הוּא כִּכְלִי שֶׁמְּלַאכְתּוֹ לְאִסּוּר. קָנֶה שֶׁהִתְקִינוֹ בַּעַל הַבַּיִת לִהְיוֹת פּוֹתֵחַ וְנוֹעֵל בּוֹ אִם יֵשׁ תּוֹרַת כְּלִי עָלָיו הֲרֵי הוּא כִּכְלִי שֶׁמְּלַאכְתּוֹ לְהֶתֵּר:
8. Дверь, на которой когда-то были петли, но сейчас она без петель, которой закрывают двор, волоча по земле при открытии и закрытии: если дверь прикреплена к стене и висит на ней, то ее можно закрывать и запирать; в ином случае, ее нельзя закрывать. Связками колючек, которыми затыкают проломы в ограде, и циновками, если они прикреплены к стене или приподняты над землей, то ими можно закрывать (проход), в ином случае — нет. דֶּלֶת שֶׁהָיָה לָהּ צִיר אַף עַל פִּי שֶׁאֵין לָהּ עַתָּה צִיר שֶׁהֱכִינָהּ לִסְתֹּם בָּהּ מָקוֹם מֻקְצֶה וְהִיא נִגְרֶרֶת שֶׁנּוֹטְלִין אוֹתָהּ וְסוֹתְמִין בָּהּ. וְכֵן חֲדָקִים שֶׁסּוֹתְמִין בָּהֶן הַפִּרְצָה. וְכֵן מַחְצֶלֶת הַנִּגְרֶרֶת. בִּזְמַן שֶׁקְּשׁוּרִין וּתְלוּיִין בַּכֹּתֶל סוֹתְמִין בָּהֶן וְנוֹעֲלִים בָּהֶם וְאִם לָאו אֵין נוֹעֲלִין בָּהֶן. וְאִם הָיוּ גְּבוֹהִים מֵעַל הָאָרֶץ נוֹעֲלִין בָּהֶן:
9. Если дверь сделана из одного куска дерева, и закрывая (проход), ее вставляют в проем, а, открывая (проход), ее убирают, и внизу имеется порог, который указывает на тот факт, что это действительно дверь, то можно закрывать ее (в субботу), в ином случае — нельзя. Точно так же можно запирать дверь засовом, который имеет утолщение на конце, которое указывает на его предназначение, отмечая, что это не просто обычная балка. דֶּלֶת שֶׁהָיָה לָהּ לוּחַ אֶחָד שֶׁשּׁוֹמְטִין אוֹתָהּ וְנוֹעֲלִין בָּהּ אִם לֹא הָיָה לָהּ לְמַטָּה כֵּן כְּמוֹ אַסְקֻפָּה שֶׁמּוֹכִיחַ עָלֶיהָ שֶׁהִיא כְּלִי מוּכָן לִנְעִילָה אֵין נוֹעֲלִין בָּהּ. וְאִם יֵשׁ לְמַטָּה אַסְקֻפָּה נוֹעֲלִים בָּהּ. וְכֵן נֶגֶר שֶׁיֵּשׁ בְּרֹאשׁוֹ קְלֻסְטְרָא שֶׁמּוֹכַחַת עָלָיו שֶׁהוּא כְּלִי מוּכָן לִנְעִילָה וְאֵינוֹ קוֹרָה כִּשְׁאָר כָּל הַקּוֹרוֹת נוֹעֲלִין בּוֹ בְּשַׁבָּת:
10. Если у засова нет утолщения на конце, то, при условии, что он привязан к двери и висит на ней, мы можем использовать его для запирания двери в субботу. [Это постановление] также применяется если он связан веревкой с дверью. Если, наоборот, веревка привязана к двери, а засов является съёмным, то есть снимается и возвращается по желанию, то запрещено запирать им [в субботу]. Это запрещено, потому что [засов] не считается утварью, и нет никаких признаков [указывающих, на его предназначение], поскольку он не прикреплен к двери и не привязан веревкой. נֶגֶר שֶׁאֵין בְּרֹאשׁוֹ קְלֻסְטְרָא אִם הָיָה קָשׁוּר וְתָלוּי בַּדֶּלֶת נוֹעֲלִין בּוֹ. וְכֵן אִם הָיָה נִטָּל וְאֶגְדּוֹ עִמּוֹ. אֲבָל אִם הָיָה אֶגְדּוֹ קָבוּעַ בַּדֶּלֶת וְהָיָה הַנֶּגֶר נִשְׁמָט כְּמוֹ קוֹרָה וּמַנִּיחִין אוֹתוֹ בַּזָּוִית וְחוֹזְרִין וְנוֹעֲלִין בּוֹ בְּעֵת שֶׁרוֹצִין הֲרֵי זֶה אָסוּר לִנְעל בּוֹ שֶׁאֵין עָלָיו תּוֹרַת כְּלִי וְאֵינוֹ אָגוּד וְאֵין בּוֹ אֶגֶד לְהוֹכִיחַ עָלָיו:
11. Составной светильник нельзя перемещать в субботу. [Это ограничение применяется] независимо от его размера. [Почему был введен этот запрет? Из опасения, что, какая-либо деталь отвалится, после чего его починят. Если в светильнике сделаны прорези, и он выглядит как составной, то если он велик настолько, что его можно переносить только двумя руками, то переносить его (в субботу) запрещено из-за его размеров, если он невелик — то перемещение разрешено. מְנוֹרָה שֶׁל חֻלְיוֹת בֵּין גְּדוֹלָה בֵּין קְטַנָּה אֵין מְטַלְטְלִין אוֹתָהּ שֶׁמָּא יַחֲזִירֶנָהּ בְּשַׁבָּת. הָיוּ בָּהּ חֲדָקִים וְהִיא נִרְאֵית כְּבַעֲלַת חֻלְיוֹת. אִם הָיְתָה גְּדוֹלָה הַנִּטֶּלֶת בִּשְׁתֵּי יָדַיִם אָסוּר לְטַלְטְלָהּ מִפְּנֵי כָּבְדָהּ. הָיְתָה קְטַנָּה מִזּוֹ מֻתָּר לְטַלְטְלָהּ:
12. В субботу мы можем снять обувь с прави́ла сапожника. В субботу мы можем снять домашний (не профессиональный) гладильный пресс для одежды. Однако мы не можем ставить пресс на место. К прессу, принадлежащему прачечной, вообще нельзя прикасаться; он является запрещенным для перемещения из-за имущественного ущерба [который может быть нанесен из-за его ненадлежащего использования]. Точно так же, изначально, нельзя перемещать состриженную шерсть, потому что [их владелец] отложил ее [для прядения ткани]. Следовательно, если они были отложены для иной определенной цели, то разрешено перемещать их. Необработанные шкуры — независимо от того, принадлежат они частному лицу или мастеру [кожевеннику] — могут перемещаться, потому что [их владелец] не очень дорожит ими. מִנְעָל שֶׁעַל גַּבֵּי הָאִמּוּם שׁוֹמְטִין אוֹתוֹ בְּשַׁבָּת. מַכְבֵּשׁ שֶׁל בַּעֲלֵי בָּתִּים מַתִּירִין אֲבָל לֹא כּוֹבְשִׁין. וְשֶׁל כּוֹבְסִין לֹא יִגַּע בּוֹ מִפְּנֵי שֶׁהוּא מֻקְצֶה מֵחֲמַת חֶסְרוֹן כִּיס. וְכֵן גִּזֵּי צֶמֶר אֵין מְטַלְטְלִין אוֹתָן מִפְּנֵי שֶׁהוּא מַקְפִּיד עֲלֵיהֶן. לְפִיכָךְ אִם יִחֲדָן לְתַשְׁמִישׁ מֻתָּרִין. וְהַשְּׁלָחִין מֻתָּר לְטַלְטְלָן בֵּין שֶׁהָיוּ שֶׁל בַּעַל הַבַּיִת אוֹ שֶׁל אֻמָּן מִפְּנֵי שֶׁאֵינוֹ מַקְפִּיד עֲלֵיהֶם:
13. Вся грязь — например, плевки, рвота, экскременты и т.п., находящаяся во дворе, где живут [люди], может быть убрана в кучу мусора или в уборную. Это отличается от ночного горшка. Если они находились в другом дворе, то следует накрыть их сосудом, чтобы дети не испачкались. Можно наступить на находящуюся на земле слюну, не обращая на нее никакого внимания. Можно перемещать жаровню из-за золы (в ней). [Это снисхождение предоставляется], несмотря на то, что он в ней могут остаться недогоревшие дрова, потому что она подобна ночному горшку. Изначально мы не можем создавать что-либо отвратительное в субботу. Однако, если оно возникло в результате естественных процессов или в результате чьего-либо нарушения, то можно их переместить. כָּל דָּבָר מְטֻנָּף כְּגוֹן רְעִי וְקִיא וְצוֹאָה וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן אִם הָיוּ בְּחָצֵר שֶׁיּוֹשְׁבִין בָּהּ מֻתָּר לְהוֹצִיאָן לְאַשְׁפָּה אוֹ לְבֵית הַכִּסֵּא וְזֶה הוּא הַנִּקְרָא גְּרָף שֶׁל רְעִי. וְאִם הָיוּ בְּחָצֵר אַחֶרֶת כּוֹפִין עֲלֵיהֶן כְּלִי כְּדֵי שֶׁלֹּא יֵצֵא הַקָּטָן וְיִתְלַכְלֵךְ בָּהֶן. רֹק שֶׁעַל הַקַּרְקַע דּוֹרְסוֹ לְפִי תֻּמּוֹ וְהוֹלֵךְ. מְטַלְטְלִין כְּנוּנָא מִפְּנֵי אֶפְרוֹ אַף עַל פִּי שֶׁיֵּשׁ עָלָיו שִׁבְרֵי עֵצִים מִפְּנֵי שֶׁהוּא כִּגְרָף שֶׁל רְעִי. וְאֵין עוֹשִׂין גְּרָף שֶׁל רְעִי לְכַתְּחִלָּה בְּשַׁבָּת. אֲבָל אִם נַעֲשָׂה מֵאֵלָיו אוֹ שֶׁעָבַר וְעָשָׂהוּ מוֹצִיאִין אוֹתוֹ:
14. Разрешено есть масло, которое стекло из-под балки пресса для оливок в субботу, а также из фиников и миндаля, приготовленных к продаже. Зерно, отложенное на складе и т.п., если уж начали есть его, то можно его перемещать, потому что пища никогда не становится запрещенной для перемещения в субботу. Напротив, все [виды пищи] [всегда] можно употреблять. [Есть, однако, одно] исключение: инжир и изюм, отложенные для сушки. Поскольку они проходят промежуточную стадию обработки, когда становятся отталкивающими и непригодными для еды, они считаются запрещенными для перемещения и их запрещено [переносить] в субботу. Открытую бочку [вина] или разбитый арбуз можно унести и убрать, даже если он больше не пригоден в пищу. Точно так же амулет, эффективность которого не доказана, можно переместить, хотя идти в нем запрещено. Масло, которое осталось в светильнике или в чаше, зажженной в определенную субботу, нельзя использовать в эту субботу. Оно запрещено для перемещения из-за запретного [предназначения, с которым оно ассоциировалось в сумерки]. שֶׁמֶן שֶׁיּוֹצֵא מִתַּחַת הַקּוֹרָה שֶׁל בֵּית הַבַּד בְּשַׁבָּת וְכֵן תְּמָרִים וּשְׁקֵדִים הַמּוּכָנִים לִסְחוֹרָה מֻתָּר לְאָכְלָם בְּשַׁבָּת. וַאֲפִלּוּ אוֹצָר שֶׁל תְּבוּאָה אוֹ תְּבוּאָה צְבוּרָה מַתְחִיל לְהִסְתַּפֵּק מִמֶּנָּה בְּשַׁבָּת שֶׁאֵין שׁוּם אֹכֶל שֶׁהוּא מֻקְצֶה בְּשַׁבָּת כְּלָל אֶלָּא הַכּל מוּכָן הוּא. חוּץ מִגְּרוֹגָרוֹת וְצִמּוּקִין שֶׁבַּמֻּקְצֶה בִּזְמַן שֶׁמְּיַבְּשִׁים אוֹתָם הוֹאִיל וּמַסְרִיחוֹת בֵּינְתַיִם וְאֵינָם רְאוּיִין לַאֲכִילָה הֲרֵי הֵן אֲסוּרִין בְּשַׁבָּת מִשּׁוּם מֻקְצֶה. חָבִית שֶׁנִּתְגַּלְּתָה וַאֲבַטִּיחַ שֶׁנִּשְׁבְּרָה אַף עַל פִּי שֶׁאֵינָן רְאוּיִין לַאֲכִילָה נוֹטְלָן וּמַנִּיחָן בְּמָקוֹם הַמֻּצְנָע. כַּיּוֹצֵא בּוֹ קָמֵעַ שֶׁאֵינוֹ מֻמְחֶה אַף עַל פִּי שֶׁאֵין יוֹצְאִין בּוֹ מְטַלְטְלִין אוֹתוֹ. מוֹתַר הַשֶּׁמֶן שֶׁבַּנֵּר וְשֶׁבַּקְּעָרָה שֶׁהִדְלִיקוּ בָּהֶן בְּאוֹתָהּ שַׁבָּת אָסוּר לְהִסְתַּפֵּק מִמֶּנּוּ בְּאוֹתָהּ שַׁבָּת מִפְּנֵי שֶׁהוּא מֻקְצֶה מֵחֲמַת אִסּוּר:
15. Хотя вывоз [продуктов] из хранилища зерна или бочек с вином разрешен, запрещается начинать опустошать [амбар], если это не делается с целью исполнения заповеди — например, опорожнение его для приема гостей или создание учебного зала. [В последнем случае] как следует опорожнять склад? Каждый человек должен [вынести] четыре или пять сосудов, пока он не будет полностью [очищен]. Мы не можем подметать пол склада, как было объяснено. Можно входить и выходить туда, и протаптывать путь своими ногами. אוֹצָר שֶׁל תְּבוּאָה אוֹ שֶׁל כַּדֵּי יַיִן אַף עַל פִּי שֶׁמֻּתָּר לְהִסְתַּפֵּק מִמֶּנּוּ אָסוּר לְהַתְחִיל בּוֹ לְפַנּוֹתוֹ אֶלָּא לִדְבַר מִצְוָה כְּגוֹן שֶׁפִּנָּהוּ לְהַכְנָסַת אוֹרְחִין אוֹ לִקְבֹּעַ בּוֹ בֵּית הַמִּדְרָשׁ וְכֵיצַד מְפַנִּין אוֹתוֹ. כָּל אֶחָד וְאֶחָד מְמַלֵּא אַרְבַּע אוֹ חָמֵשׁ קֻפּוֹת עַד שֶׁגּוֹמְרִין. וְלֹא יְכַבְּדוּ קַרְקָעִיתוֹ שֶׁל אוֹצָר כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ אֶלָּא נִכְנָס וְיוֹצֵא בּוֹ וְעוֹשֶׂה שְׁבִיל בְּרַגְלָיו בִּכְנִיסָתוֹ וּבִיצִיאָתוֹ:
16. Все, что пригодно для употребления в пищу животным, зверям или птицам, которые обычно встречаются, можно носить с собой в субботу. Что подразумевается под этим? Можно носить с собой сушеные бобы турмоса, потому что они являются пищей для коз. Напротив, свежие [бобы турмоса] нельзя [переносить]. [Можно носить] морской лук, потому что это пища для оленей, горчичное зерно, потому что это пища для голубей, и кости, потому что они пригодны в пищу собакам. Точно так же мы можем носить с собой все виды скорлупы и семян [продуктов], пригодные в корм для животных. Что касается непригодных для употребления в пищу: следует съесть пищу и бросить [скорлупу или семена] за спину, то перенос их запрещен. Можно переносить испорченное мясо, потому что оно годится для употребления в пищу животным. Можно переносить сырое мясо — соленое или несоленое, — потому что оно пригодно для употребления в пищу людьми. Это постановление распространяется на [сырую] засоленную рыбу. С другой стороны, перемещение несоленой [сырой] рыбы запрещено. כָּל שֶׁהוּא רָאוּי לְמַאֲכַל בְּהֵמָה וְחַיָּה וְעוֹף הַמְּצוּיִין מְטַלְטְלִין אוֹתוֹ בְּשַׁבָּת. כֵּיצַד. מְטַלְטְלִין אֶת הַתֻּרְמוֹס הַיָּבֵשׁ מִפְּנֵי שֶׁהוּא מַאֲכָל לְעִזִּים אֲבָל לֹא אֶת הַלַּח. אֶת הֶחָצָב מִפְּנֵי שֶׁהוּא מַאֲכָל לִצְבָאִים. אֶת הַחַרְדָּל מִפְּנֵי שֶׁהוּא מַאֲכָל לְיוֹנִים. אֶת הָעֲצָמוֹת מִפְּנֵי שֶׁהֵן מַאֲכָל לִכְלָבִים. וְכֵן כָּל הַקְּלִפִּין וְהַגַּרְעִינִין הָרְאוּיִין לְמַאֲכַל בְּהֵמָה מְטַלְטְלִין אוֹתָן. וְשֶׁאֵינָן רְאוּיִין אוֹכֵל אֶת הָאֹכֶל וְזוֹרְקָן לְאַחֲרָיו וְאָסוּר לְטַלְטְלָן. מְטַלְטְלִין בָּשָׂר תָּפוּחַ מִפְּנֵי שֶׁהוּא מַאֲכָל לְחַיָּה. וּמְטַלְטְלִין בָּשָׂר חַי בֵּין תָּפֵל בֵּין מָלִיחַ מִפְּנֵי שֶׁרָאוּי לְאָדָם. וְכֵן דָּג מָלִיחַ. אֲבָל הַתָּפֵל אָסוּר לְטַלְטְלוֹ:
17. Мы не можем переносить с собой осколки стекла, даже если они пригодны в пищу для страусов, вязанки лозы — даже если их съедают слоны, и луф, даже если его могут склевать вороны. [Эти ограничения были введены] потому, что эти и подобные [виды] не часто встречаются среди большинства людей. אֵין מְטַלְטְלִין שִׁבְרֵי זְכוּכִית אַף עַל פִּי שֶׁהֵן מַאֲכָל לְנַעֲמִיּוֹת. וְלֹא חֲבִילֵי זְמוֹרוֹת אַף עַל פִּי שֶׁהֵן מַאֲכָל לְפִילִים. וְלֹא אֶת הַלּוּף אַף עַל פִּי שֶׁהֵן מַאֲכָל לְעוֹרְבִים. מִפְּנֵי שֶׁאֵין אֵלּוּ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן מְצוּיִין אֵצֶל רֹב בְּנֵי אָדָם:
18. Если вязанки соломы, связки дров и веток были подготовлены для использования в качестве корма для животных, то их можно переносить. В противном случае их нельзя носить. Если кто-то принес их в связках дикого иссопа, марены, иссопа или тимьяна для использования в качестве дров для растопки, он не может использовать их в субботу. Если кто-то принес их для использования в качестве корма для животных, он может использовать их. Аналогичные правила применимы к мяте, руте и другим травам. חֲבִילֵי קַשׁ וַחֲבִילֵי זְרָדִין אִם הִתְקִינָן לְמַאֲכַל בְּהֵמָה מְטַלְטְלִין אוֹתָן וְאִם לָאו אֵין מְטַלְטְלִין אוֹתָן. חֲבִילֵי סֵיאָה פּוּאָה וְאֵזוֹב וְקוֹרָנִית. הִכְנִיסָן לְעֵצִים אֵין מִסְתַּפֵּק מֵהֶם בְּשַׁבָּת. לְמַאֲכַל בְּהֵמָה מִסְתַּפֵּק מֵהֶן. וְכֵן בַּאֲמִינְתָּא וְכֵן בְּפֵיגָם וְכֵן בִּשְׁאָר מִינֵי תַּבְלִין:
19. Мы не можем разгребать корм перед откормленным бычком для убоя. [Это применимо независимо от того, был ли корм помещен] в кормушку, которая является [отдельным] сосудом, или в земляную кормушку. [Точно так же] нельзя раскидывать [корм] по сторонам, чтобы [он не смешался с] навозом. [Эти ограничения являются] указами, [введенными] во избежание разравнивания [пола]. Можно взять корм, который положили перед ослом, и положить его перед быком. С другой стороны, нельзя забрать корм у быка, и положить его перед ослом. [Это ограничение было введено], потому что корм, испачканный слюной быка, не пригоден для употребления в пищу другим животным. Запрещается перевозить отвратительные листья с неприятным запахом, которые не едят животные. По тем же причинам запрещено носить крючок, на который ловят рыбу. В отличие от этого, крючок, на котором вешается мясо, разрешается носить с собой. То же самое относится ко всем подобным ситуациям. אֵין גּוֹרְפִין מַאֲכָל מִלִּפְנֵי הַפְּטָם בֵּין בְּאֵבוּס שֶׁל כְּלִי בֵּין בְּאֵבוּס שֶׁל קַרְקַע. וְאֵין מְסַלְּקִין לַצְּדָדִין מִפְּנֵי הָרְעִי גְּזֵרָה שֶׁמָּא יַשְׁוֶה גֻּמּוֹת. נוֹטְלִין מִלִּפְנֵי הַחֲמוֹר וְנוֹתְנִין לִפְנֵי הַשּׁוֹר. אֲבָל אֵין נוֹטְלִין מִלִּפְנֵי הַשּׁוֹר וְנוֹתְנִין לִפְנֵי הַחֲמוֹר מִפְּנֵי שֶׁהַמַּאֲכָל שֶׁלִּפְנֵי הַשּׁוֹר מְטֻנָּף בְּרִירוֹ וְאֵין רָאוּי לְמַאֲכַל בְּהֵמָה אַחֶרֶת. וְכֵן עָלִים שֶׁרֵיחָם רַע וּמְאוּסִין וְאֵין הַבְּהֵמָה אוֹכַלְתָּן אָסוּר לְטַלְטְלָן. לְפִיכָךְ תְּלַאי שֶׁל דָּגִים אָסוּר לְטַלְטְלוֹ וְשֶׁל בָּשָׂר מֻתָּר. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
20. Хотя перемещение трупа в субботу запрещено, его можно умастить и омыть, при условии, что никто не двигает его конечностями. Мы можем вытащить из-под него подушку, чтобы он лежал на земле, чтобы отложить разложение. Мы можем принести что-либо, что охлаждает [труп], или металлическую посуду и положить ее на живот [трупа], чтобы он не вздулся. Мы можем закрыть отверстия [трупа], чтобы в них не попадал воздух. Мы можем подвязать ему челюсть — не так, чтобы она закрывалась, а, чтобы она не [отпадала] дальше. Мы не можем закрывать глаза [трупу] в субботу. אַף עַל פִּי שֶׁאָסוּר לְטַלְטֵל אֶת הַמֵּת בְּשַׁבָּת סָכִין אוֹתוֹ וּמְדִיחִין אוֹתוֹ וּבִלְבַד שֶׁלֹּא יָזִיזוּ בּוֹ אֵיבָר. וְשׁוֹמְטִין אֶת הַכַּר מִתַּחְתָּיו כְּדֵי שֶׁיִּהְיֶה מֻטָּל עַל הַחוֹל בִּשְׁבִיל שֶׁיַּמְתִּין וְלֹא יַסְרִיחַ. וּמְבִיאִין כְּלֵי מֵיקֵר וּכְלֵי מַתָּכוֹת וּמַנִּיחִין לוֹ עַל כְּרֵסוֹ כְּדֵי שֶׁלֹּא יִתְפַּח. וּפוֹקְקִין אֶת נְקָבָיו שֶׁלֹּא יִכָּנֵס בָּהֶן הָרוּחַ. וְקוֹשְׁרִין אֶת הַלֶּחִי לֹא שֶׁיַּעֲלֶה אֶלָּא שֶׁלֹּא יוֹסִיף. וְאֵין מְעַמְּצִין אֶת עֵינָיו בְּשַׁבָּת:
21. Если труп лежит на солнце, мы можем положить на него хлеб или ребенка (чтобы разрешить его перенос) и отнести его [в тень]. Точно так же, если во дворе, где лежит труп, вспыхнет пожар, мы можем положить на него хлеб или ребенка и унести его [из огня]. Ведь даже если хлеба или ребенка нет, можно спасти труп от огня. [Это снисхождение дается], чтобы никто не потушил огонь из опасения, что труп может сгореть. Разрешение на перенос с помощью хлеба или детей на нем предоставляется только для трупа, потому что люди беспокоятся [о своих близких]. מֵת הַמֻּטָּל בַּחַמָּה מַנִּיחַ עָלָיו כִּכָּר אוֹ תִּינוֹק וּמְטַלְטְלוֹ. וְכֵן אִם נָפְלָה דְּלֵקָה בְּחָצֵר שֶׁיֵּשׁ בָּהּ מֵת מַנִּיחַ עָלָיו כִּכָּר אוֹ תִּינוֹק וּמְטַלְטְלוֹ. וְאִם אֵין שָׁם כִּכָּר וְלֹא תִּינוֹק מַצִּילִין אוֹתוֹ מִן הַדְּלֵקָה מִכָּל מָקוֹם שֶׁמָּא יָבֹא לְכַבּוֹת מִפְּנֵי שֶׁהוּא בָּהוּל עַל מֵתוֹ שֶׁלֹּא יִשָּׂרֵף. וְלֹא הִתִּירוּ לְטַלְטֵל בְּכִכָּר אוֹ תִּינוֹק אֶלָּא לְמֵת בִּלְבַד מִפְּנֵי שֶׁאָדָם בָּהוּל עַל מֵתוֹ:
22. Если труп лежит на солнце, и некуда отнести его, или [люди] не хотят сдвигать его с места: два человека должны подойти и сесть по обеим сторонам от [трупа]. Если им [стало слишком] тепло [чтобы сидеть на земле], они могут принести кушетки и сесть на них. Если им [стало слишком] тепло [чтобы сидеть на солнце под палящими лучами], то они могут принести циновки и растянуть их над собой. [После этого] они оба могут [уйти], перевернув свои кушетки на бок [, оставив циновки над трупом]. Таким образом, покрытие создается само по себе, поскольку две циновки находятся рядом друг с другом, а их два конца расположены на земле по обе стороны от трупа. הָיָה מֻטָּל בַּחַמָּה וְאֵין לָהֶם מָקוֹם לְטַלְטְלוֹ אוֹ שֶׁלֹּא רָצוּ לַהֲזִיזוֹ מִמְּקוֹמוֹ בָּאִין שְׁנֵי בְּנֵי אָדָם וְיוֹשְׁבִים מִשְּׁנֵי צְדָדָיו. חַם לָהֶם מִלְּמַטָּה זֶה מֵבִיא מִטָּתוֹ וְיוֹשֵׁב עָלֶיהָ וְזֶה מֵבִיא מִטָּתוֹ וְיוֹשֵׁב עָלֶיהָ. חַם לָהֶם מִלְּמַעְלָה זֶה מֵבִיא מַחְצֶלֶת וּפוֹרֵשׁ עַל גַּבָּיו. וְזֶה מֵבִיא מַחְצֶלֶת וּפוֹרֵשׁ עַל גַּבָּיו. זֶה זוֹקֵף מִטָּתוֹ וְנִשְׁמָט וְהוֹלֵךְ לוֹ וְזֶה זוֹקֵף מִטָּתוֹ וְנִשְׁמָט וְהוֹלֵךְ לוֹ וְנִמְצָא מְחִצָּה עֲשׂוּיָה מֵאֵלֶיהָ. שֶׁהֲרֵי מַחְצֶלֶת זֶה וּמַחְצֶלֶת זֶה גַּגֵּיהֶן סְמוּכוֹת זוֹ לָזוֹ וּשְׁנֵי קְצוֹתֵיהֶם עַל הַקַּרְקַע מִשְׁנִי צִדֵּי הַמֵּת:
23. Если труп разложился в доме [до такой степени, что он производит неприятный запах] и, таким образом, подвергается позору в глазах живых, и сам позорит их, разрешено из-за этого перенести его в общественное владение согласно постановлению мудрецов. [Это снисхождение предоставляется, потому что] достоинство людей настолько велико, что отменяет запрет Торы, а именно: «не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево» [Дварим 17:11]. Если у [людей в доме] есть альтернативное место, куда можно пойти, они не могут убрать труп. Вместо этого труп следует оставить на своем месте, а они должны уйти. [В комментариях подчеркивается, что по мнению РАМБАМа главным источником снисходительности является уважение к чести живых, что они вынуждены оставаться в доме, пропитанном запахом разлагающегося трупа]. מֵת שֶׁהִסְרִיחַ בְּבַיִת וְנִמְצָא מִתְבַּזֶּה בֵּין הַחַיִּים וְהֵם מִתְבַּזִּים מִמֶּנּוּ מֻתָּר לְהוֹצִיאוֹ לְכַרְמְלִית. גָּדוֹל כְּבוֹד הַבְּרִיּוֹת שֶׁדּוֹחֶה אֶת לֹא תַּעֲשֶׂה שֶׁבַּתּוֹרָה שֶׁהוּא (דברים יז יא) «לֹא תָסוּר מִן הַדָּבָר אֲשֶׁר יַגִּידוּ לְךָ יָמִין וּשְׂמֹאל». וְאִם הָיָה לָהֶן מָקוֹם אַחֵר לָצֵאת בּוֹ אֵין מוֹצִיאִין אוֹתוֹ אֶלָּא מְנִיחִין אוֹתוֹ בִּמְקוֹמוֹ וְיוֹצְאִין הֵם:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter