СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-24 20:25

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы квасного и мацы. Гл. 2.

1. Тора повелевает (повелевающая заповедь), уничтожить квасное до того, как оно станет запрещено для употребления в пищу, как сказано в [Шмот 12:15]: «но в тот первый день (т.е. накануне) устраните опару из ваших домов». На основе устной традиции делается вывод о том, что «первый день» относится к четырнадцатому дню (месяца Нисан). Доказательством этого служит стих из Торы [Шмот 34:25]: «Не пролей при квасном крови жертвы Моей», то есть не закалывай пасхальную жертву, пока квасное существует [в твоем владении]. Пасхальную жертву забивали четырнадцатого Нисана после полудня. מִצְוַת עֲשֵׂה מִן הַתּוֹרָה לְהַשְׁבִּית הֶחָמֵץ קֹדֶם זְמַן אִסּוּר אֲכִילָתוֹ שֶׁנֶּאֱמַר (שמות יב טו) «בַּיּוֹם הָרִאשׁוֹן תַּשְׁבִּיתוּ שְּׂאֹר מִבָּתֵּיכֶם». וּמִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמְדוּ שֶׁבָּרִאשׁוֹן זֶה הוּא יוֹם אַרְבָּעָה עָשָׂר. רְאָיָה לְדָבָר זֶה מַה שֶּׁכָּתוּב בַּתּוֹרָה (שמות לד כה) «לֹא תִשְׁחַט עַל חָמֵץ דַּם זִבְחִי» כְּלוֹמַר לֹא תִּשְׁחַט הַפֶּסַח וַעֲדַיִן הֶחָמֵץ קַיָּם. וּשְׁחִיטַת הַפֶּסַח הוּא יוֹם אַרְבָּעָה עָשָׂר אַחַר חֲצוֹת:
2. О каком устранении говорится в Торе? Следует устранить квасное в своем сердце и рассматривать его как прах, и решить в своем сердце, что там вообще не осталось квасного: все квасное в его владении должно уподобиться праху как нечто, не имеющее никакой ценности. וּמַה הִיא הַשְׁבָּתָה זוֹ הָאֲמוּרָה בַּתּוֹרָה הִיא שֶׁיְּבַטֵּל הֶחָמֵץ בְּלִבּוֹ וְיַחֲשֹׁב אוֹתוֹ כְּעָפָר וְיָשִׂים בְּלִבּוֹ שֶׁאֵין בִּרְשׁוּתוֹ חָמֵץ כְּלָל. וְשֶׁכָּל חָמֵץ שֶׁבִּרְשׁוּתוֹ הֲרֵי הוּא כְּעָפָר וּכְדָבָר שֶׁאֵין בּוֹ צֹרֶךְ כְּלָל:
3. По постановлению мудрецов, [эта заповедь включает в себя] поиск квасного в скрытых местах и ​​в любых щелях [в доме], его поиск и удаление из всех своих владений. Точно так же, согласно указу мудрецов, мы должны искать [с намерением] уничтожить квасное при свечах ночью, в начале ночи четырнадцатого [Нисана]. [Они начинали поиск в то время], потому что все люди ночью дома, и свет свечи хорош для поиска. Не должно назначать уроки Торы на конец тринадцатого числа Нисана. Точно так же мудрый человек не должен начинать учиться в это время, чтобы не увлечься и, таким образом, не пропустить начало времени поиска квасного. וּמִדִּבְרֵי סוֹפְרִים לְחַפֵּשׂ אַחַר הֶחָמֵץ בַּמַּחֲבוֹאוֹת וּבַחוֹרִים וְלִבְדֹּק וּלְהוֹצִיאוֹ מִכָּל גְּבוּלוֹ. וְכֵן מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים שֶׁבּוֹדְקִין וּמַשְׁבִּיתִין הֶחָמֵץ בַּלַּיְלָה מִתְּחִלַּת לֵיל אַרְבָּעָה עָשָׂר לְאוֹר הַנֵּר. מִפְּנֵי שֶׁבַּלַּיְלָה כָּל הָעָם מְצוּיִין בַּבָּתִּים וְאוֹר הַנֵּר יָפֶה לִבְדִיקָה. וְאֵין קוֹבְעִין מִדְרָשׁ בְּסוֹף יוֹם שְׁלֹשָׁה עָשָׂר. וְכֵן הֶחָכָם לֹא יַתְחִיל לִקְרוֹת בְּעֵת זוֹ שֶׁמָּא יִמָּשֵׁךְ וְיִמָּנַע מִבְּדִיקַת חָמֵץ בִּתְחִלַּת זְמַנָּה:
4. Мы не ищем [квасное] в свете Луны, Солнца или факела; а — только при свете свечи. К чему это относится? К щелям и укромным местам. Однако веранду с большим количеством света достаточно осмотреть ее при свете Солнца. Середину двора обыскивать не нужно, потому что там водятся птицы, которые поедают все квасное, которое туда попадает. אֵין בּוֹדְקִין לֹא לְאוֹר הַלְּבָנָה וְלֹא לְאוֹר הַחַמָּה וְלֹא לְאוֹר הָאֲבוּקָה אֶלָּא לְאוֹר הַנֵּר. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּחוֹרִים וּבְמַחֲבוֹאוֹת אֲבָל אַכְסַדְרָה שֶׁאוֹרָהּ רַב אִם בְּדָקָהּ לְאוֹר הַחַמָּה דַּיּוֹ. וְאֶמְצַע הֶחָצֵר אֵינוֹ צָרִיךְ בְּדִיקָה מִפְּנֵי שֶׁהָעוֹפוֹת מְצוּיִים שָׁם וְהֵן אוֹכְלִין כָּל חָמֵץ שֶׁיִּפּל שָׁם:
5. Дыру в середине [стены] дома между двумя квартирами [осматривают оба владельца], каждый ищет по мере достижения его руки. [Впоследствии] каждый (из них) должен отказаться в своем сердце [от любого квасного], которое могло там остаться. [Это относится к дыре в стене, разделяющей два еврейских жилища.] Однако дыру между [домом] еврея и нееврея вообще не следует обыскивать, из-за нееврейских опасений в том, что еврей околдовывает его. Все, что ему нужно сделать, это отказаться от квасного в своем сердце. Любое место, куда не ввозят квасное, не нужно обыскивать. חוֹר שֶׁבְּאֶמְצַע הַבַּיִת שֶׁבֵּין אָדָם לַחֲבֵרוֹ זֶה בּוֹדֵק עַד מָקוֹם שֶׁיָּדוֹ מַגַּעַת וְזֶה בּוֹדֵק עַד מָקוֹם שֶׁיָּדוֹ מַגַּעַת וְהַשְּׁאָר מְבַטְּלוֹ בְּלִבּוֹ. אֲבָל חוֹר שֶׁבֵּין יִשְׂרָאֵל לְעַכּוּ''ם אֵינוֹ בּוֹדֵק כְּלָל שֶׁמָּא יֹאמַר הָעַכּוּ''ם כְּשָׁפִים הוּא עוֹשֶׂה לִי אֶלָּא מְבַטְּלוֹ בְּלִבּוֹ וְדַיּוֹ. וְכָל מָקוֹם שֶׁאֵין מַכְנִיסִין בּוֹ חָמֵץ אֵינוֹ צָרִיךְ בְּדִיקָה:
6. Не проверяют верхние и нижние щели [в стене] дома, крышу прихожей, стойло для коров, курятник, сеновал, винные погреба или кладовые для масла, если из них не забирают припасы, и кладовые для крупной рыбы, если только в них не приносили квасное. С другой стороны, складские помещения для пива или вина, из которых берутся припасы [периодически], складские помещения для соли, свечей, мелкой рыбы, дров и соленой рыбы, средние щели в стене и все подобные места необходимо проверить, так как в них обычно бывает квасное. Однако, если человек знает, что он не положил туда квасное, то их не нужно осматривать. При осмотре винного погреба, осматривают два внешних ряда бочек: верхний и нижний. חוֹרֵי הַבַּיִת הַתַּחְתּוֹנִים וְהָעֶלְיוֹנִים וְגַג הַיָּצִיעַ וְרֶפֶת בָּקָר וְלוּלִין וּמַתְבֵּן וְאוֹצְרוֹת יַיִן וְאוֹצְרוֹת שֶׁמֶן שֶׁאֵינוֹ מִסְתַּפֵּק מֵהֶן וּבֵית דָּגִים גְּדוֹלִים אֵינָן צְרִיכִין בְּדִיקָה אֶלָּא אִם כֵּן הִכְנִיס לָהֶן חָמֵץ. אֲבָל אוֹצְרוֹת שֵׁכָר וְאוֹצְרוֹת יַיִן שֶׁמִּסְתַּפֵּק מִמֶּנּוּ וּבֵית דָּגִים קְטַנִּים וּבֵית הָעֵצִים וּבֵית הַמּוּרְיָס וְחוֹרֵי הַבַּיִת הָאֶמְצָעִים וְכַיּוֹצֵא בָּאֵלּוּ צְרִיכִין בְּדִיקָה שֶׁסְּתָמָן שֶׁמַּכְנִיסִין לָהֶן חָמֵץ. וְאִם יָדַע בְּוַדַּאי שֶׁלֹּא הִכְנִיס שָׁם חָמֵץ אֵינוֹ צָרִיךְ בְּדִיקָה. וּכְשֶׁבּוֹדֵק הַמַּרְתֵּף בּוֹדֵק מִמֶּנּוּ שְׁתֵּי שׁוּרוֹת הַחִיצוֹנוֹת שֶׁהֵן הָעֶלְיוֹנָה וְשֶׁלְּמַטָּה מִמֶּנָּה:
7. Мы не опасаемся того, что грызуны затащат квасное туда, куда обычно его не приносят. Если бы мы опасались [того, что квасное] могло быть перенесено из дома в дом, нам также пришлось бы опасаться того, что квасное могло быть перенесено из города в город. Этому не будет конца. Человек, проверивший в ночь на четырнадцатое число и положивший десять квасных хлебов, и [позже] обнаруживший [только] девять, должен опасаться [того, что квасное присутствует в его доме] и [следовательно] должен обыскать второй раз, потому что это точно были грызуны. אֵין חוֹשְׁשִׁין שֶׁמָּא גָּרְרָה חֻלְדָּה חָמֵץ לְמָקוֹם שֶׁאֵין מַכְנִיסִין בּוֹ חָמֵץ שֶׁאִם נָחוּשׁ מִבַּיִת לְבַיִת נָחוּשׁ מֵעִיר לְעִיר וְאֵין לַדָּבָר סוֹף. בָּדַק לֵיל אַרְבָּעָה עָשָׂר וְהִנִּיחַ עֶשֶׂר חַלּוֹת וּמָצָא תֵּשַׁע הֲרֵי זֶה חוֹשֵׁשׁ וְצָרִיךְ לִבְדֹּק פַּעַם שְׁנִיָּה שֶׁהֲרֵי גָּרְרָה חֻלְדָּה אוֹ עַכְבָּר בְּוַדַּאי:
8. Точно так же человек, который видел, как мышь забежала в дом с квасным во рту после того, как он искал [квасное], должен обыскать (дом) вторично. [Это применимо], даже если он нашел крошки посреди дома; мы не обязательно должны предположить, что он уже ел хлеб в этом месте, а это его крошки. Мы изначально, опасаемся, что хлеб был отложен в щели или окне, и вот перед нами крошки от него. Следовательно, он должен осмотреть это место снова. Если он ничего не нашел там, то должен осмотреть весь дом. Если он нашел хлеб, который взяла мышь, то ему не нужно искать [дальше]. וְכֵן אִם רָאָה עַכְבָּר שֶׁנִּכְנַס לַבַּיִת וְחָמֵץ בְּפִיו אַחַר בְּדִיקָה צָרִיךְ לִבְדֹּק פַּעַם שְׁנִיָּה אַף עַל פִּי שֶׁמָּצָא פֵּרוּרִין בְּאֶמְצַע הַבַּיִת אֵין אוֹמְרִין כְּבָר אָכַל אוֹתָהּ הַפַּת בְּמָקוֹם זֶה וַהֲרֵי הַפֵּרוּרִין אֶלָּא חוֹשְׁשִׁין שֶׁמָּא הִנִּיחָה בְּחוֹר אוֹ בְּחַלּוֹן וְאִלּוּ הַפֵּרוּרִין שָׁם הָיוּ. וּלְפִיכָךְ חוֹזֵר וּבוֹדֵק. אִם לֹא מָצָא כְּלוּם הֲרֵי זֶה בּוֹדֵק כָּל הַבַּיִת וְאִם מָצָא אוֹתָהּ הַפַּת שֶׁנְּטָלָהּ הָעַכְבָּר וְנִכְנַס אֵין צָרִיךְ בְּדִיקָה:
9. Если кто-то видел, как ребенок вошел в уже проверенный дом с хлебом в руке, последовав за ним внутрь, обнаружил крошки, то нет необходимости [снова] осматривать (дом). Можно с уверенностью предположить, что он ел хлеб и эти крошки упали с него во время еды. Младенцы обычно крошат пищу во время еды, а мыши — нет. Если он не найдет крошек, он должен проверить [вторично]. רָאָה תִּינוֹק שֶׁנִּכְנַס לְבַיִת בָּדוּק וּבְיָדוֹ כִּכָּר וְנִכְנַס אַחֲרָיו וּמָצָא פֵּרוּרִין אֵינוֹ צָרִיךְ בְּדִיקָה שֶׁחֶזְקָתוֹ שֶׁאֲכָלוֹ וְאֵלּוּ הַפֵּרוּרִין שֶׁנָּפְלוּ מִמֶּנּוּ בִּשְׁעַת אֲכִילָה שֶׁדֶּרֶךְ הַתִּינוֹק לְפָרֵר בְּעֵת אֲכִילָתוֹ וְאֵין דֶּרֶךְ עַכְבָּר לְפָרֵר. וְאִם לֹא מָצָא פֵּרוּרִין כְּלָל צָרִיךְ לִבְדֹּק:
10. Если девять стопок мацы и одна стопка квасного были отложены [в сторону]. Прибежала мышь, взяла [что-либо из одной из стопок] и забежала в проверенный дом. Если мы не знаем, взяла ли она квасное или мацу, дом должен быть проверен [снова], поскольку существует равновероятная возможность нарушения (или нет) запрета Торы. הִנִּיחַ תִּשְׁעָה צְבוּרִין שֶׁל מַצָּה וְאֶחָד שֶׁל חָמֵץ וּבָא עַכְבָּר וְנָטַל וְלֹא יָדַעְנוּ אִם חָמֵץ אוֹ מַצָּה נָטַל וְנִכְנַס לְבַיִת בָּדוּק צָרִיךְ לִבְדֹּק שֶׁכָּל הַקָּבוּעַ כְּמֶחֱצָה עַל מֶחֱצָה:
11. Если было две стопки: одна квасная, другая из мацы, и два дома: один осматривали, а другой — нет. Пришли две мыши; одна взяла квасное, а другая — мацу [, и они вошли в дома], и нам не известно, в какой именно дом забежала мышь с квасным... Точно так же, если были проверены два дома, перед которыми лежала одна груда квасного. Мышь взяла [из нее и вошла в дом]. Однако мы не знаем, в какой именно дом она вошла... или мы видели, в какой из домов она вошла, за ней последовал человек и проверил [на наличие квасного] и ничего не нашел... или он проверил и нашел хлеб... Точно так же, если было девять стопок мацы и одна квасная, и от них отделился кусок, и мы не знаем, было ли это квасное или маца; и мышь взяла отломанный кусок и забежала в проверенный дом: Во всех этих случаях повторная проверка не требуется, поскольку наличие запрещенного вещества не доказано. שְׁנֵי צְבוּרִין אֶחָד שֶׁל חָמֵץ וְאֶחָד שֶׁל מַצָּה וּשְׁנֵי בָּתִּים אֶחָד בָּדוּק וְאֶחָד שֶׁאֵינוֹ בָּדוּק וּבָאוּ שְׁנֵי עַכְבָּרִים זֶה נָטַל חָמֵץ וְזֶה נָטַל מַצָּה וְאֵין יָדוּעַ לְאֵי זֶה בַּיִת נִכְנַס זֶה שֶׁנָּטַל הֶחָמֵץ. וְכֵן שְׁנֵי בָּתִּים בְּדוּקִין וּצְבוּר אֶחָד שֶׁל חָמֵץ וּבָא עַכְבָּר וְנָטַל וְאֵין יָדוּעַ לְאֵיזֶה בַּיִת נִכְנַס. אוֹ שֶׁיָּדַע שֶׁנִּכְנַס לְאֶחָד מֵהֶן וְנִכְנַס אַחֲרָיו וּבָדַק וְלֹא מָצָא כְּלוּם אוֹ שֶׁבָּדַק וּמָצָא כִּכָּר. אוֹ שֶׁהָיוּ תִּשְׁעָה צְבוּרִין שֶׁל מַצָּה וְאֶחָד שֶׁל חָמֵץ וּפֵרַשׁ כִּכָּר מֵהֶן וְאֵין יָדוּעַ אִם חָמֵץ אִם מַצָּה וּבָא עַכְבָּר וְנָטַל הַכִּכָּר שֶׁפֵּרַשׁ וְנִכְנַס לְבַיִת בָּדוּק בְּכָל אֵלּוּ אֵינוֹ צָרִיךְ לִבְדֹּק פַּעַם שְׁנִיָּה שֶׁאֵין כָּאן קָבוּעַ:
12. Если человек положил квасное в один угол и обнаружил его в другом ... или кто-то отложил девять хлебов и нашел десять... или забежала мышь и забрала квасное, и неизвестно, входила ли она в этот дом или нет... Во всех этих случаях он должен осмотреть [дом снова]. הִנִּיחַ הֶחָמֵץ בְּזָוִית זוֹ וּמְצָאוֹ בְּזָוִית אַחֵר אוֹ שֶׁהִנִּיחַ תֵּשַׁע חַלּוֹת וּמָצָא עֶשֶׂר. אוֹ שֶׁבָּא עַכְבָּר וְנָטַל הֶחָמֵץ וְסָפֵק נִכְנַס לְבַיִת זֶה אוֹ לֹא נִכְנַס. בְּכָל אֵלּוּ צָרִיךְ לִבְדֹּק:
13. Если мышь забежала в дом с хлебом во рту. Потом оттуда выбежала мышь с хлебом во рту; мы предполагаем, что это одна и та же мышь, и [владельцу] нет необходимости искать (квасное) [снова]. Если первая забежавшая мышь была черной, а убежавшая — белой, он должен осмотреть дом (на квасное) [снова]. Если забежала мышь с хлебом во рту, а выбежала крыса с хлебом во рту, то необходимо вновь осмотреть дом. Если выбежала из дома крыса, держа в пасти мышь, с хлебом в ее рту, то не нужно искать [снова]. [Можно предположить], что это та самая мышь с хлебом во рту. Если змея вползла в щель с хлебом во рту, нет необходимости приглашать ловца змей, чтобы вытащить ее. נִכְנַס עַכְבָּר לְבַיִת וְכִכָּר בְּפִיו וְיָצָא עַכְבָּר מִשָּׁם וְכִכָּר בְּפִיו אוֹמְרִים הוּא הָרִאשׁוֹן שֶׁנִּכְנַס הוּא הָאַחֲרוֹן שֶׁיָּצָא וְאֵינוֹ צָרִיךְ לִבְדֹּק. הָיָה הָרִאשׁוֹן שֶׁנִּכְנַס שָׁחוֹר וְזֶה שֶׁיָּצָא לָבָן צָרִיךְ לִבְדֹּק. נִכְנַס עַכְבָּר וְכִכָּר בְּפִיו וְיָצְאתָה מִשָּׁם חֻלְדָּה וְכִכָּר בְּפִיהָ צָרִיךְ לִבְדֹּק. יָצָאת מִשָּׁם חֻלְדָּה וְעַכְבָּר וְכִכָּר בְּפִיהָ אֵינוֹ צָרִיךְ לִבְדֹּק שֶׁזֶּה הַכִּכָּר הוּא שֶׁהָיָה בְּפִי הָעַכְבָּר. נָחָשׁ שֶׁנִּכְנַס לְחוֹר וּפַת בְּפִיו אֵין חַיָּב לְהָבִיא חֲבָּר לְהוֹצִיאוֹ:
14. Если обнаружили квасное на очень большой балке, [владелец] обязан принести лестницу и убрать его, так как оно может упасть с балки. Если квасное находится в яме, [владелец] не обязан поднимать его. Все, что ему нужно, — это аннулировать [владение им] в своем сердце. כְּזַיִת חָמֵץ בִּשְׁמֵי קוֹרָה מְחַיְּבִין אוֹתוֹ לְהָבִיא סֻלָּם לְהוֹרִידוֹ שֶׁפְּעָמִים יִפּל מִשְּׁמֵי קוֹרָה. הָיָה חָמֵץ בְּבוֹר אֵין מְחַיְּבִין אוֹתוֹ לְהַעֲלוֹתוֹ אֶלָּא מְבַטְּלוֹ בְּלִבּוֹ וְדַיּוֹ:
15. Если комок квасного предназначили для использования в качестве сиденья, и, если его поверхность была покрыта глиной, он [считается] уничтоженным, и нам разрешается оставить его [в Песах]. Тесто в трещинах месильной кадки: если в одном месте находится кусок [теста] размером с оливку, то нужно уничтожить [тесто при любых обстоятельствах]. Если количество квасного меньше указанного; и оно служит для скрепления сломанных частей кадки для замеса теста или для залепления отверстия, то оно [считается] несущественным из-за своего минимального размера. В противном случае его необходимо уничтожить. Если два [комка теста, каждое] размером с половину оливы были найдены в разных местах, и нить теста соединяет их; то мы проверяем, если мы потянем за эту нить, и комочки теста потянутся след за нитью, то необходимо уничтожить [их]. В противном случае никто не обязан уничтожать [их]. כִּפַּת שְׂאוֹר שֶׁיִּחֲדָהּ לִישִׁיבָה אִם טָח פָּנֶיהָ בְּטִיט הֲרֵי זוֹ בְּטֵלָה וּמֻתָּר לְקַיְּמָהּ. בָּצֵק שֶׁבְּסִדְקֵי הָעֲרֵבָה אִם יֵשׁ כְּזַיִת בְּמָקוֹם אֶחָד חַיָּב לְבַעֵר. וְאִם לָאו אִם הָיָה עָשׂוּי לְחַזֵּק בּוֹ שִׁבְרֵי הָעֲרֵבָה אוֹ לִסְתֹּם בּוֹ נֶקֶב בָּטֵל בְּמִעוּטוֹ וְאִם לָאו חַיָּב לְבַעֵר. הָיוּ בּוֹ שְׁנֵי חֲצָאֵי זֵיתִים בִּשְׁנֵי מְקוֹמוֹת וְחוּט שֶׁל בָּצֵק בֵּינֵיהֶם רוֹאִין כּל שֶׁאִלּוּ יִנָּטֵל הַחוּט נִטָּלִין עִמּוֹ חַיָּב לְבַעֵר וְאִם לָאו אֵינוֹ צָרִיךְ לְבַעֵר:
16. К чему относится вышеизложенное? К месильной кадке. Однако [если подобная ситуация обнаруживается] в доме, то необходимо уничтожить [эти комочки теста] в любом случае. [Это устрожение было введено], потому что [маленькие комочки] иногда могут быть собраны вместе. Если куски квасного, размером с половину оливки найдены (порознь) в доме и на втором этаже; или если кусок квасного, размером с половину оливки был найден в доме, а другой (тоже, равный половине оливки) — на крыльце; или если один найден в доме, а другой — во внутреннем помещении — то, поскольку эти куски теста, меньше размера оливы и обнаруживаются, прилипшими к стенам, балкам или полу [дома], никто не обязан их уничтожать. Все, что нужно, — это уничтожить их в своем сердце. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בַּעֲרֵבָה אֲבָל בְּבַיִת אַף עַל פִּי שֶׁאִם יִנָּטֵל הַחוּט אֵין נִטָּלִין עִמּוֹ חַיָּב לְבַעֵר מִפְּנֵי שֶׁפְּעָמִים מְקַבֵּץ אוֹתָן. הָיָה חֲצִי זַיִת בַּבַּיִת וַחֲצִי זַיִת בָּעֲלִיָּה. חֲצִי זַיִת בַּבַּיִת וַחֲצִי זַיִת בָּאַכְסַדְרָה. חֲצִי זַיִת בְּבַיִת זֶה וַחֲצִי זַיִת בְּבַיִת שֶׁלִּפְנִים מִמֶּנּוּ. הוֹאִיל וְאֵלּוּ הַחֲצָאֵי זֵיתִים דְּבוּקִין בַּכְּתָלִים אוֹ בַּקּוֹרוֹת אוֹ בַּקַּרְקָעוֹת אֵינוֹ חַיָּב לְבָעֵר אֶלָּא מְבַטֵּל בְּלִבּוֹ וְדַיּוֹ:
17. Если берут дом в аренду четырнадцатого [Нисана], [то арендатор может действовать], исходя из предположения, что дом был осмотрен и ему не нужно это делать. [Кроме того,] даже уместно предположение о том, что владелец, сдававший дом в аренду, не осмотрел [его], но женщина или несовершеннолетний заявляют: «мы его осмотрели», то им верят, поскольку все утверждения в отношении уничтожения квасного мы принимаем. Каждый может осматривать [дом на отсутствие квасного], даже женщины, рабы и несовершеннолетние. Последнее применимо только в том случае, если несовершеннолетний обладает достаточным разумением для поиска. הַמַּשְׂכִּיר בַּיִת סְתָם בְּאַרְבָּעָה עָשָׂר הֲרֵי זֶה בְּחֶזְקַת בָּדוּק וְאֵינוֹ צָרִיךְ לִבְדֹּק. וְאִם הֻחְזַק זֶה הַמַּשְׂכִּיר שֶׁלֹּא בָּדַק וְאָמְרוּ אִשָּׁה אוֹ קָטָן אָנוּ בְּדַקְנוּהוּ הֲרֵי אֵלּוּ נֶאֱמָנִין שֶׁהַכּל נֶאֱמָנִים עַל בִּעוּר חָמֵץ. וְהַכּל כְּשֵׁרִין לִבְדִיקָה וַאֲפִלּוּ נָשִׁים וַעֲבָדִים וּקְטַנִּים וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה קָטָן שֶׁיֵּשׁ בּוֹ דַּעַת לִבְדֹּק:
18. Если сдают дом в аренду своему товарищу: если четырнадцатое число [Нисана] выпадает до того, как [домовладелец] дал ключи [арендатору], домовладелец несет ответственность за поиск (квасного); если четырнадцатое Нисана выпадает после передачи ключей, ответственность за проверку несет арендатор. Когда человек сдает дом на основании презумпции, что в нем был проведен поиск (квасного), а [позже арендатор] обнаруживает, что поиск в нем не проводился, [арендатор] несет ответственность за его поиск и не может аннулировать сделку, заявив, что это сделка, заключенная на ложных посылках. Это применимо даже тогда, когда принято нанимать людей для поиска, поскольку этим арендатор выполняет заповедь. הַמַּשְׂכִּיר בַּיִת לַחֲבֵרוֹ אִם עַד שֶׁלֹּא מָסַר לוֹ הַמַּפְתֵּחַ חָל אַרְבָּעָה עָשָׂר עַל הַמַּשְׂכִּיר לִבְדֹּק. וְאִם מִשֶּׁמָּסַר הַמַּפְתֵּחַ חָל אַרְבָּעָה עָשָׂר עַל הַשּׂוֹכֵר לִבְדֹּק. הַמַּשְׂכִּיר בַּיִת בְּחֶזְקַת שֶׁהוּא בָּדוּק וְנִמְצָא שֶׁאֵינוֹ בָּדוּק עַל הַשּׂוֹכֵר לִבְדֹּק וְאֵינוֹ מִקָּח טָעוּת. וַאֲפִלּוּ בְּמָקוֹם שֶׁבּוֹדְקִים בְּשָׂכָר שֶׁהֲרֵי מִצְוָה הוּא עוֹשֶׂה:
19. Тот, кто отправляется в море, или тот, кто уезжает в караване в течение тридцати дней [до Песаха], обязан осмотреть [свой дом на отсутствие квасного]. [Если он уезжает] раньше, чем за тридцать дней [до Песаха], то не обязан искать. Однако, если он намеревается вернуться до Песаха, он должен осмотреть (дом) перед отъездом, чтобы не [задержаться и случайно не] вернуться в канун Песаха с наступлением темноты, когда у него не будет возможности уничтожить [квасное]. Однако, если он не намерен возвращаться, ему не нужно осматривать (дом). Точно так же человек, который превращает свой дом в склад; если он делает это в течение тридцати дней [до Песаха], он обязан осмотреть (дом), а затем принести товары, которые там будут храниться. Более чем за тридцать дней до Песаха: если он намеревается вывезти (оттуда) товары до Песаха, то надо осмотреть его (на отсутствие квасного), а затем принести товары, которые он хочет там хранить; если он не намерен вывозить товар до Песаха, то ему не нужно осматривать (дом). הַמְפָרֵשׁ בַּיָּם וְהַיּוֹצֵא בְּשַׁיָּרָא תּוֹךְ שְׁלֹשִׁים יוֹם זָקוּק לִבְדֹּק. קֹדֶם שְׁלֹשִׁים יוֹם אֵינוֹ צָרִיךְ לִבְדֹּק. וְאִם דַּעְתּוֹ לַחֲזֹר קֹדֶם הַפֶּסַח צָרִיךְ לִבְדֹּק וְאַחַר כָּךְ יֵצֵא שֶׁמָּא יַחֲזֹר עֶרֶב הַפֶּסַח בֵּין הַשְּׁמָשׁוֹת וְלֹא יִהְיֶה לוֹ פְּנַאי לְבַעֵר. וְאִם אֵין דַּעְתּוֹ לַחֲזֹר אֵין צָרִיךְ לִבְדֹּק. וְכֵן הָעוֹשֶׂה בֵּיתוֹ אוֹצָר. תּוֹךְ שְׁלֹשִׁים יוֹם זָקוּק לִבְדֹּק וְאַחַר כָּךְ כּוֹנֵס אוֹצָרוֹ לְתוֹכוֹ. קֹדֶם שְׁלֹשִׁים יוֹם אִם דַּעְתּוֹ לְפַנּוֹתוֹ קֹדֶם הַפֶּסַח צָרִיךְ לִבְדֹּק וְאַחַר כָּךְ עוֹשֵׂהוּ אוֹצָר. וְאִם אֵין דַּעְתּוֹ לְפַנּוֹתוֹ קֹדֶם הַפֶּסַח אֵינוֹ צָרִיךְ לִבְדֹּק:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter